Слайд 1Реалистические тенденции в живописи Голландии
Слайд 2Реализм
Направление в искусстве, художники которого сознательно и последовательно, объективно
и правдиво изображают действительность
Слайд 3 Принципы реалистической живописи
(сформулированы Рембрандтом)
«Учись
прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
Слайд 4Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606 – 1669)
Родился в Лейдене, в семье
мельника.
В 1631 г. переезжает в Амстердам, там завоевывает известность.
В портретах появляется непосредственная жизненная правдивость – как следствие этого потеря заказов, непонимание.
В 1642 г. - личное горе (смерть жены)
В 1669 г. – умирает нищим, похоронен на кладбище для бедняков на общественные средства.
Слайд 5Характерные черты письма:
Искусство светотени (главные смысловые акценты в картине)
Эффект горящих и
тлеющих тонов
Тематика бесконечно разнообразна (попытки передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни) мифологические и библейские темы
Слайд 6Творческое наследие
800 картин и портретов (из них 100 автопортретов)
300 офортов
2000 рисунков.
Основные
произведения
Урок анатомии 1632 г.
«Автопортрет с Саскией на коленях» 1634г.
«Ночной дозор» 1642г.
«Святое семейство» 1645г.
«Портрет старушки» 1654г.
«Групповой портрет синдиков суконного цеха» 1662г.
«Возвращение блудного сына» 1668г.
Слайд 7 Художественной метафорой Рембрандта, главным принципом его творческого метода стало
искусство светотени. Художник с помощью света выделяет в картине главные смысловые акценты.
В ранних картинах Рембрандта можно наблюдать множество едва заметных переходов от светлого к тёмному, градации золотисто-коричневого, красного и оливкового. В поздних произведениях часто возникает эффект горящих и тлеющих тонов. Сверкающее золото мантий, переходы от тёмно-вишневого к ярким оттенкам красных раскалённых углей, а затем к угасающим тонам оранжевого – такова красочная палитра художника.
Слайд 8Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств.
«Блудный сын» - последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка.
«Возвращение блудного сына», 1668-1669 г., Снкт-Петербург, Эрмитаж
Слайд 9Жертвоприношение Авраама, 1636 г
Это один из самых драматических
моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично.
Слайд 10Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни
Рембрандта. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Пир Валтасара, 1635 г., Лондонская национальная галерея
Слайд 11Портрет Яна Сикса - одно из лучших творений Рембрандта.
Друг Рембрандта.
Поэт, меценат
и
крупный
промышленник.
1654 г., собрание Сикса, Амстердам.
Слайд 12Портрет старушки
Старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями.
1654 г., ГМИИ
им. А.С. Пушкина, Москва
Слайд 13 Эта работа Рембрандта последние два века известна под названием «Ночной
дозор». Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.
Ночной дозор, 1642 г., Государственный музей, Амстердам
Слайд 14 В историю мировой живописи Рембрандт вошёл и как блестящий
мастер автопортретов. В ста созданных им автопортретах в живописи и графике – история его жизни, биография души, исповедь художника.
Автопортрет. 1634 г., галерея Уффици, Флоренция
Слайд 15 Автопортрет. Ок. 1661 г.,
Автопортрет с Саскией на коленях
Кенвуд-Хаус, Лондон 1635-1636 гг., картинная галерея, Дрезден
Слайд 16Офорты Рембрандта
Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта.
Он покрывал лаком металлическую пластину и тонкой иглой наносил рисунок. После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу. В офортах проявились новые грани таланты художника: тонкая детализация, непринуждённый штрих, максимальная живописность, удивительные градации чёрного и белого цветов, чёткость линий.
Слайд 18 Великие мастера голландской живописи
Слайд 19 В XVII в. В Голландии популярными становятся жанры портрета
и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвящённые мифологическим и библейским сюжетам.
Особенно популярна была портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения.
Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к концу XV в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и соединений. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний.
Слайд 20Наиболее известным портретистом этого времени стал Франс Халс (1581/85 – 1666)
Ф.
Халс Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, 1616 г., музей Франса Халса, Харлем
Слайд 21Регентши приюта для престарелых, 1664 г., музей Франса Халса, Харлем
Слайд 22В 1620-1630-х гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены
брызжущие жизненной энергией представители простого народа
Цыганка, Лувр, Париж
Весёлый собутыльник, государственный музей, Амстердам
Слайд 23Шут с лютней, Лувр, Париж
Малле Баббе, Берлинская картинная галерея
Слайд 24Поздние произведения Халса — вершина его творческого пути; разносторонние по характеристике
портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность.
Портрет мужчины с перчаткой
Портрет женщины
с веером
Портрет
Изабеллы Койманс
Слайд 25В 1620-1640 годах Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж
на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).
Слайд 26Довольно успешно в Голландии развивается и бытовой жанр. Художников, работающих в
этом жанре, называют «малыми голландцами». Они пишут картины небольших форматов.
Ян Стен (1626 – 1679 гг.)
Питер де Хох (1629 – 1684 гг.)
Герард Терборх (1617 – 1681 гг.)
Слайд 27П. де Хох «Хозяйка и служанка», 1657 г., государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Г.
Терборх «Бокал лимонада», 1660 г.
Слайд 28В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойдённые мастера натюрморта. Виллем
Хеда и Питер Клас - наиболее известные художники этого жанра
В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда», 1649 г.
П. Клас «Завтрак», 1646 г.
Слайд 29Популярным в голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Лкчшими среди художников-пейзажистов
были Ян ван Гойен и Якоб Рейсдал
Я. Рейсдал «Мельница Дюрстеде», 1670 г.
Я. Ван Гойен «Вид на Эммерих», 1645 г.
Слайд 30«Величайшим магом и волшебником живописи» ещё при жизни был назван Ян
Вермер. Работая в разных жанрах живописи, он неизменно добивался успеха.
Сводница, 1656 г.
Девушка с жемчужной серёжкой, 1665 г.
Слайд 31Вид Делфта, ок. 1660 г.
Мастерская художника,
1666 – 1667 гг.
Слайд 32Домашнее задание
Рембрандт. Возвращение блудного сына.
Дать краткое описание картины по плану:
притча
сюжет,
герои,
краски,
светотень.