Слайд 1Изобразительное искусство
романтизма
Франсиско Гойя
Учитель МХК
Савчук Л.В.
Слайд 2В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху.
Живописные полотна
Т.Жерико Э.Делакруа (Франция), Ф.Гойи (Испания), Д.Тёрнера, Д.Констебла, У.Блейка (Англия), С.Щедрина, О.Кипренского, К.Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма.
Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека.
Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Художники часто прибегают к языку намёков и символов, приглашая зрителей дорисовать в воображении всё остальное.
Слайд 3Вспомним главные принципы Романтизма:
Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. (неудовлетворенность действительностью,
кризис идеалов классицизма, стремление уйти в мир идеальных представлений, утопические мечтания о совершенстве мира).
Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.(В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства
Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы .(В жизни Природы герой-романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика).
Экзотика дальних стран (Такой стойкий интерес к Востоку был продиктован важнейшими историческими событиями: военными походами Наполеона в Египет, войной за независимость Греции, завоеванием Алжира Францией.
Слайд 4Замечательную галерею портретов своих современников создал Великий испанский художник Франсиско Гойя
(1746 – 1828). В них он прежде всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства, переживания.
Будучи придворным художником короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, го это не помешало ему создать глубокие и проникновенные картины. Часто емй приходилось «Заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека.
Гойя говорил: «Мир – маскарад: лицо и одежда, голос – всё подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле; каждый обманывается, и никто не узнаёт себя».
Слайд 5 В этом автопортрете Гойи (1815) чувствуется влияние Рембрандта.
Сам художник говорил, что, помимо Рембрандта, признает еще лишь двух художников - Веласкеса и Природу.
Франсиско Гойя
1746 - 1828
Слайд 6Хронология Жизни Гойи
1746 Родился 30 марта в Фуэндетодосе, в Испании.
1759
Переезжает в Сарагосу.
1763 Проваливается на экзаменах в Королевскую академию Сан-Фернандо, Поступает в ученики к Франсиско Байеу.
1773 Женится, на Хосефе Байеу, сестре Франсиско Байеу.
1774 Переезжает в Мадрид и начинает работать художником на Королевской шпалерной мануфактуре Санта-Барбара.
1780 Становится членом Королевской академии Сан-Фернандо.
1785 Избран вице-директором, живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.
1786 Приглашен ко двору короля Карла III.
1788 От нового короля, Карла IV, получает титул придворного художника.
1792 Едва не умирает от странной болезни.
1795 Избран директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.
1799 Публикует серию офортов "Капричос".
1808 Возведенный на испанский престол брат Наполеона Жозеф оставляет Гойю при своем дворе в прежней должности.
1812 Умирает Хосефа. Сходится с Леокадией Вейсс.
1819 Переезжает, в загородный дом, ("Дом Глухого") неподалеку от Мадрида.
1820 Начинает работать над серией офертов "Черные картины".
1824 Не соглашаясь с политикой короля Фердинанда VII., отправляется в добровольное изгнание во Францию.
1828 Умирает во французском, городе Бордо в возрасте 82 лет.
Слайд 7
Женитьба в 1773 году на Хосефе Байеу помогла Гойе получить признание.
Немалую роль в этом сыграл ее брат, придворный живописец Франсиско Байеу.
Портрет Хосефе Байеу
Слайд 8
Этой работой художник отдал дань уважения врачу, спасшему его в 1819
году. Персонажи заднего плана могут быть отражением кошмаров, мучивших Гойю во время болезни.
После этой болезни художник навсегда потерял слух.
Автопортрет с доктором Арьета (1820)
Слайд 9Даже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи. Полностью потеряв
слух в 1792г., он ещё пристальнее всматривается в лица своих современников и анализирует их характеры. Короли и светские красавицы, гранды и грандессы, философы и ценители искусств, поэты и учёные, простолюдины и нищие становятся героями его полотен.
Он создаёт яркие образы, иногда прекрасные и чарующие, а порой зловещие и отталкивающие.
Слайд 10Гойя. Групповой портрет«Семья Карла IV»
Слайд 12Гойя - художник -гражданин и сатирик
Автор серии
офортов «Черные картины»
(82 листа) 1810-1820 гг, в которой обвинял наполеоновское правительство в оккупации Испании и злодеяниях над народом и серии гравюр «Капричос», в которых издевательски рисует
человеческие и общественные пороки.
Слайд 14Гойя начал работать над «Капричос» в самый тяжёлый период своей жизни.
Незадолго до этого он перенёс тяжёлую болезнь, лишился слуха (и всё никак не мог привыкнуть к этому состоянию), возлюбленная предала его, но эти несчастия будто обострили его внутреннее зрение.
Гойя вдруг новыми глазами посмотрел вокруг и увидел жуткую бездну, в которую затягивало не только его, но и весь испанский народ. Показать открывшуюся ему истину художник мог только в своих произведениях.
Работа над серией «Общечеловеческих пороков» длилась около 2 лет.
Всего было создано 80 досок. Серия «Капричос» состоит их 5 частей.
«Я, Франсиско Гойя, живописец, достигнув 52 лет от роду, в здравом уме и твёрдой памяти, начинаю это повествование о том, что видел, Чему был свидетелем, что испытал сам, что понял, что мне привиделось и раскрылось в этом странном мире; я открою вам истину. Смотрите и судите…»
Слайд 18 Лист из серии «Капричос»
«До самой смерти»,
на котором он
высмеивает саму королеву и ее придворных дам.
Слайд 21Ф.Гойя «Герцогиня Альба в черном»
Слайд 22 Махи - свободные женщины, не придерживающиеся общепринятых
правил и всегда готовые на новую любовную интригу. Они были излюбленным образом Гойи. Но эта картина, как считают некоторые исследователи, несет и
символический смысл. Он в том, что прекрасная свободолюбивая Испания живет между решеткой тюрьмы и лапами слабеющей на глазах инквизиции.
«Махи на балконе»
Слайд 23
Вместе с полотном "Маха обнаженная" эта картина составляет своеобразный диптих. По
общему мнению, позировала для обеих картин герцогиня Алъба, бывшая возлюбленная художника. Все здесь проникнуто ароматом тайны и скрытой чувственности.
"Маха одетая"
Слайд 24"Маха обнаженная"
Вторая картина, где позирует возлюбленная художника герцогиня Альба в
образе махи. Гойя не маскирует ее ни в образе Венеры, ни в образе Богини весны Майи. Он рисует прекрасную земную женщину, которая гордится своей красотой и наслаждается любовью. Черный фон как символ тайны и запретности.
Слайд 25Найди шедевры Гойи
1
2
3
4
9
8
7
6
5
10
11
12
13
Слайд 26Ответы на тест
№1 - Э.Мане «На балконе»
№2 –Ф.Гойя «Махи на балконе»
№3 – К.Коровин «Испанки на балконе» №4 – Ренуар «В ложе»
№5 – Ф.Гойя «Герцогиня Альба» №6 – М.Нестеров «Амазонка»
№7 – Э.Мане. «Лола из Валенсии» №8 – Ф.Гойя «Герцогиня Альба»
№9 – Ярошенко «Курсистка» №10 – Э.Мане «Олимпия»
№11 – Ф.Гойя «Обнаженная маха» № 12 – Тициан «Венера»
№13 – Веласкес «Венера с зеркалом»
Слайд 27Гойя "Расстрел повстанцев«
1814 год
Слайд 28Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (1814). Прадо,
Мадрид.
2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было жестоко подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками. Сразу же вслед за этим французские власти провели массовые казни повстанцев - они продолжались всю ночь и весь следующий день. После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две большие картины, которые, по мысли заказчика, должны были "увековечить посредством живописи героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы". Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству - это связано, скорее всего, с тем, что художник написал их в слишком оригинальной манере. От него требовали героических фигур и патетических жестов, а он по-человечески страстно проклинал ужасы войны. Особенно зримо это проявилось в картине "Расстрел повстанцев", сегодня считающейся непревзойденным шедевром. Хотя сам Гойя не был свидетелем казни, но атмосферу страшного насилия над человеческой природой ему великолепно удалось передать.
Слайд 30Гойя. Групповой портрет«Семья Карла IV»
Слайд 31Семья короля Карла IV (1800-01). Прадо, Мадрид
Этот грандиозный групповой портрет
королевской семьи Гойя написал уже в качестве Первого придворного художника. Парадные одеяния тут лишь подчеркивают пустоту облаченных в них титулованных лиц, что дало повод трактовать эту картину как сатиру. Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением.
В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. Остальные члены семьи разделены на две группы. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость, здесь можно обнаружить и "оживляющие" его детали. Так, например, стоящая справа инфанта Мария-Луиза-Жозефина нежно прижимает к себе грудного младенца - своего сына.
Парадный портрет семьи Карла IV первоначально планировалось повесить в королевском дворце в Мадриде, где он должен был освещаться свечами. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Лишь сам художник едва различим. Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых); все женщины - в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения в технике импасто, переливаются дополнительными блестками. Издалека может показаться, что художник занят по преимуществу чертами лиц и фактурой ткани, но при близком рассмотрении обнаруживается виртуозная работа кистью. Быстрые, летящие мазки контрастируют, соседствуя, с густыми мазками и пятнами краски.
Готовясь к этой работе, Гойя написал десять портретных этюдов членов королевской семьи.
Слайд 32В 1819 году художник решил навсегда покинуть Мадрид и купил загородное
поместье с двухэтажным домом. Своё новое жилище он украсил жуткими росписями. Образы, существующие в глубинах подсознания художника, вырвались на свободу и обрели самостоятельную жизнь. Страшно представить себе внутренний мир человека, живущего в таком окружении…
Последние годы жизни Гойи прошли во Франции, куда он перебрался опасаясь недовольства короля Фердинанда. Несмотря на преклонный возраст, глухоту и слабость, он всё ещё полон жажды жизни, умудрялся путешествовать, продолжал рисовать, занимался литографией. Дни свои Гойя закончил в Бордо в возрасте 82 лет. Прах художника был перевезён на родину и захоронен в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, для которой он когда –то выполнял чудесные фрески.