Слайд 1«Мадонна Бенуа»
Леонардо
да Винчи
Работа по МХК
ученицы 9а класса
405 гимназии
Гришиной
Алевтины
Преподаватель:
Дудкина Н.В.
2007 год
Слайд 2Леонардо да Винчи
Мадонна с цветком
(Мадонна Бенуа)
Около 1478
49,5 x 31,5
см.
Дерево, масло
Санкт-Петербург,
Государственный Эрмитаж
Слайд 3 Осенью 1478 года Леонардо да Винчи записывает
в одной из своих тетрадей, рядом с различными зарисовками, следующие слова: “…я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции “Мадонна с младенцем”, причём он со свойственной ему тщательностью и вниманием зарисовывает как различные положения тел матери и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани.
Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, но уже говорят о постепенном овладении техникой. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы.
Многочисленные варианты различных и сходных положений тел матери, ребёнка и обоих вместе являются несомненным свидетельством того, что молодой мастер стремился лёгкими штрихами карандаша или пера передать беглые впечатления, полученные от наблюдений над реальной действительностью, запечатлеть эту действительность во всей её жизненной динамике.
Слайд 4 Первая из двух мадонн, о которой пишет
Леонардо и которая создана на основании многих зарисовок, – это “Мадонна Бенуа”.
Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое он ставил выше всех прочих.
“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости.
Слайд 5Описание картины
Мадонне придан вид несколько болезненной девушки,
играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях.
Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.
Слайд 6Фрагмент
Свет на фигуры в картине падает в
основном слева, но очень возможно, что именно небольшое окно и, вероятно, расположенные за ним горы и вода определяют то, что помещение, в котором находится мадонна, освещено слабо и притом своеобразным зеленоватым светом.
Он окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.
Слайд 7 Композиционным и идейным центром картины является переплетение
трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражена во всём облике младенца.
Взгляд зрителя невольно приковывается к смысловому центру картины – переплетению трёх рук, изображённая в ней простая и скромная сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.
Слайд 9Список источников
Гуковский М.А. “Леонардо да Винчи”. – М.: “ИСКУССТВО”, 1958г.
Любимов
Лев “Искусство Западной Европы. Книга для чтения”. – М., “ПРОСВЕЩЕНИЕ”, 1982г.
http://www.erudition.ru/referat/ref/id.47462_1.html