Слайд 1Образы мадонн
Леонардо да Винчи
Работа по МХК
ученицы 10 класса
«А»
гимназии № 405
Екатерины Бахваловой
Учитель: Н.В.Дудкина
Санкт-Петербург, 2013
Слайд 2«Мадонна с младенцем и двумя ангелом». 1470 – 1473.
Национальная галерея,
Лондон
Картина написана в мастерской Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи.
Слайд 3«Мадонна с гранатом»
1472 – 1476. Национальная галерея искусств, Вашингтон
«Мадонна с
гранатом» является самой ранней, трогательной и непосредственной Мадонной, которая была создана Леонардо. Каждая из последующих изображений с Мадонной будут очень близки своей композиционной и стилистической составляющей к «Мадонне с гранатом».
У живописца было наличие особого состава, при помощи которого он на готовом произведении как бы специально оставлял присутствие «окон незаконченности». Скорее всего, таким способом, он старался оставить место, где сама жизнь могла сыграть свою ключевую роль и внести свои определенные коррективы в это уникальное произведение.
Слайд 4«Мадонна с гранатом»
1472 – 1476. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Полотно подчеркивает
желание художника придать женщине славу, как Мадонне. Особенно притягивает внимание зрителей центральная часть произведения, и в первую очередь смягченный жест руки Мадонны. Ее прикрытые глаза подчеркивают скромность и грусть.
Большой лоб Мадонны обрамлен легкими волосами, спускающимися на плечи в форме золотистых завитков.
Слайд 5«Мадонна с гранатом»
1472 – 1476. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Младенец же
представлен в виде изваянного и кажущегося живым ребенка, который с радостью готов ухватиться и поиграть с материнскими волосами.
Некоторые диспропорции в теле ребенка объясняются отсутствием младенца, который мог бы позировать живописцу или присутствием желания специально придать им изменчивости, чтобы неземное происхождение ребенка было подчеркнуто в полной мере. Каждая деталь картины отображает максимальную реалистичность и отчетливо просматривается.
Слайд 6«Мадонна с гвоздикой»
1478. Старая пинакотека, Мюнхен
Над сложным многообразием одеяния, которое
цветовой гаммой сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане, возвышается благородно поднятая голова Марии.
Никакое чувство не проникает наружу, нарушая совершенные черты лица, только небольшое подобие улыбки играет на её губах. Слегка затуманен будто нежным дымчатым покрывалом её лик – доведенное Леонардо до совершенства в поздние годы творчества сфумато создаёт впечатление отдаления и отрешённости.
Слайд 7«Мадонна с гвоздикой»
1478. Старая пинакотека, Мюнхен
В противоположность спокойной Мадонне, младенец
Иисус изображен в энергичном движении. Он буквально дрожит от возбуждения, пытаясь схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его мать.
Правой ножкой Иисус упирается в подушку, левая поднята от напряжения в воздух, в то время как он, наклонясь всем телом вперед, поднял неуклюжие детские ручонки, словно пытаясь поймать бабочку.
Слайд 8«Мадонна Бенуа»
1478. Эрмитаж, Санкт-Петербург
“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) – это
хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости. Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Обе фигуры, тесно вписанные в картину, заполняют собой почти без остатка всю её поверхность, только справа, наверху расположено небольшое стрельчатое окно, по-видимому, незаконченное художником. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо, хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на путь, по которому он пойдёт в дальнейшем.
Слайд 9«Мадонна в скалах»
1483 – 1494. Лувр, Париж
Картина «Мадонна в скалах»
(другое название «Мадонна в гроте») может считаться первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения. В отличие от «Поклонения волхвов», здесь эта задача решается им во всеоружии зрелого мастерства. В луврской картине художник изобразил только четыре расположенные на первом плане фигуры – деву Марию, ангела, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Но зато эти образы приобрели черты обобщенного величия; в сравнении с ними персонажи ранних леонардовских работ кажутся менее значительными.
Образы «Мадонны в скалах» можно назвать идеально прекрасными, но с тем обязательным дополнением, что они сохраняют при этом всю полноту жизненной выразительности.
Слайд 10«Мадонна Литта»
1490 – 1491. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Над этой композицией художник работал
долго и упорно. Очень возможно, что начата она была несколько раньше, вместе с “Мадонной Бенуа” и является той второй “Девой Марией”. На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо её, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художника, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой.
Слайд 11«Мадонна Литта»
1490 – 1491. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Младенец, как и в “Мадонне
Бенуа”, слишком крупный, он повернул к зрителю глаза, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени как бы достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной её конкретности. Голубой, мечтательный горный пейзаж виден за окнами, из которых льётся свет, открывая далёкие горизонты прекрасного, но едва видного мира.
Слайд 12«Мадонна с веретеном»
Около 1501 года. Частная коллекция
Утерянная картина Леонардо да
Винчи, написанная по заказу Флоримунда Роберте, секретаря короля Франции Людовика XII. Известно, по крайней мере, три копии, из которых две относят кисти да Винчи или его школе.
Картина изображает юную деву Марию и младенца Христа, держащего веретено в виде распятия.
Веретено считается одновременно символом домашнего очага девы Марии и креста, напоминающего будущую судьбу Христа. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
Слайд 13«Мадонна с младенцем
и святой Анной». 1500 – 1510.
Лувр, Париж
Здесь
Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Композиция картины напоминает пирамиду, в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.
Слайд 14Список источников
http://blog.i.ua/community/1952/1270346/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D1%81_%D0%B3%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-leonardo-da-vinchi-madonna-s-granatom/
http://gallerix.ru/storeroom/369985082/
http://www.eva.org.ru/discussion_club/viewtopic.php?f=51&t=208
http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2014/01/28/obraz-madonny-v-kartinakh-leonardo-da