Презентация, доклад по МХК на тему Византийский стиль в мозаичном декоре по программе Л.Г.Емохоновой. Урок 20 (10 класс)

Цель урока:Сформировать представление о храмовом строительстве в Византии, которое стало мощнейшим фактором влияния на развитие архитектуры православных государств;сформировать представление об основных типах храмовой архитектуры Византии; научить классифицировать и узнавать;способствовать развитию мышления, памяти, концентрации внимания, интереса к

Слайд 1Художественная культура средних веков. Византия и Древняя Русь.
Византийский стиль в мозаичном декоре
Урок

20.
По программе Л.Г. Емохоновой МХК 10 класс.

Выполнила учитель ИЗО,МХК и Черчения:
Тяпина С.В.

Художественная культура средних веков. Византия и Древняя Русь.Византийский стиль в мозаичном декореУрок 20.По программе Л.Г. Емохоновой МХК

Слайд 2Цель урока:
Сформировать представление о храмовом строительстве в Византии, которое стало мощнейшим

фактором влияния на развитие архитектуры православных государств;
сформировать представление об основных типах храмовой архитектуры Византии; научить классифицировать и узнавать;
способствовать развитию мышления, памяти, концентрации внимания, интереса к культуре Византии, расширению кругозора;
познакомить с мозаичным декором храмовой архитектуры;
способствовать формированию коммуникативных и познавательных компетенций учащихся;
создать условия для повышения познавательной и творческо-поисковой активности учащихся, развития их личностно - мотивационной сферы

Цель урока:Сформировать представление о храмовом строительстве в Византии, которое стало мощнейшим фактором влияния на развитие архитектуры православных

Слайд 3В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты,

акведуки, но основным типом зданий стали церкви. Большого расцвета византийская культура достигает в V - VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.

Базилика или базиликальный тип храма. Тесно связан с античной архитектурой. Базилика с греческого «царский дом»

Собор Св. Софии в Константинополе.

В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки, но основным типом зданий стали

Слайд 4Мозаика –
«мерцающая драгоценная живопись».
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат.

(opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Мозаика – «мерцающая драгоценная живопись».Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам)

Слайд 5Отличительными особенностями византийской мозаики
является то, что мастера не просто использовали

стекло как декоративный материал, выкладывая из него изображения, но и научились играть светом и цветом, т.е. использовать оптические эффекты. К примеру, нежность цвета лица передавался при помощи определенного количества вставленных светлых кубиков в область лика. Издалека лицо казалось телесного цвета.

В византийской мозаике широко применяется дальняя ретроспектива. Это значит, что целостный образ из мозаики можно увидеть не в близи, а лишь с определенного расстояния.
Отличительными особенностями византийской мозаики является то, что мастера не просто использовали стекло как декоративный материал, выкладывая из

Слайд 6Как реально присутствующая в реальном пространстве апсиды воспринимается Богородица с Младенцем

Иисусом па коленях в храме Св. Софии в Кoнcтaнтинoполе, парящая на головокружительной высоте. Ее синий мафорий* и платье, прихотливыми складками льнущее к коленям, поблескивающее жемчужное ожерелье на шее, зеленые парчовые подушки, на которых она сидит, придают ей сходство с роскошным цветком.

* Мафорий – темно-синее (в русской иконографии вишневое) покрывало Богородицы с тремя звездами (на плечах и голове). символизирующими ее непорочность до, во время и после родов.

Как реально присутствующая в реальном пространстве апсиды воспринимается Богородица с Младенцем Иисусом па коленях в храме Св.

Слайд 7Еще более реально присутствие святых на мозаиках апсиды восьмигранной церкви Сан-Витале

в Равенне

* Потир – церковный сосуд, предназначенный для причастия.

Еще более реально присутствие святых на мозаиках апсиды восьмигранной церкви Сан-Витале в Равенне * Потир – церковный

Слайд 9Классический образец мозаичного декора этого периода – мозаики Св. Софии в

Киеве (ХI в.). В самой высшей точке храма – куполе – на золотом фоне царит над пространством Христос Вседержитель, чья могучая фигура воплощает в себе творческий пафос созидателя и властителя мира. Для большей внушительности она заключена в золотой медальон и окружена, как почетным эскортом, свитой apхангелов. В одеяниях архангелов и Христа господствуют интенсивный синий и пурпуровый тона. Золотом лишь слегка тронуты складки плаща Христа. Ради усиления экспрессии и аскетизма изображения линиями обозначены складки на лбу, переносице, крылья носа, волосы на голове и подбородке вceдержителя; они очерчивают скулы, образуя плавные параболы.
Классический образец мозаичного декора этого периода – мозаики Св. Софии в Киеве (ХI в.). В самой высшей

Слайд 10В лике Богородицы Оранты, cтpoгo и скорбно взирающей из апсиды на

входящих в храм, линии приобрели каллиграфическую тонкость, поистине акварельную легкость и ocoбую невесомость. Даже румянец на щеках выложен рядом тонких линий, что подчеркивает одухотворенность лика. При этом колористическая гaммa мозаик в платье и мафории Оранты отличается необыкновенным сиянием красок, вибрацией света и игрой оттенков. Составляющие ее кубики смальты выложены по шероховатой поверхности апсиды, имеющей ряд ритмически чередующихся повышений и понижений гpунтa.
Все вышесказанное справедливо и в отношении образа Девы Марии из Благовещения .

Богоматерь Оранта. Мозаика.
XI век. Собор Св.Софии. Киев.

Благовещение (фрагмент). Дева Мария. Мозаика.
XI век. Собор Св.Софии. Киев.

В лике Богородицы Оранты, cтpoгo и скорбно взирающей из апсиды на входящих в храм, линии приобрели каллиграфическую

Слайд 11Усиление линейного начала получило широкое распространение в древнерусской живописи. Переняв от

гpeкoв прием линейной стилизации, русские мастера развили eгo в cтoрону еще большей орнаментальности. Эта манера письма отвечала русским вкусам, тяге к узорочью, что дало о себе знать и в архитектуре, и в деревянной резьбе, и в шитье, и в изделиях прикладного искусства. В художественной культуре Древней Руси далеко не все восходило к византийским источникам – мнoгoe опиралось на народные традиции, сложившиеся еще в языческие времена.
Усиление линейного начала получило широкое распространение в древнерусской живописи. Переняв от гpeкoв прием линейной стилизации, русские мастера

Слайд 12Вопросы и задания

Какими живописными приемами в византийском храме создавалась атмосфера сверхчувственного

мира?

2. С чем связан переход от техники красочной лепки лица к линейной стилизации? Приведите примеры.
Вопросы и заданияКакими живописными приемами в византийском храме создавалась атмосфера сверхчувственного мира?2. С чем связан переход от

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть