Слайд 1М. В. Нестеров.
Жизнь и творчество
Выполнила: учитель истории Ефимова Г. П.
Слайд 2 Повторение
пройденного материала.
Слайд 3Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике стр. 244- 246.
Выучить записи в тетради.
Слайд 4 М. В. Нестеров(1862-1942 гг.)
Творчество Михаила Васильевича Нестерова,
одного из крупнейших русских живописцев, олицетворяет собой живую связь времен, преемственность между искусством XIX века и современным.
В последнее двадцатилетие жизни он становится видным портретистом, более того - признанным главой советской портретной школы.
Слайд 5Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) — русский и советский художник-живописец. Заслуженный деятель
искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Слайд 6Святая Русь. 1905
Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник
переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.
В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова,
В Училище Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова.
Слайд 7В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство»
получил звание свободного художника. К концу 80-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской
Слайд 8Скорбящая женщина в творчестве
Следующей работой, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную
скорбь русской женщины, стала картина «За приворотным зельем»(1888). В основе её лежит тема неразделённой любви — на полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека.
Слайд 9Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный
художником в 1888-89 гг. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.
Слайд 10Христианская
тематика
«Троица ветхозаветная»
Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах.
В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. По объёму работ с Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX. Абастуманский храм произвёл большое впечатление на современников, однако сам Нестеров был недоволен своей работой.
Слайд 11Христианская тематика
«Моление о чаше»
«Благовещенье»
Слайд 12Видение отроку Варфоломею. 1899-1890.
Во время этого путешествия была написан «Остров Капри».
В этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею», сохранившаяся в альбоме набросков острова Капри.
Слайд 13«На горах»
В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью
Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение.
Слайд 14Центральные темы творчества
«Благословение отроку Варфоломею»
«Скит»
Слайд 16Великий постриг. 1898.
Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы
Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров.
Слайд 17Старообрядчество
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского
(«В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (1897−1898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души — чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита.
Слайд 19«Соловки».1917
В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских
монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.
Слайд 20 «Лисичка». 1914.
Под впечатлением русского Севера, суровой природы
и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали на его картинах.
Слайд 21Сергий Радонежский
«Видение отроку Варфоломею». Вариант
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана
Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала.
Слайд 23Заграничное путешествие
Поразительна глубокая внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его
картинах. Знаменательно, что ещё до открытия выставки «Пустынник» был приобретён П. М. Третьяковым. На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на юного художника сильнейшее впечатление.
Слайд 24 Посвящение Сергию
Картина стала первой из цикла
работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.
С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества.
Слайд 25Единственная картина о любви
Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой
любви. Эта картина — «Два лада» (1905).
В 1905—1906 гг. художник написал ещё несколько полотен, главной темой которых является единство человека и природы. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель».
Слайд 26«На Руси». Душа народа.
1914- 1916
Одной из последних важнейших предреволюционных работ
Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916, первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа.
Слайд 27Портрет дочери. 1906
Первым произведением в новом жанре, которым художник остался по-настоящему
довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в киевской квартире в 1905 г. За ним последовали другие
Слайд 28«Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921-1921, холст, масло, 126х125 см
Слайд 29Близкие люди
Портрет Екатерины Петровны Нестеровой. 1905
Портрет дочери Ольги Нестеровой.
1906г.
Слайд 30«Девушка у пруда» (1923).
Вот некоторые из них: «Портрет дочери» Ольги
в чёрной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке, известный под названием «Амазонка» (1906), портрет жены в китайском халате на воздухе (1906), портрет друга, княгини Н. Г. Яшвиль, портрет сына Алёши, портрет дочери В. Нестеровой-Титовой (1928), портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923). Последняя работа сильно отличается от предыдущих портретов художника.
Слайд 31П. Н. Флоренский,
С. Н. Булгаков
Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: учёный А. Н. Северцев, художник, учитель и друг Нестерова В. М. Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники братья Корины (1930), скульпторы И. Д. Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков («Философы» 1917), И. А. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели Максим Горький и Лев Толстой (1907), хирург С. С. Юдин (1935), физиолог И. П. Павлов (1935), народная артистка К. Г. Держинская (1937)[3], архитектор А. В. Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.
Слайд 32Арест
Здесь Михаил Васильевич жил в 1920—1942. Москва,
ул. Сивцев Вражек, 43
В
1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника О. М. Нестерова (см. портрет) была отправлена в ссылку в Джамбул.
М. В. Нестеров умер 18 октября 1942 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .