Слайд 2Великий немецкий писатель и музыкант Э.Т. Гофман писал:
Слайд 4Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период
в истории европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.
Слайд 5Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние
периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Слайд 6Основными представителями романтизма в музыке являются:
в Австро-Венгрии: Франц Шуберт и Ференц
Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер;
в Германии: Иоганнес Брамс, Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; Рихард Штраус;
в Италии: Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;
во Франции: Жорж Бизе, Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк;
в Польше: Фредерик Шопен;
в Норвегии: Эдвард Григ;
в Финляндии: Ян Сибелиус;
В России: А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов.
Слайд 8Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797 —
19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.
Слайд 9Родился Шуберт в пригороде Вены в многодетной семье. Еще в детстве
в биографии Шуберта проявилось большое увлечение музыкой: он играл на скрипке, фортепиано с раннего возраста. В 11 лет он поступил в придворную капеллу, где стал обучаться теории, а также игре на других инструментах.
Первые произведения Шуберта были написаны в 1814 году.
Песенная музыка Шуберта была продолжением стиля Людвига ван Бетховена. Первую популярность композитор Шуберт ощутил в 1816 году после написания баллады «Лесной царь».
Слайд 10Дальнейшее творчество Шуберта еще более раскрыло его мелодический талант. Особенно отмечены
песни, симфонии Шуберта из сборников «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
«Серенада» Шуберта из сборника «Лебединая песня»,
а также песни «Приют», «У моря» обрели мировую известность. Некоторые произведения являются продолжением музыки Бетховена.
Слайд 11Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте
неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.
Слайд 12РОБЕРТ ШУМАН
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года, в Цвиккау (Германия).
Его растили, окружая восхищением и обожанием. Ведь мальчик с раннего детства проявлял незаурядные способности в литературе и музыке. Однако после того, как Роберт окончил гимназию в родном Цвиккау, мама не верила в то, что ее сын может стать знаменитым композитором. Ведь сколько можно заработать на жизнь музыкой? Да и как соревноваться с такими, как Мендельсон или Шопен? Как же она ошибалась! Ведь несмотря на потраченные годы в изучении юриспруденции Роберт совершенно точно решил: музыка для него на первом месте.
Слайд 13До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано.
Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Свои статьи о музыке он публиковал в Новой музыкальной газете.
Вопреки желаниям отца, в 1840 году Шуман женится на дочери Фридриха Вика Кларе. Его жена также сочиняла музыку и имела значительную концертную карьеру пианистки. Прибыль с концертов составляла большую часть состояния её отца.
Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году эпизодом сильной депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от душевной болезни.
Слайд 14Одно из самых ранних сочинений великого немецкого романтика — Бабочки, которое
можно рассматривать как некую мини-энциклопедию всего фортепианного наследия Шумана. Создание цикла Бабочки относится ко времени студенческой поры композитора 1829–1831 гг. Он сочинял этот опус в Гейдельберге и Лейпциге, когда проявляющаяся натура художника, мечтающего о мире музыки и поэзии, находилась в постоянной конфронтации с чуждыми его сердцу занятиями юридическими науками. «...Вся моя жизнь была двадцатилетней борьбой между поэзией и прозой или, если хочешь, музыкой и юриспруденцией» — писал 30 июля 1830 г. Роберт своей матери.
Слайд 15Одна из наиболее характерных идей Жан Поля нашла свое символическое выражение
в образе бабочки. По его представлению, мысли поэта возникают подобно бабочкам, вылетающим из куколок.
Слайд 16Рихард Вагнер
Родился 22 мая 1813 года в городе Лейпциг. После
смерти отца отчим Людвиг Гейер отправил Рихарда обучаться музыке.
Сочинение музыкальных произведений началось в возрасте 16 лет, за год до этого им была написана первая пьеса. В 1831 году Рихард Вагнер начал свое обучение в университете Лейпцига, с 1833 года работал хормейстером в театре.
Слайд 18«Полет валькирии» - это общераспространённое название начала третьего действия оперы «Валькирия»,
второй из четырёх опер Рихарда Вагнера, которые составляют цикл опер «Кольцо нибелунга». Лейтмотив с названием «Полёт валькирий» впервые был записан композитором 23 июля 1851 года.
Слайд 19В основе оперного цикла « Кольцо Нибелунга» лежит история о губительной
власти денег и богатства. Золотой клад, спрятанный в водах Рейна, приносит всем обладателям только беды и несчастья. Он является причиной всех злодеяний, предательств и убийств. Освободить мир от проклятья, лежащего на этом кладе, может только отважный герой Зигфрид. Не раз Зигфрид сталкивается с коварством злых сил. Чтобы завладеть несметными богатствами нибелунгов, племени злых карликов, ему придется сразиться с великаном, превратившимся в огромного дракона. Только любовь к прекрасной Брунгильде может спасти его. Но и здесь Зигфрида ждут препятствия. В итоге герой погибает от рук предателей, а золотое кольцо снова возвращается в воды Рейна.
Слайд 20Еще наиболее известная современникам мелодия – так называемый «Свадебный марш» из
оперы «Лоэнгрин». В Западной Европе под эту музыку невеста идет под руку с отцом к алтарю.
Слайд 21Характерно, что Рихард Вагнер был яростным антисемитом, поэтому его, как одного
из основоположников этого убеждения, ценили в национал-социалистической Германии.
Философ Теодор Адорно в своем эссе, посвященном композитору, отмечает, что ненависть композитора к евреям, выраженная в его теоретических работах, во многом предвосхитила расовый антисемитизм XX века. «Антисемитизм Вагнер никак не назовешь второстепенным компонентом его мировоззрения, — подчеркивает Адорно. — Композитор стал одним из первых, чей антисемитизм носил не теологический и не социально-экономический, но откровенно расистский характер».
Слайд 23ДЖОАККИНО РОССИНИ
Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро в семье музыкантов.
С раннего детства обучался теории музыки, игре на скрипке и альте, а также пению.
В 1806 г. написал свою первую оперу «Деметрио и Полибио».
Первый успех на этом поприще принесла ему опера «Брачный вексель», поставленная в Венеции в 1810 г. Следующая опера, «Странный случай», поставленная в Болонье в 1811 г., также имела большой успех.
Уже как зрелый мастер Россини показал себя в двух операх, написанных в 1813 г. — «Танкред» и «Итальянка в Алжире». Но настоящим триумфом стала опера «Севильский цирюльник» (1816 г.; на сюжет П. Бомарше), первоначально названная «Альмавива, или Тщетная предосторожность».
.
В 1823 г., после триумфальной гастрольной поездки в Лондон, Россини переехал в Париж, приняв должность директора театра «Итальен». В 1826 г. он был назначен королевским придворным композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Познакомившись с принципами французской оперы, Россини переработал «Магомета II» и «Моисея в Египте». Они получили новые названия — «Осада Коринфа» (1826 г.) и «Моисей и фараон» (1827 г.).
В 1836 г. композитор вернулся в Италию. В 1855 г. Россини вновь приехал в Париж, где жил уже до самой смерти. Композитор умер 13 ноября 1868 г.
Слайд 24Наиболее известна современникам каватина Фигаро из «Севильского цирюльника»
Место! Раздайся шире, народ!
Место!
Города первый любимец идет, первый!
Счастлив судьбою я, честное слово.
Жизнь превосходна дельца такого,
Вроде меня, вроде меня!
Ах, браво, Фигаро, браво, брависсимо, браво!
Вряд ли найдется счастливец такой! Вряд ли...
Вряд ли найдется счастливец такой!
Вряд ли найдется счастливец такой,
Слава и честь.
Днем я ночью вечно в занятьях,
Все меня ждут и зовут вперебой;
Что же быть может лучше, приятней
И благороднее жизни такой!
Бритвы, ланцеты, гребенки и щетки,
Куда бы ни шел, при себе я держу.
Бритвы, ланцеты, гребенки и щетки,
Куда бы ни шел, при себе я держу.
Нужен я франту, даме-красотке,
Нужен я старцу, всем угожу я.
Нужен я франту, даме-красотке...
Ах, счастлив судьбою я, честное слово,
Жизнь превосходна дельца такого,
Вроде меня, вроде меня!
Сто голосов зовут. Стоит явиться мне, -
Дамы, девицы, франты и старцы:
Эй! Где парик мой? Дай мне побриться!..
Кровь отвори мне!.. Эй, завиваться!..
Сто голосов зовут, стоит явиться мне,
Сто голосов зовут, стоит явиться мне:
Эй! Где парик мой? Дай мне побриться!
Сбегай за пиццей! Фигаро, Фигаро,
Фигаро, Фигаро, Фигаро, Фигаро,
Фигаро, Фигаро, Фигаро!