Презентация, доклад по МХК на тему Мир Византийского искусства с использованием образной логико-смысловой модели

Содержание

Византийское искусствоЭпоха СредневековьяТермин и понятиеХарактеристика и стилевые особенностиКонстантинопольосновательГеографическое положениеОсобенности культурыВлияние АнтичностиРаннехристианская архитектураБазиликаКрестово-купольный храмМозаика Искусство иконописи Византийская архитектураХрам Св. Софии в КонстантинополеЦерковь Сан-Апполинаре Нуово в РавеннеТехнология выполненияСюжетыособенностипримерыКолыбель православияВлияние христианстваВизантийское наследиеВлияние на русскую культуру

Слайд 1Мир
византийского искусства

Мир византийского искусства

Слайд 2Византийское искусство
Эпоха Средневековья
Термин и понятие
Характеристика и стилевые особенности
Константинополь
основатель
Географическое положение
Особенности культуры
Влияние Античности
Раннехристианская

архитектура

Базилика

Крестово-купольный храм

Мозаика

Искусство иконописи

Византийская архитектура

Храм
Св. Софии в Константинополе

Церковь Сан-Апполинаре Нуово в Равенне

Технология выполнения

Сюжеты

особенности

примеры

Колыбель православия

Влияние христианства

Византийское наследие

Влияние на русскую культуру

Византийское искусствоЭпоха СредневековьяТермин и понятиеХарактеристика и стилевые особенностиКонстантинопольосновательГеографическое положениеОсобенности культурыВлияние АнтичностиРаннехристианская архитектураБазиликаКрестово-купольный храмМозаика Искусство иконописи Византийская архитектураХрам

Слайд 3Средневековье.
Стилевые особенности
Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения, обозначал период с

момента падения Римской империи в V веке до XV столетия.


Меняются культурно-исторические условия, представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной.

Распространение христианства и его влияние на искусство: отражение сути Божественной идеи; внутреннего мира человека, его духовной сущности, сурового аскетического облика.

Средневековье.Стилевые особенностиТермин «Средние века» появился в эпоху Возрождения, обозначал период с момента падения Римской империи в V

Слайд 4На берегу Босфора римским императором Константином в 324 - 330 годах

был возведен Константинополь - «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Константин I

Слово «византийцы» иногда использовалось для обозначения жителей Константинополя — по названию древнего города Византий.

Константинополь
(древнее название – Византий)

На берегу Босфора римским императором Константином в 324 - 330 годах был возведен Константинополь - «новый Рим»,

Слайд 5Особенности византийской культуры
Сохранение и развитие традиций античной культуры, впоследствии послуживших основой

западноевропейской культуры эпохи Возрождения;

Синтез западных и восточных элементов культурно-исторического развития при главенстве греко-римских традиций; 

Формирование православия, повлиявшего на философские и богословские воззрения, а также на систему этических и эстетических ценностей.

Особенности византийской культурыСохранение и развитие традиций античной культуры, впоследствии послуживших основой западноевропейской культуры эпохи Возрождения;Синтез западных и

Слайд 6Особенности византийской культуры
Византийские мастера охотно воспринимали наследие античного искусства, очищая его от

следов язычества и наполняя новым духовным содержанием.
В изобразительном искусстве произошёл отказ от «телесности», стремления физически точно воспроизводить окружающую действительность.
Исчезло преклонение перед силой и плотской красотой.
Преклонение перед красотой духовной, стремлению передать скрытую в Боге суть мирского бытия. 

Новые художественные идеалы отразились в иконописи и мозаике. Они на века стали главными составляющими византийской художественной культуры. В них реалистичность сочетается с одухотворённостью, личный талант мастеров — со следованием традициям и канонам, разработанным византийской школой.
Особенности византийской культурыВизантийские мастера охотно воспринимали наследие античного искусства, очищая его от следов язычества и наполняя новым духовным содержанием.

Слайд 7Раннехристианская архитектура.
Базилика.
Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного

и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»)

тип строения прямоугольной
формы, которое состоит из
нечётного числа (3 или 5)
различных по высоте нефов
(«неф» - корабль)

Ноев ковчег

Все храмы ориентированы на Восток.
С восточной стороны примыкает полукруглая ниша – апсида, с расположенным в ней алтарем – священной частью храма.

Раннехристианская архитектура.Базилика.Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением

Слайд 8Архитектура в Равенне.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Построена в конце V — начале VI вв
Базилика

имеет три нефа, разделяемых колоннадой, доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами.
Архитектура в Равенне.Базилика Сант-Аполлинаре-НуовоПостроена в конце V — начале VI ввБазилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой, доставленных из

Слайд 9Византийская архитектура
Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово

– купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V—VIII вв. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью сделалось крестообразное пространство интерьера. Подобные храмы отчасти были менее удобны, чем базилики. Их ценность состояла прежде всего в глубокой символической насыщенности.

Византийская архитектураПозднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово – купольный, имеющий в плане форму

Слайд 10Византийская архитектура
.
Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе,

соединивший базилику с купольным перекрытием

Храм «премудрости Божьей» воздвигли два архитектора – Анфимий и Исидор при императоре Юстиниане I.

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей.
Мозаика в Соборе Св. Софии

Византийская архитектура.Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытиемХрам «премудрости

Слайд 11Византийская архитектура
План собора Святой Софии в Константинополе
В плане храм представляет собой

прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира.
Византийская архитектураПлан собора Святой Софии в КонстантинополеВ плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные

Слайд 12Айя-София – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по

слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам – пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила Эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Осип Мандельштам

Айя-София – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на

Слайд 13Мерцающий свет византийских мозаик
Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли

и свои, оригинальные способы их создания.
Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.

Христос Пантократор. Мозаика Св. Софии Константинопольской

Юстиниан I. Мозаика в Сан-Витале.
Равенна

Большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские истории.
Главной особенностью византийских мозаик является великолепный золотой фон, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров мозаичных фигур.

Мерцающий свет византийских мозаикИспользуя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания.

Слайд 14Мерцающий свет византийских мозаик
На одной из мозаик в Сан-Витале в центре

изображен император Юстиниан, приносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом.

Мозаика на противоположной стене изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах роскошные ожерелья.

Мерцающий свет византийских мозаикНа одной из мозаик в Сан-Витале в центре изображен император Юстиниан, приносящий в дар

Слайд 15Искусство иконописи
В христианских храмах были не только мозаики и фресковые

композиции, но и иконы (греч. «образ»).
Характерными особенностями икон становятся:
фронтальность изображения,
строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери,
подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала,
сияющий нимб вокруг головы,
пристальный суровый взор увеличенных глаз,
декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур.
Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.
Искусство иконописи В христианских храмах были не только мозаики и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»).Характерными

Слайд 16Сергий и Вакх. VI век
На одной из ранних византийских икон

«Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе.

С наступлением Иконоборческого периода (VIII-IX вв), традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено. Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.
Однако, византийские иконы все-таки продолжили создавать, осуществляя данный процесс в строгой секретности от государственного надзора.  На тот момент времени, действующие иконописцы решили полностью поменять ранее сложившееся отношение к пониманию церковной веры.
В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (ок. 675-753).

Сергий и Вакх. VI век На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики,

Слайд 17Владимирская Богоматерь

Шедевр византийской иконописи -«Владимирская Богоматерь» (начало XII века), привезенная на

Русь из Константинополя в 1155 г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону – одну из самых почитаемых православных святынь.
Владимирская Богоматерь	Шедевр византийской иконописи -«Владимирская Богоматерь» (начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 г.

Слайд 18Владимирская Богоматерь

Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то, что

близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви.

св. Лука пишет икону Богоматери:
слева - автор Михаил Дамаскин, XVI в.,
       справа -  автор неизвестен,  XV-XVI вв.     

Церковные христианские предания относят создание первых икон к апостольским временам и связывают их с именем евангелиста Луки. Апостолу и евангелисту Луке приписывают семьдесят икон, изображающих Богоматерь, но лишь три из них были написаны с самой Богородицы, получив ее прижизненное благословение.

Владимирская Богоматерь	Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то, что близко и понятно всем людям, -

Слайд 19Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 году, поставили точку в истории

Византийской империи. Но Византия передала свое наследие другим народам, в частности – русскому народу.

Византийское наследие

Величие и строгость православной культуры были выбраны русской цивилизацией из трех возможных вариантов и оказали огромное влияние на все стороны ее индивидуальной и общественной жизни.

Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 году, поставили точку в истории Византийской империи. Но Византия передала свое

Слайд 20Главный вклад Византии в культуру – православие.
На все виды искусства

в Византии накладывалась печать религии.
В Византии начинает распространяться крестово-купольный тип храма.  Такой тип храма выражал идею духовного восхождения человека к Богу. Этот тип храма получил развитие и в России
Византийская архитектура оказала большое влияние на русскую: по типу храма Святой Софии в Константинополе одноименный возведен в Киеве, затем в Новгороде
Византийская иконопись оказала большое влияние на русскую, начиная с иконы Владимирской Божьей Матери, ставшей святыней и образцом для русских мастеров.
Византия отправляла на Русь своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. 

Византийское наследие

Главный вклад Византии в культуру – православие. На все виды искусства в Византии накладывалась печать религии.В Византии начинает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть