Базилика
Крестово-купольный храм
Мозаика
Искусство иконописи
Византийская архитектура
Храм
Св. Софии в Константинополе
Церковь Сан-Апполинаре Нуово в Равенне
Технология выполнения
Сюжеты
особенности
примеры
Колыбель православия
Влияние христианства
Византийское наследие
Влияние на русскую культуру
Меняются культурно-исторические условия, представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной.
Распространение христианства и его влияние на искусство: отражение сути Божественной идеи; внутреннего мира человека, его духовной сущности, сурового аскетического облика.
Константин I
Слово «византийцы» иногда использовалось для обозначения жителей Константинополя — по названию древнего города Византий.
Константинополь
(древнее название – Византий)
Синтез западных и восточных элементов культурно-исторического развития при главенстве греко-римских традиций;
Формирование православия, повлиявшего на философские и богословские воззрения, а также на систему этических и эстетических ценностей.
тип строения прямоугольной
формы, которое состоит из
нечётного числа (3 или 5)
различных по высоте нефов
(«неф» - корабль)
Ноев ковчег
Все храмы ориентированы на Восток.
С восточной стороны примыкает полукруглая ниша – апсида, с расположенным в ней алтарем – священной частью храма.
Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V—VIII вв. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью сделалось крестообразное пространство интерьера. Подобные храмы отчасти были менее удобны, чем базилики. Их ценность состояла прежде всего в глубокой символической насыщенности.
Храм «премудрости Божьей» воздвигли два архитектора – Анфимий и Исидор при императоре Юстиниане I.
Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей.
Мозаика в Соборе Св. Софии
Осип Мандельштам
Христос Пантократор. Мозаика Св. Софии Константинопольской
Юстиниан I. Мозаика в Сан-Витале.
Равенна
Большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские истории.
Главной особенностью византийских мозаик является великолепный золотой фон, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров мозаичных фигур.
Мозаика на противоположной стене изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах роскошные ожерелья.
С наступлением Иконоборческого периода (VIII-IX вв), традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено. Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.
Однако, византийские иконы все-таки продолжили создавать, осуществляя данный процесс в строгой секретности от государственного надзора. На тот момент времени, действующие иконописцы решили полностью поменять ранее сложившееся отношение к пониманию церковной веры.
В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (ок. 675-753).
св. Лука пишет икону Богоматери:
слева - автор Михаил Дамаскин, XVI в.,
справа - автор неизвестен, XV-XVI вв.
Церковные христианские предания относят создание первых икон к апостольским временам и связывают их с именем евангелиста Луки. Апостолу и евангелисту Луке приписывают семьдесят икон, изображающих Богоматерь, но лишь три из них были написаны с самой Богородицы, получив ее прижизненное благословение.
Византийское наследие
Величие и строгость православной культуры были выбраны русской цивилизацией из трех возможных вариантов и оказали огромное влияние на все стороны ее индивидуальной и общественной жизни.
Византийское наследие
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть