Слайд 1Романтизм: страстная натура
Стили живописи
Слайд 2Романтизм принёс на смену строгому классицизму в живописи новый багаж: переживания, волнения, краски и особую выразительность.
Нередко
стиль романтизма путают с «романтическими» образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII — начала XIX вв. от музыки до живописи — личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром.
Слайд 4Франсиско Гойя. Рождение Богородицы. 1774
Главное для представителей романтизма в живописи — передать и показать
эмоции героя, лучше всего проявляющиеся в неординарных обстоятельствах, в необычные моменты жизни, - отсюда и сюжеты.
В ход идут реалистично нарисованные, волнующие эпичные сцены:
библейские, исторические темы, мифы, мистика, события недавнего прошлого, с живыми, порывистыми движениями персонажей и их эмоциями;
на пейзажах — дыхание природы (перед грозой!);
на портретах — вся гамма чувств.
Слайд 5Революция идей
Стиль романтизма пришел на смену классицизму с его правилами гармонии, сдержанности и стремлением
к чистому идеалу. Невозможно было оставаться в рамках застывших канонов эпохи Просвещения и восхищаться лишь античными красотами да наследием Рафаэля и Микеланджело.
Великая Французская революция, свобода, равенство, братство, крах буржуазных ценностей, новые учения немецких философов с пристальным вниманием к душевным поискам героя…
И художники в стремлении раскрывать внутренний мир человека рисуют ярче и смелее: меньше геометрических схем и сдержанных жестов, больше красок, эмоций, движения на картинах. Публика поначалу была действительно шокирована: после строгих линий, театральных жестов и холодной красоты ангелов — буйные, а порой и вовсе демонические страсти! Эмоциональностью своих живых полотен художники романтизма будто включают зрителей в круг персонажей, и вместо отстраненного любования картиной возникает эффект сопричастности.
Слайд 6Плот и оплот романтизма
Родина романтизма в живописи – Франция. Появление картины Теодора Жерико «Плот
фрегата „Медуза“» в Салоне в 1819 г. - престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, - день рождения стиля.
«Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи - налицо! Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях»: гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г., и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту.
Слайд 7Теодор Жерико. Плот фрегата «Медуза»
Слайд 8На картине Жерико — появление парусника «Аргус», который видят измученные люди после 12 дней
испытаний.
При том, что художник в итоге изрядно затушевал раны на телах и не раскрывал тему каннибализма, — зрители были потрясены реалистичностью и «человечностью» картины.
А последователь и друг Жерико — Делакруа (он позировал для картины в роли мертвеца), увидев полотно впервые, «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Слайд 9Делакруа стал верным соратником Жерико и одним из ярких представителей художников нового направления —
романтизма.
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля — «Свобода, ведущая народ» (1830).
Слайд 10Сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее, - исключение для творца (Э.
Делакруа), как-то сказавшего: «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции!».
Но сколько — вдохновили!
В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусстве: победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность — у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.
Слайд 11Теодор Жерико
Эжен Делакруа
Оноре Домье
Франсиско Гойя
Пьер Жан Давид д’Анже
Антуан-Луи Бари
Франсуа Рюд
Джон Констебл
Ричард
Паркс Бонингтон
Уильям Тёрнер
Филипп Отто Рунге
Каспар Давид Фридрих
Йозеф Антон Кох
Джордж Иннесс
Альберт Пинкхейм Райдер
Виктор Мадарас
Луи Галле
Йозеф Манес
Пётр Михаловский
Ян Матейко
Орест Адамович Кипренский
Василий Андреевич Тропинин
Александр Андреевич Иванов
Карл Павлович Брюллов
Иван Константинович Айвазовский
Известные художники – представители романтизма
Слайд 12Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал. 1850
Слайд 13Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля «Отважный». 1838
Слайд 14Александр Иванов. Явление Христа Народу.
1837-1857 гг.
Слайд 15Знаковые работы
Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830
Карл Брюллов. Последний
день Помпеи. 1830−1833
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-е
Слайд 16Это интересно
Известнейший портрет польского композитора и пианиста Фредерика Шопена кисти его друга
Эжена Делакруа — лишь часть картины!
Слайд 17Увы, двойной портрет «Шопен и Жорж Санд» в первозданном виде не существует с 1880 г., когда он был разрезан, по разным
источникам — «жадными владельцами, чтобы распродать дороже», или же «по настоянию Жорж Санд».
Слайд 18Портрет писательницы и музы-мучительницы, слушающей игру Шопена «за кадром», хранится в собрании Ордрупгаард (Копенгаген, Дания), а портрет Шопена в 1907 г. по
завещанию владельца попал в Лувр (Париж, Франция).
Оригинальный набросок Делакруа с двумя фигурами на одном листе также хранится в Лувре.