Презентация, доклад по МХК Русская музыка 19 века

Содержание

Русская музыка XIX века – это яркая и блистательная эпоха в развитии художественной культурыКамерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в

Слайд 1Развитие русской музыки
во второй половине
XIX века

Развитие русской музыкиво второй половине XIX века

Слайд 2Русская музыка XIX века – это яркая и блистательная эпоха в

развитии художественной культуры

Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

В XIX веке сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки

Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.
В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал
А.Г. Рубинштейн

Русская музыка XIX века – это яркая и блистательная эпоха в развитии художественной культурыКамерная и симфоническая музыка

Слайд 3А. С. Даргомыжский
(1813 – 1869)
В 1835 году встретился с Глинкой, и

это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.
Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова.

Родоначальник классической русской музыкальной школы.
Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.

М. И. Глинка
(1804 – 1857)

Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.

Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии,песни.

П. И. Чайковский
( 1840-1893)


МУЗЫКА

А. С. Даргомыжский(1813 – 1869)В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в

Слайд 4Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной

борьбе с критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло препятствия постановкам русских опер.

Велико значение русского искусства 60-х и 70-х годов. Оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов.
Во всех областях искусства и в литература было создано множество замечательных произведений.
Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.

Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими

Слайд 5Композиторы «Могучей кучки»

Композиторы «Могучей кучки»

Слайд 6М. А. Балакирев
А. П. Бородин
Ц. А. Кюи
М. П. Мусоргский
Н. А. Римский-Корсаков
«Могучая

кучка»

Творческое содружество композиторов было представлено такими именами, как
М.А. Балакирев (1836/37 – 1910), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), М.П. Мусоргский (1839 – 1881), А.П. Бородин (1833 – 1887) , Н.А Римский – Корсаков (1844 – 1908)

М. А. БалакиревА. П. БородинЦ. А. КюиМ. П. МусоргскийН. А. Римский-Корсаков«Могучая кучка»Творческое содружество композиторов было представлено такими

Слайд 7Лучшие музыкальные традиции
М.И. Глинки
были продолжены в творчестве композиторов, вошедших

в историю русской музыкальной культуры под названием «Могучая кучка»

Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза, созданного в конце 1850-х годов, стал
Милий Алексеевич Балакирев.

Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

сочувствовали передовым идеям века;
сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
широко общались с публикой

Лучшие музыкальные традиции М.И. Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю русской музыкальной культуры под

Слайд 8Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара»

на стихи М.Ю. Лермонтова, «Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра», Увертюра на темы трех русских песен».

Для фортепиано, своего любимого музыкального инструмента, он создал великолепную фортепианную восточную фантазию «Исламей», навеянную впечатлениями от путешествий по Кавказу. Сорок романсов(«Грузинская песня», «Песня селима», «Песня золотой рыбки»), сонаты, мазурки, ноктюрны и вальсы, сборники русских песен являются лучшими достижениями композитора.

М.А. Балакирев – замечательный пианист и композитор, сумевший объединить вокруг себя не только любителей музыки, но и талантливых исполнителей и композиторов. Его незаурядные способности, превосходные исполнительские и артистические данные, разносторонние музыкальные познания и острый, проницательный ум приводили в восхищение и обеспечили ему незыблемый авторитет.

Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи М.Ю. Лермонтова, «Русь» и

Слайд 9Цезарь Антонович Кюи
(1835 – 1918)
Ц. Кюи — русский композитор,
член балакиревского

содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал.
Он прожил долгую и насыщенную жизнь.
Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной
культуры и военной науки.

Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие

Цезарь Антонович Кюи(1835 – 1918)Ц. Кюи — русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей

Слайд 10Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.
Замечательный лирик, способный воплощать

в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе.
В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Сожженное письмо», «Истомленная горем», 13 музыкальных картинок и др.

Стоит отметить, что для вокального исполнения им было создано около
70 хоров и 2 кантаты. Много интересных произведений Кюи написал в области инструментальной музыки – это сюиты, скерцо, тарантелла, 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели.

Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие

Слайд 11Александр Порфирьевич Бородин
(1833 —1887)
Александр Порфирьевич Бородин – одна из монументальных фигур

русской композиторской школы. Он - один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем
М.И. Глинки.

Знаменитая "Могучая кучка", кроме всего прочего, оправдывала свое название и тем, что в состав этого замечательного музыкального кружка входил поистине могучий человек – Александр Порфирьевич Бородин. Высокий, огромной физической силы, на светских приемах всегда привлекавший внимание своей красивой статной внешностью.

В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Александр Порфирьевич Бородин(1833 —1887)Александр Порфирьевич Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы. Он - один

Слайд 12 В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный

композитор, автор оперы «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии», основатель эпического направления в русской музыке.

Наиболее значительное произведение Бородина – опера "Князь Игорь", являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. 

 В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, автор оперы «Князь Игорь» и

Слайд 131-я симфония Бородина (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра

у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма.

Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876).  
1-я симфония Бородина (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало

Слайд 14
(1839-1881)
Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была

солона, смелая, искренняя речь к людям... — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться.

Модест Петрович Мусоргский 

русский композитор, член «Могучей кучки».

Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по-своему, и каждому ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному.

(1839-1881) Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям...

Слайд 15Жизнь Мусоргского была преданным служением искусству,
а в искусстве — народу.
Произведения Мусоргского часто

удивительно созвучны некрасовским стихам.  Горькая ирония бедняка в песне «Калистрат», стихийная мощь бунтовщиков-стрельцов в опере «Хованщина»,  прекрасная печаль протяжной русской песни в колыбельной «Спи, усни, крестьянский сын» — всё это типичные для Мусоргского и очень русские образы, привлекающие его с юных лет и на протяжении всего творческого пути.

Только воплощались эти образы в разные годы по-разному: композитор постоянно искал новые пути, новые музыкальные средства выражения.
Его задачей была жизненная правда; к ней он стремился всю жизнь, и на этом пути открыл столько перспектив, смог увидеть столько возможностей в различных музыкальных жанрах, что его справедливо считают реформатором в музыке.
 

Жизнь Мусоргского была преданным служением искусству, а в искусстве — народу.Произведения Мусоргского часто удивительно созвучны некрасовским стихам.  Горькая ирония бедняка

Слайд 16В историю отечественной и мировой музыкальной культуры Мусоргский вошел и как

автор двух больших опер – «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых он обращается к историческому прошлому русского народа.

В этих операх воссоздан колорит далекой исторической эпохи, народ впервые становится подлинным героем, а не фоном, на котором разворачивается действие.

В историю отечественной и мировой музыкальной культуры Мусоргский вошел и как автор двух больших опер – «Борис

Слайд 17(1844-1908)
выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог
Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого

младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.

Николай Андреевич Римский - Корсаков

Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к национальным чертам духовного облика, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.

(1844-1908)выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, —

Слайд 18Мир русских народных сказок всегда привлекал Римского - Корсакова.
Из 15

опер семь посвящены сказочным и легендарным сюжетам.

СНЕГУРОЧКА — весенняя сказка Н. Римского-Корсакова в 4 д. с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 29 января 1882 г.,
под управлением Э. Направника.

В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.

Мир русских народных сказок всегда привлекал Римского - Корсакова. Из 15 опер семь посвящены сказочным и легендарным

Слайд 19«Садко» 
Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем

произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.

«Садко» — произведение эпическое.
Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование.

«Садко» Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами,

Слайд 20Художественные произведения русских писателей не раз вдохновляли
Н.А. Римского – Корсакова

на создание опер. Повести Н.В. Гоголя, одного из любимейших писателей композитора, послужили источником для написания опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством».

«Майская ночь» 

В опере сопоставлен мир людей и русалок, но и сказочные образы отмечены реальными чертами.

Музыка проникновенно раскрывает красоту украинской природы, рисует жизнь села, ее обрядовую и бытовую сторону.

Художественные произведения русских писателей не раз вдохновляли Н.А. Римского – Корсакова на создание опер. Повести Н.В. Гоголя,

Слайд 21Эта опера Римского-Корсакова носит национально-фольклорный характер. Композитор использует здесь интонации народной

украинской музыки.
Фантастика тесно переплетена с реальным бытом.

«Ночь перед рождеством»

Эта опера Римского-Корсакова носит национально-фольклорный характер. Композитор использует здесь интонации народной украинской музыки. Фантастика тесно переплетена с

Слайд 22 «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» — драматические сцены
Н. Римского-Корсакова по одноименной трагедии А.

Пушкина. 

Опера обращена к сложнейшим человеческим чувствам и переживаниям.
Главная мысль пушкинского произведения, выраженная в словах Моцарта о том, что «гений и злодейство две вещи несовместимые», была мастерски воплощена в музыке.

 «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» — драматические сцены Н. Римского-Корсакова по одноименной трагедии А. Пушкина. Опера обращена к сложнейшим человеческим чувствам

Слайд 23«Музыкальная исповедь души»:
творчество
П.И. Чайковского

«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского

Слайд 24
Петр Ильич Чайковский
Российский композитор. Тонкий психолог, мастер – симфонист, музыкальный

драматург.

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, которые призывают ее».

(1840-1893)

Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры

Петр Ильич Чайковский Российский композитор. Тонкий психолог, мастер – симфонист, музыкальный драматург.«Вдохновение – это такая гостья, которая

Слайд 25В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы и

классической симфонии в 4-х частях.

Из шести созданных симфоний особой популярностью пользуются Четвертая (1877), Пятая (1888) и Шестая (1893), которые одновременно несут в себе трагическое начало и светлый оптимизм.

В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы и классической симфонии в 4-х частях.Из шести

Слайд 26Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы.
Долог и мучителен был

поиск собственных путей в создании лирико-психологической музыкальной драмы. Лучшие оперные произведения композитора –
«Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890).

В опере «Евгений Онегин» Чайковский сосредоточил внимание на изображении душевных переживаний героев.

В сцене письма Татьяны к Онегину удивительно точно и тонко отражены душевные смятения героини.

Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы. Долог и мучителен был поиск собственных путей в создании лирико-психологической

Слайд 27В музыке оперы «Пиковая дама» блестяще переданы идея губительной власти денег,

лживая атмосфера высшего света, способность сломить даже незаурядного человека.

В заключительном ариозо Германна «Что наша жизнь? Игра!»
звучит мотив справедливого возмездия за бесчестный поступок и недостойное поведение.

В музыке оперы «Пиковая дама» блестяще переданы идея губительной власти денег, лживая атмосфера высшего света, способность сломить

Слайд 28Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка
П.И. Чайковского, в которой

он выступил не только как блестящий реформатор, но и как первооткрыватель.
Если раньше в балетных спектаклях основное внимание уделялось хореографическому мастерству и виртуозности танцовщиков, то теперь музыка начинает играть важнейшую роль в организации драматургического действия.

Работая над музыкой к балетным спектаклям, Чайковский произнес однажды знаменитые слова:
«Балет – та же симфония»

Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка П.И. Чайковского, в которой он выступил не только как блестящий

Слайд 29Музыкальные образы «Лебединого озера» развивались в соответствии с принципами оперного и

симфонического искусства

«По музыке «Лебединое озеро» - лучший балет, который я когда-либо слышал…
Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия…»

Музыкальные образы «Лебединого озера» развивались в соответствии с принципами оперного и симфонического искусства«По музыке «Лебединое озеро» -

Слайд 30В 1889 году Чайковский создает музыку к балету «Спящая красавица» по

мотивам сказки французского писателя Шарля Перро.
Вся музыка соответствует сказочному настрою: мотив сна, поиски красоты, пробуждения жизни.

В 1889 году Чайковский создает музыку к балету «Спящая красавица» по мотивам сказки французского писателя Шарля Перро.

Слайд 31«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского; стоит обособленно от

традиции балетного жанра,
новаторски применены музыкальные образы.
«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского; стоит обособленно от традиции балетного жанра, новаторски применены музыкальные

Слайд 32Широко известны фортепианные пьесы Чайковского «Детский альбом» и «Времена года»
Цикл пьес

«Времена года» свидетельствуют об удивительном музыкально-живописном таланте композитора, сумевшего создать картины родной русской природы.
Широко известны фортепианные пьесы Чайковского «Детский альбом» и «Времена года»Цикл пьес «Времена года» свидетельствуют об удивительном музыкально-живописном

Слайд 33Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского.
Их отличают искренность лирического чувства,

интонации русской народной песни и бытового романса.

Шедеврами стали его проникновенные произведения в этом жанре: «Благословляю
вас, леса…»,
«Средь шумного бала…».

Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского. Их отличают искренность лирического чувства, интонации русской народной песни и бытового

Слайд 34Традиции П.И. Чайковского в музыке в дальнейшем успешно развивали
А.К. Глазунов
С.И.

Танеев

Н.Г. Рубинштейн

С.В. Рахманинов

Традиции П.И. Чайковского в музыке в дальнейшем успешно развивали А.К. ГлазуновС.И. ТанеевН.Г. РубинштейнС.В. Рахманинов

Слайд 35Презентацию подготовила
учитель музыкального искусства и МХК
МКОУ СОШ № 1 с. Эльхотово

РСО-Алания
Улубиева О.Г.
Презентацию подготовилаучитель музыкального искусства и МХКМКОУ СОШ № 1 с. Эльхотово РСО-АланияУлубиева О.Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть