Слайд 1Виктор Михайлович Васнецов
Презентация подготовлена
учеником 11 «б» класса
гимназии № 405
Крыловым Владиславом
в
сотрудничестве
с учителем
Наталией Всеволодовной Дудкиной
Санкт-Петербург, 2014
Слайд 2Содержание
1. Введение
2. Краткая биография В.М. Васнецова
3. Общая характеристика творчества В.М. Васнецова
3.1. Передвижнический социально-критический жанр
3.1.1. Анализ картины «С квартиры на квартиру»
3.1.2. Анализ картины «Преферанс»
3.2. Фольклорно-исторические картины
3.2.1. Анализ картины «Алёнушка»
3.2.2. Анализ картины «Богатыри»
3.2.3. Другие картины
4. Последние годы жизни
5. Заключение
6. Список источников
Слайд 3Введение
Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников XIX
века. Его называли "истинным богатырем русской живописи". Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.
«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова – одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно.
Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты – таков творческий диапазон художника.
Слайд 5Портрет художника В.М.Васнецова.
1200x1074. Нестеров Михаил, 1925
Слайд 6Краткая биография (1)
1848 –
15 мая – родился в селе Лапьял Вятской губернии.
1858 – Поступил в Вятское духовное училище.
1867 – Не закончив семинарии, едет в Петербург, сдает экзамен в Академию художеств. Решив, что провалился, поступает в Школу общества поощрения художеств.
1868 – Зачислен штатным учеником Академии художеств.
1870 – Встреча с Чистяковым.
1874 – На 3-й выставке передвижников выставил картину «Чаепитие».
1875 – Оставляет Академию художеств.
1876 – Картина «С квартиры на квартиру». Поездка в Париж.
1877 – Участие в выставке Салона в Париже с картинами «Акробаты», «Чаепитие в трактире».
1878 – Возвращение в Петербург. Женитьба на Александре Владимировне Рязанцевой. Переезд в Москву.
1879 – Картина «Преферанс».
1879 – 1880 – Знакомство и сближение с домами П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова.
Слайд 7Краткая биография (2)
1880 –
Картина «После побоища».
1881 – «Аленушка». Начинает «Богатырей».
1881 – 1882 – Декорации и костюмы для домашнего театра С. И. Мамонтова к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка».
1885 – 1886 – Декорации и костюмы к «Снегурочке» Римского-Корсакова для Частной оперы Мамонтова.
1882 – «Витязь на распутье».
1883 – 1885 – Фриз «Каменный век» для Исторического музея.
1885 – Переезд в Киев, работа во Владимирском соборе.
1889 – «Иван Царевич па Сером Волке».
1893 – Избран действительным членом Петербургской академии художеств.
1894 – Построен собственный дом в Москве по своему проекту.
1896 – Завершение работ в Киевском Владимирском соборе.
1897 – Картина «Царь Иван Васильевич Грозный».
1898 – Завершение «Богатырей».
Слайд 8Краткая биография (3)
1898 –
1911 – Эскизы мозаик и росписей церквей в Гусь-Хрустальном, Петербурге, Варшаве, Дармштадте и др.
1899 – Иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Персональная выставка в Академии художеств.
1900 – Знакомство с Горьким и Чеховым.
1900 – 1901 – Исполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве.
1905 – Отказ от академического звания.
1910 – «Баян».
1913 – Выставка в Историческом музее.
1918 – 1926 – «Симфония семи русских сказок».
1926 – Последняя работа – портрет М. В. Нестерова.
1926, 23 июля – Смерть от паралича сердца.
Слайд 10Общая характеристика творчества В.М. Васнецова
В.М. Васнецов сыграл ведущую роль в эволюции
русского искусства от реализма XIX века к стилю модерн.
Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра.
Среди героев картин – петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище ("С квартиры на квартиру", 1876, Третьяковская галерея).
Добродушного юмора полна картина "Преферанс" (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино.
Слайд 11Общая характеристика творчества В.М. Васнецова
Подъем общественного интереса к национальным древностям в
последние десятилетия XIX века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Он пишет фольклорно-исторические картины.
Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897).
Слайд 12 «Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства,
когда все силы устремим к развитию своего родного русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших народных образов – нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечту, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее», – писал В. М. Васнецов.
Слайд 13Виктор
Михайлович Васнецов. «Христос-Вседержитель» 1885 – 1896
Холст, масло.
175 x 174
Эскиз росписи
главного купола Владимирского собора в Киеве. Третьяковская Галерея, Москва
Слайд 14Передвижнический
социально-критический
жанр
Слайд 16Серая петербургская поздняя осень, по набережной бредет пара стариков со своим
нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника. Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион, – все это заставило пожилую пару искать себе жилье подешевле.
Судя по взгляду старика, осторожно брошенному им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся.
Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге. Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, обреченная, такая же покорная судьбе.
Слайд 17 Картина эта наполнена безысходностью и пессимизмом.
«С квартиры на квартиру»
– это одна из картин, которая связала Виктора Васнецова с передвижничеством.
Произведение, проливающее свет на честное изображение язв общества, полностью отвечало теории и практике этого движения.
Художественный критик Владимир Стасов писал о картине:
«Я думаю, каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая! Прекрасная картина!».
Слайд 18Фоном выступает силуэт Петропавловской крепости, погружающий зрителя в атмосферу «униженных и
оскорблённых», уже замерзшая Нева, остов старой лодки.
Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону.
Серое небо, серо-желтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж подчеркивает печальность сюжета.
Слайд 21Васнецова считали превосходным жанристом, он мог настолько точно предать характер изображаемых
им людей, что без лишних слов становится понятен не только их социальный статус, но и внутренний мир. Так было с картиной «Преферанс».
С первого взгляда понятно, кто из игроков безнадежно проигрывает, залез в долги, а кому удалось сегодня сорвать банк (судя по всему, не совсем честной игрой).
Слайд 23«Алёнушка», 1881
Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» –
образ горькой сиротской доли.
На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок.
И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки.
Васнецов В.М.
«Аленушка», 1881
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 24«Аленушка», 1881
Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на
сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.
С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину.
Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная народная песня, понятна зрителю.
Слайд 27На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич
и Алёша Попович – знаменитые герои народных былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины – 295х446 см.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет.
В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины.
В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения.
Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
Слайд 28В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин.
Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов – это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря.
Был причислен к лику святых.
Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" – говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие.
Слайд 30"А конь под Ильёй лютый зверь" – продолжает сказание.
Мощная фигура
коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Слайд 31Добрыня Никитич, по народным преданиям, был очень образованным и мужественным человеком.
С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец.
Добрыня изображён таким, как и в былинах, – величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его образованность, культурность.
Добрыня, решительно вынимающий меч из ножен, с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.
Слайд 33Алёша Попович, по сравнению с товарищами, молод и строен.
Он изображён
с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.
В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей. Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе.
Слайд 34Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности.
Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Васнецов В.М. «Богатыри», 1881 – 1898
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 36
Васнецов В.М. «Витязь на распутье», 1882
Государственный Русский музей
Слайд 37
Васнецов В.М.
«Иван-Царевич на
Сером Волке», 1889. ГТГ
Слайд 38
Васнецов В.М. Ковер-самолет, 1880
Нижегородский художественный музей
Слайд 39
Васнецов В.М. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»,
1896
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 40Васнецов В.М. «Баян», 1910. Государственный Русский музей
Слайд 41Последние годы жизни
Революция 1917 года была воспринята Васнецовым спокойно, без надрыва,
он считал ее «волей народа». На его творчестве изменение строя в стране не повлияло: он по-прежнему занимается любимым делом. Васнецов иллюстрирует сказки А.С.Пушкина, рисует картины «Змей Горыныч», «Спящая царевна», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Бой Ивана-царевича со змием».
По некоторым данным, новая власть предлагала Виктору Михайловичу сменить направление творчества, занявшись воспеванием «революционного рабочего класса», но художник отказался, сославшись на преклонный возраст.
До последних дней он остался верен сказочной теме.
Слайд 44
Васнецов В.М. «Песнь о Вещем Олеге», Музей А.С.Пушкина, Москва
Слайд 45Васнецов В.М. «Встреча Олега с волхвом».
Иллюстрация к книге «Песнь о
вещем Олеге»
Слайд 46
Васнецов В.М.
«Добрыня Никитич
с семиглавым Змеем Горынычем», 1918
Дом-музей
В.М.Васнецова,
Москва
Слайд 47
Васнецов В.М.
«Ковер-самолет»
1919 – 1926
Дом-музей Васнецова, Москва
Слайд 48
Васнецов В.М. «Спящая царевна», 1900 – 1926
Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Слайд 49
Васнецов В.М. «Царевна-лягушка»
Слайд 50
Васнецов В.М.
«Царевна-Несмеяна»
1916 – 1926
Дом-музей В.М.Васнецова,
Москва
Слайд 51Заключение
Подводя итоги, невозможно не отметить, что значение творчества Васнецова для русской
культуры несоизмеримо велико.
Будучи воспитан на передовых демократических принципах искусства 1860 – 1870-х годов, Васнецов, обратившись к фольклору, углубил и расширил основную тему передвижников – тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой.
Определяя суть творческих достижений художника, надо признать, что В.М. Васнецов явился провозвестником многих начинаний, идей и веяний, коренным образом изменивших русское искусство конца XIX века.
Отважившись выйти за пределы традиционных станковых форм искусства, художник пробудил в среде русских художников интерес к русскому народному и древнерусскому творчеству.
Слайд 52Список источников
http://www.palitra.co/post/89
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=582050
http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1379-s-kvartiry-na-kvartiru-vasnecov-1876.html
http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1321-opisanie-kartiny-bogatyri-tri-bogatyrya-vasnecova-1898.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1_%EA%E2%E0%F0%F2%E8%F0%FB_%ED%E0_%EA%E2%E0%F0%F2%E8%F0%F3
http://gorod.tomsk.ru/index1238981124.php?Comment_act=makeCommentatorBlack&Comment_page_num=1&Comment_comment_id