Слайд 2Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской
культуре конца 18 — начала 19 веков.
Слайд 3Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов
разных стран – romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique – нечто живописно – странное, фантастически – красивое.
Слайд 4Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением
паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Слайд 5Все: живописцы, писатели и музыканты в своих произведениях стремились осветить высочайшее
предназначение человека, его богатый духовный мир, глубину переживаний и эмоций. Именно с этого момента человек с его духовными переживаниями и исканиями, внутренней борьбой стали самой главной темой в произведениях искусства, а «размытая» идея всеобщего благоденствия и процветания ушла на «второй план».
Слайд 6Живописи романтизма была присуща страшная
жажда творить всеми возможными способами.
Любимыми выразительными
средствами романтической живописи стали :
яркий , насыщенный колорит , контрастное освещение , эмоциональность манеры , мазка , фактуры.
Художники часто прибегали к языку намёков и символов , приглашая зрителей дорисовать в воображении всё остальное .
Слайд 7Многие художники эпохи романтизма считали , что к пониманию
сущности бытия нужно
идти через постижение людей , внутреннего
мира человека .
Слайд 8Каков же он , человек романтического поколения , запечатлённый на полотнах
выдающихся
творцов?
Слайд 9Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и
войн , трагических судеб целых
народов .
Он совершает героические поступки , способные вдохновить окружающих .
Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире .
Он гордится внутренней свободой собственного
<Я > и в то же время страдает из-за этого .
Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм , нерастраченную энергию и разочарованность. Не находя идеала в современном мире.
он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных
рыцарей Средневековья .
Но , как бы ни был противоречив облик
героя-романтика , в нём утверждается исключительная ценность
человеческой личности , её порыв к неограниченной свободе
и творческому самовыражению .
Слайд 10В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа.
Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.
Слайд 11Германия
Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества
и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.
Слайд 12Традиционный эталон этого жанра – это работы Отто Рунге.
Слайд 14«Мы втроем»
Художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной
(картина не сохранилась). Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.
Слайд 15Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует
братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур.
Слайд 16Отто Рунге является автором трактата «Световой круг» или «Световая сфера »
(1810г.), в которой художник градирует цветообразование и классифицирует цвета. Трактат положен в основу современной школы живописи.
Слайд 17Расколов цветовой спектр на составляющие, Филипп Отто Рунге овладел безошибочной свето
- и цветопередачей. Живописец создавал полотна фантастические с сюжетами, наполненными воздухом и пространством: «Большое утро » (1808г.), и совершенная противоположность, ранее созданная, работа в монохромном исполнении сепии - «Утро » (1807г.).
Слайд 20Броский представитель романтизма в живописи был художник – пейзажист Каспар Давид
Фридрих. Он делал акценты на мощи и силе природы, морских и горных пейзажей, которые созвучны человеку.
Слайд 21 Он писал горные , морские и лесные пейзажи , давая почувствовать
зрителю безграничность и беспредельность высей и далей . Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой .
Если он вводит в свои пейзажи человека, то создаётся впечатление , что человек заброшен сюда какими- то случайностями или превратностями судьбы.
Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины, сидящим на берегу моря или уходящим вдаль по лесной тропе . Находясь внутри природы и одновременно теснимый ею, он воспринимается как чуждый для неё элемент.
Крошечные размеры человеческих фигур несопоставимы с грандиозными масштабами гор и лесов , безбрежностью морской глади или неба . Принципиально не подписывая и не датируя свои картины , художник лишний раз напоминал , что он является лишь соавтором вечной природы .
Слайд 22 Меловые скалы на острове Рюген, 1818.
Слайд 23«Странник над морем тумана». 1817—1818 гг.
Слайд 24На картине изображён странник - сам художник, стоящий на тёмной, крутой
скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения байронического героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.
Слайд 25Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам.
Бурная общественная
жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.
Слайд 26В творчество Э. Делакруа и Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи.
Живописцы создавали пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовались светом и цветом, изображали возвышенный порыв к свободе и борьбе.
Слайд 27Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ»
Слайд 28Находясь под впечатлением событий Июльской революции 1830 г., он сообщал в
письме к брату :» «Если я не сражался за родину, то пусть , по крайней мере , буду писать ради неё» .
Патриотический порыв , грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ» (28 июля 1830 г.), сочетающей в себе почти протокольную реальность
репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Не случайно современники назвали её «Марсельезой французской живописи».
Слайд 29Смысловым центром картины становится фигура Свободы -
прекрасной женщины с трёхцветным знаменем
в руке . В едином
порыве она увлекает за собой восставших , придавая силы раненому
солдату , воодушевляя на подвиг детей и взрослых.
. . . Эта сильная женщина . . .
С хриплым голосом , с огнём в глазах ,
Быстрая , с широким шагом ,
Наслаждающаяся криками народ а ,
Кровавыми схваткам и , долгим рокотом барабанов ,
Запахом пороха , доносящимся издал и ,
Отзвуками колоколов и оглушающих пушек . . .
О. Барбье . Ямбы
( Перевод А . Г. Ко нюс)
Слайд 30Эжен Делакруа
«Клеопатра и крестьянин»
Слайд 31«Сирота на кладбище» Эжен Делакруа
Слайд 32«Бег свободных лошадей в Риме» Теодор Жерико
Слайд 34Испанский художник Франсиско Гойя ( 1746 -1828 ) стал свидетелем Наполеоновских
войн, опустошивших и разоривших Испанию . В 1808 г . в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской оккупации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Гойя был вместе со своим народом .
Произведения тех лет сопровождали подписи :
«Я видел это!»,
« Нельзя стерпеть».
Слайд 35Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» явилась
обвинительным актом художника злу и насилию . Он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.
Слайд 36Тёмная , беспросветная ночь опустилась на пустырь площади
Манклоа в Мадриде .
Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ - расстреляла без суда и следствия ни в чём не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего . Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев . В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела.
Слайд 37В центре картины - рванувшийся навстречу палачам человек в ослепительно белой
рубахе. Он стоит, широко раскинув крестом руки, напоминая распятого Христа. На фоне происходящего он выглядит символическим напоминанием о справедливом грядущем возмездии. Гойя поднимается над достоверностью
исторического факта, утверждая нравственное превосходство непокорённого народа , показывая стойкость и красоту его духа .
Слайд 38РОМАНТИЗМ В АНГЛИИ (1820 – 1850)
Теоретиком и наиболее ярким представителем стиля
был И.Фюсли.
Иоганн обратил внимание на фантастические сюжеты, мир снов и иллюзий.
Слайд 44Джон Констебл написал серию пейзажей, на которых изображал реку Стур, рисовал
мельницы, стоящие на реке. В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них.
Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали.
Слайд 45Джон Констебл пробовал себя и в портретной живописи, рисуя портреты на
заказ. Но он делал это исключительно, чтобы заработать на жизнь, поскольку написание портретов казалось ему скучным. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.
Слайд 49Д/з:
подготовить доклад на темы:
«Живопись романтизма»
«Музыка романтизма»
«Литература романтизма»
«Историко-политические предпосылки романтизма»
«Природа и человек
в произведениях романтизма»