Слайд 1Мастера неофициального искусства.
Слайд 2Неофициальное искусство.
В период «оттепели» в СССР появилось искусство, которому государство отказывало
в признании и поддержке. Его называют по-разному:
неофициальное искусство, в противовес официальному,
альтернативное (от лат. слова alter — другой),
андеграунд (от англ. undergraund — подпольный).
Слайд 3К неофициальному искусству примыкали художники, скульпторы, музыканты, писатели, которые, как уже
говорилось, отвергали каноны социалистического реализма и стремились к полной свободе творчества.
Мастера неофициального искусства были знакомы с новейшими художественными течениями Запада, многое брали оттуда.
Слайд 4Представители неофициального искусства были лишены возможности выставляться в государственных музеях и
картинных галереях. Им приходилось показывать свои работы по квартирам друзей, в клубах, институтах. Поэтому в СССР широкая публика мало и плохо знала неофициальное искусство. Зато за границей оно пользовалось большим успехом. Работы мастеров неофициального искусства охотно покупали западные коллекционеры и музеи
Слайд 5Еще в конце 60-х в столице среди художественной богемы стали рассказывать
о странном бомже. Он ходил по московским закусочным, обмакивал окурок в кетчуп и рисовал на салфетках портреты, которые продавал за стакан водки. А за эти рисунки на Западе платят миллионы, потому что сам Пабло Пикассо называет этого бродягу лучшим русским рисовальщиком. Многие в это не верили… Анатолий Тимофеевич Зверев – художник, картины которого теперь находятся в лучших коллекциях современного искусства - так звали этого мифического персонажа.
Слайд 6Анатолий Тимофеевич Зверев.
(1931-1986)
Известность он получил в 1957 г. Тогда в Москве
состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого работала международная мастерская искусств. Ее жюри, возглавляемое знаменитым мексиканским живописцем Д. Сикейросом, присудило А.Т. Звереву высшую награду — золотую медаль.
Слайд 7Во время фестиваля молодежи в 1957 году в Москве, в парке
Горького, устроили арт-студию. Для многих московских молодых художников это было первым шокирующим знакомством с экспрессивной абстрактной живописью. Американцы снисходительно говорили сторонникам соцреализма о свободе работы с красками и чистом искусстве. И тут появился русский художник неухоженного и странного вида. Выплеснув на полотнище из двух синюю и зеленую краску, он взял в руки швабру и через десять секунд яростных движений появился изысканный женский портрет. Зверев хлопнул пораженного иностранца по спине, испачкав краской, и сказал: «Брось ты эту абстракцию, давай я научу тебя рисовать?!»
Слайд 10Творческий союз не знал такого художника, как Анатолий Зверев. Выставка его
работ в 1965 году в Париже стала началом его популярности за рубежом и дала сигнал преследованию на Родине. До самой смерти он периодически становился пациентом психиатрических клиник, а на официальные вернисажи его не допускали из-за отсутствия образования.
Слайд 11Картины Анатолия Тимофеевича мало напоминали традиционные реалистические произведения, поэтому власти не
признавали его как художника. За границей же наоборот А.Т. Зверева хорошо знали и ценили.
При жизни художник А. Т. Зверев имел 34 выставки за рубежом и только одну в СССР.
О чем говорит этот факт?
Слайд 12Лианозовская группа.
Непризнанным мастерам искусств было легче выживать, объединяясь в группы. В
середине 50-х гг. возникла Лианозовская группа. В Лианозовскую группу вошли художники разных направлений: от абстракционистов до реалистов. Они не приукрашивали советскую действительность, как это делали многие представители официального искусства. Лианозовцы показывали жизнь с разных сторон, в том числе и с мрачных, которых у нее было немало.
Слайд 13Евгений Леонидович Кропивницкий.
( 1893-1979)
В 1963 г. за создание Лианозовской группы ее
основатель Е.Л. Кропивницкий был изгнан из Союза художников с такой формулировкой: «за несовместимость творческой и общественной деятельности... с марксистско-ленинской идеологией и эстетикой».
Слайд 15Оскар Яковлевич Рабин.
(1928 – 88 лет)
Главной темой в искусстве
О. Я.
Рабина стали грязные городские дворы, трущобы, бараки. Все это не было придумано художником: больше 10 лет он прожил в Лианозове в доме барачного типа.
Слайд 2022 июня 1978 года , проведя 6 месяцев во Франции, Рабин
получает приглашение из советского консульства. Генеральный консул зачитал художнику Указ Президиума Верховного Совета СССР, требующий «лишить советского гражданства Рабина Оскара Яковлевича, в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина».
Указ Президиума о лишении Рабина гражданства датирован 23 июня 1978 года. Советское гражданство Рабина было восстановлено Указом Президента СССР от 15.08.1990. Художник получил паспорт Российской Федерации в 2006 году.
Слайд 21Белютинская студия.
Почти в одно время с Лианозовской группой в Москве возникла
Белютинская студия.
Официальная критика называла белютинцев «абстракционистами», несмотря на то, что среди них было немало самобытных реалистов. В те годы обвинение в «абстракционизме» считалось одним из самых тяжких в советском искусстве.
Белютинцы приняли участие в известной вам выставке в Манеже. Именно их работы подверг разгромной критике Н.С. Хрущев. После этого художников перестали выставлять в государственных выставочных залах и музеях.
Слайд 22Элий Михайлович Белютин.
( 1925-2012)
Основатель Белютинской студии, живописец, который в свое время
учился у замечательных мастеров советского искусства П.В. Кузнецова и А.В. Лентулова.
Слайд 23В 1960-е годы произведения Э. М. Белютина экспонировались во Франции.
В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была
присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение».
В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия).
В 1970-е участвовал в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии.
Слайд 27Рабичев Леонид Николаевич.
(1923 - 93 года)
В 1958 году Леонид попал на
занятия в студию Элия Михайловича Белютина «Новая реальность», где познакомился с авангардным искусством.
В 1959 году Леонид Рабичев был принят в Союз художников СССР.
1 декабря 1962 года в Манеже состоялась юбилейная выставка, которую посетил Никита Хрущёв, после чего представленные в экспозиции картины подверглись резкой критике, а выставка была закрыта.
17 декабря 1962 года после того как, в разговоре с Хрущевым на выставке Леонид Рабичев уважительно отозвался о художниках, он был исключен из Союза художников.
Слайд 30Борис Иосифович Жутовский.
(1932 – 83 года)
С конца 1950-х до 1962
года занимался в студии Элия Белютина«Новая реальность».
Выставляться начал с 1959 года. После участия в знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Манеже в декабре 1962 года и личного скандала с Н. С. Хрущевым для Жутовского была закрыта всякая возможность участия в выставках в СССР.
С 1964—1965 годов начинается широкий показ работ в галереях и музеях по всему. С 1979 года возобновились полулегальные выставки современного искусства в Москве, на которых были и картины Жутовского.
В 1969 году был принят в Союз художников СССР как художник книги. Участвовал во многих выставках книжного искусства.
Слайд 32Автор знаменитой портретной серии выдающихся представителей СССР и России XX века «Последние люди
империи», многих из которых он знал лично.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЭРНСТ ИОСИФОВИЧ
Аркадий Райкин
Слайд 33В период «оттепели» возникло неофициальное искусство, отвергающее соцреализм и выступающее за
полную свободу творчества.
Слайд 34Вопросы.
1. Чем было вызвано появление неофициального искусства?
2. Чем неофициальное искусство
отличалось от официального?
3. Почему, в отличие от Запада, неофициальное искусство не получило широкой известности в СССР?
Слайд 354. Как вы думаете, участником какого художественного объединения — Лианозовская группа
или Белютинская студия — было написано следующее стихотворение:
Дамба, клумба,
Облезлая липа.
Дом барачного типа.
Коридор 18 квартир.
На стене лозунг: «миру — мир!».
Во дворе Иванов
Морит клопов.
Он бухгалтер Гознака.
У Романовых пьянка.
У Барановых драка.