Слайд 2Музыка романтизма
В 1815 году 17 – летний Франс Шуберт
написал музыку на слова Гете «Лесной царь». Он не подозревал, что положил начало новому направлению в музыке – романтическому. Романтизм затронул все сферы культуры, но в музыке отразился наиболее ярко. Романтики создали своеобразный культ музыки (т.е. возвели музыку на высшую ступень искусства).
Слайд 3Теория музыкального романтизма
Главный теоретик музыки романтизма- Ф.Шеллинг (1775 – 1854).
Главный принцип:
«Мыслить звуками – гораздо выше, чем мыслить понятиями».
Классическая музыка опиралась на слово (оперное искусство), музыка романтизма полностью инструментальна, имеет множество стилевых особенностей и жанров.
Слайд 4Романтикам принадлежит идея синтеза всех искусств. Особенно тесными были связи музыки,
литературы и живописи.
В истории МХК к созданию романтической музыки можно отнести Ф.Шуберта, К. Вебера, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса, Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини.
Слайд 5Основные черты музыки романтизма
Поэтичность
Раскрытие характера романтического героя
Воспроизведение романтического прошлого
Мистичность, фантастичность
Интерес к
фольклору
Слайд 6Создатели романтической музыки
Слайд 7Франс Шуберт (1797-1828)
Австрия
Основоположник романтической музыки. В своем творчестве обращался ко многим
литературным произведениям. Открыл множество жанров – песни – баллады, монологи, вокальные циклы.
Произведения: «Лесной царь», «Зимний путь», «Аве, Мария» и т.д.
Слайд 8Роберт Шуман (1810 – 1856)
Германия
Шуман создал песенные циклы на стихи Г.
Гейне, циклы фортепианных пьес «Бабочки», «Крейслериана».
Слайд 9Ференц Лист (1811-1886)
Венгрия
У Листа впервые возникает идея выразить в музыке образы
живописи и скульптуры. Известные произведения Листа «Обручение», «Мыслитель» , различные вальсы, рапсодии, симфонии.
Слайд 10Рихард Вагнер (1813 – 1883)
Германия
Обращался к мировой истории, в частности к
Средним векам. 20 лет работал над оперным циклом «Кольцо Нибелунга». Особое внимание уделял переживаниям главных героев.
Слайд 11Фредерик Шопен (1810 – 1949)
Польша
Разработал жанр этюда, музыкальной миниатюры. Известные произведения
– «Экспромты», «Музыкальные моменты».
Слайд 12Никколо Паганини (1782 – 1840)
Италия
Достиг высот скрипичной музыки. Излюбленный жанр –
соната для скрипки.
«Тоска», «Рапсодия»
Слайд 13Феликс Мендельсон (1809 – 1947)
Германия
Представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительные черты
творчества – сентиментальность, торжественность. Работал над созданием маршей.
«Свадебный марш»
Слайд 15Импрессионистическую музыку представляли два французских композитора – Клод Дебюсси, Морис Равель.
Их музыка во многом напоминает картины импрессионистов – мгновенные явления, всплывающие в памяти. Для импрессионистической музыки характерны неопределенность мелодических звучаний, неожиданная смена медленных звуков быстрыми.
Слайд 16Клод Дебюсси (1862 – 1918)
(Франция)
Трудился над симфоническими прелюдиями, фортепианными концертами.
«Лунный свет»,
«Мелодия слез».
Слайд 17Морис Равель (1875 – 1937)
Умел воплощать в звуках мимолетные впечатления.
«Зеркала», «Игра
воды», «Призраки ночи».
Слайд 18Вторая половина XIX века
время могучего расцвета русской музыки,
как и
всего русского искусства.
Русская музыка XIX в. — это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры.
В XIX в. сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки.
Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве.
Слайд 19В сокровищницу мировой музыкальной культуры второй половины XIX века вошло творчество
русских композиторов:
М. И. Глинки, М.А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц.А. Кюи,
М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Родоначальник классической русской музыкальной школы.
Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.
Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни.
М. И. Глинка
(1804 – 1857)
Лучшие музыкальные традиции М.Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю музыкальной культуры под названием «Могучая кучка».
Слайд 20«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество
российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге.
М. А. Балакирев
А. П. Бородин
Ц. А. Кюи
М. П. Мусоргский
Н. А. Римский-Корсаков
сочувствовали передовым идеям века;
сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
широко общались с публикой
Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
К середине 1870-х годов «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Слайд 21Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза был
Милий Алексеевич Бала́кирев
русский композитор,
пианист,
дирижёр.
Он написал несколько
оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений.
Особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вокальные сочинения - «Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой».
(1836/37-1910)
Слайд 22Александр Порфирьевич Бородин
(1833-1887)
русский учёный-химик
и композитор.
Музыка Бородина отличается присутствием героических, мужественных образов,
композитор воспевает силу русского народа, его умение бороться и сопротивляться:
симфония №2 «Богатырская», единственная опера «Князь Игорь».
Участник «Могучей кучки»,
Бородин всю жизнь
боролся за возрождение русского искусства и фольклора .
Многие его произведения включают интонации русских народных песен и плясовых.
Слайд 23Модест Петрович Му́соргский
(1839-1881)
Мусоргский – величайший новатор в русской музыкальной культуре. Он
является продолжателем традиций, заложенных Даргомыжским.
Мусоргский по праву считается музыкальным психологом и мастером музыкального портрета.
Ему удалось найти музыкальные средства, способные точно и ярко показывать характеры героев.
Творчество Мусоргского развивалось под знаком русской народной песни и лучших традиций народного искусства.
Основные жанры творчества: симфония «Ночь на Лысой горе»,
фортепианная сюита «Картинки с выставки»,
2 большие оперы («Борис Годунов» и «Хованщина») – положили началу развития «народной музыкальной драмы»,
комическая опера – «Сорочинская ярмарка» и романсы.
Слайд 24Сцена из оперы М.П.Мусоргского
«Борис Годунов»
Слайд 25Пётр Ильич Чайковский
(1840-1893)
- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.
Оперы:
«Воевода» (1868)
«Ундина» (1869)
«Опричник» (1872)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Черевички» (1885)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)
Симфонии:
Симфония № 1
«Зимние грезы» (1866)
Симфония № 2 (1872)
Симфония № 3 (1875)
Симфония № 4 (1878)
«Манфред» —
симфония (1885)
Симфония № 5 (1888)
Симфония № 6 (1893)
Музыкальное наследие: Балеты: «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892)
Слайд 26Сцена из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
Слайд 272. Рок-музыка
Рок-н-ролл
(rock`n`roll от rock and roll- «раскачиваться и вращаться»), заимствованное
из жаргона афроамериканцев.
Битлз
Элвис Пресли
Блюз - рок
Роллинг стоунз
гибридный музыкальный жанр , разновидность рок-музыки, объединивший черты фольклора (фольк-рок), классической музыки (арт-рок) и джаза (джаз-рок)
- обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться»).
Слайд 28Метал — музыкальное направление, экстремальный вид рок-музыки, возникший в конце 1960-х —
начале 1970-х гг. Для метала характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта
Слайд 29Хип-хоп зародился в негритянской среде Бронкса, района Нью-Йорка, во второй половине 1970-х гг.В то время это
была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции.
Слайд 30Прикладная музыка — жанры и отдельные опусы, ориентированн на выполнение определённых, не собственно художественных функций.
В древних культурах музыка носила преимущественно прикладной характер, участвуя в обряде, ритуале, в коллективных трудовых акциях (например, трудовые песни). В Европейской традиционной культуре музыка выполняла прикладные задачи в церковной культуре, а также в рамках церемоний.
Слайд 31Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную,
ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.
Слайд 32Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных
значениях.
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т. п.
Слайд 33Поп-му́зыка (англ. Pop-music от Popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры.
Термин «поп-музыка»
имеет двоякое значение. В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В узком значении — отдельный жанр популярной музыки, непосредственно поп-музыка с определенными характеристиками.
Основные черты поп-музыки как жанра — простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части.
Слайд 34МА́ССОВАЯ ПЕ́СНЯ
— хоровая или сольная песня, рассчитанная на массовое распространение.
мелодическая
яркость,
злободневность содержания,
простота и четкость формы (куплетное строение).
Д. Д. Шостакович,
И. О. Дунаевский,
А. В. Александров,
В. Г. Захаров,
А. Н. Пахмутовф,
М. Г. Фрадкин и др.
Слайд 35Электро́нная му́зыка
— широкий жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных
инструментов и электронного оборудования.
Часто под электронной музыкой понимают, так называемую электронную клубную музыку (электронную танцевальную музыку), поджанрами которой являются техно, хаус, драм-н-бейс, хардкор, брейкбит.
Слайд 36Блюз — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX
века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, рэпом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов в мировую музыкальную культуру — афроамериканской.
Слайд 37Джаз —род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже XIX—XX вв. в результате
синтеза европейской и африканской музыкальных культур и утвердившийся первоначально в среде негров в США. Характерными чертами являются импровизационное начало, специфическое звукоизвлечение на музыкальных инструментах, отличная от академической музыки фразировка, а также сложная многоплановая ритмическая структура и интонационный строй, допускающий отклонения от темперации.
Слайд 38Составьте программу школьного музыкального вечера, посвящённого популярным отечественным и зарубежным исполнителям.
Какие произведения вы хотели бы предложить слушателям? Почему?
Творческая мастерская