Презентация, доклад по МХК на тему Культура древних славян (дохристианский период)

Содержание

Историческое развитие славяно-русского язычества  «Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам

Слайд 1Культура древних славян (дохристианских период)»
Язычество

Культура древних славян (дохристианских период)»Язычество

Слайд 2 Историческое развитие славяно-русского язычества 
«Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший

в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий,вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса.

.

 

Историческое развитие славяно-русского язычества  «Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения всего

Слайд 3 Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес

и подземно-водной зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.
Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не являлось

Слайд 4 При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией

Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды.Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.
При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество

Слайд 5Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно

в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе. Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата,оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.
Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не

Слайд 6 В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу

XIII в.создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.
В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.создалось и в деревне, и

Слайд 7В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и

грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то

Слайд 8 Погребальная

обрядность. 
Погребальная            обрядность. 

Слайд 9Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда

отмечают существенные перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянское время, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому.
Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.Перелом

Слайд 10 В реальных археологических следах погребального обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих

форм – древней ингумации, захоронения покойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.
В реальных археологических следах погребального обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захоронения покойников

Слайд 11 Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего

индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует у славян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы.Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».
Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до

Слайд 12 Мифологические
звериные

божества
Мифологические     звериные

Слайд 13 В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а

не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух.
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие

Слайд 14 Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он

считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и все возможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и

Слайд 15Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и

без его ведома не ломается ни одна ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и присловьях.

Заяц соотносится с «кощным царством».Он - один из охранителей смерти Кощея.

Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и без его ведома не ломается ни

Слайд 16Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая

славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю, из туч.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного

Слайд 17Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки

большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. 
Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ

Слайд 18Божества-
чудовища

Божества-       чудовища

Слайд 19В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях:
•Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным

по-воински, на богатырском коне, с черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер Хорт);
•Змей-похититель красавиц;
•Змей Огненный-с круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с длинным конским хвостом;
•Крылатый Змей.
В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях:•Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным по-воински, на богатырском коне, с черным

Слайд 20
Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей.Северные славяне поклонялись

Змею-владыке подземных вод-и называли его Ящер.Святилище ящера располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,что отразилось во многих поверьях.
Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке подземных вод-и называли его Ящер.Святилище

Слайд 21Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний

человек замечал и реальных людей,обладающих магической силой воздействия, наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих вражду.Объяснение действий таких людей( к ним относили колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и уходит своими корнями в первобытную магию.
Магические представления обусловили систему ритуальных действий и заговоров, которые в неизменном виде передавались из поколения в поколение, пока не приобрели архаический и потому священный характер, став доступными лишь избранным людям-колдунам.
Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний человек замечал и реальных людей,обладающих магической

Слайд 22Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям,

пока христианская церковь не отождествила их с нечистой силой, которая в сознании человека отождествлялась с различного рода вредоносными явлениями и существами, окружавшими человека в природе и в местах его непосредственного обитания.

Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям, пока христианская церковь не отождествила их

Слайд 23Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что

приносит человеку исключительно зло: щекотит до смерти,насылает болезни и бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин,вызывает неотвратимые наваждения и кликушества.Ко второму- та, что в зависимости от поведения и деятельности человека, дает полезные советы и чудодейственные средства, обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.
Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что приносит человеку исключительно зло: щекотит до

Слайд 24Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они

способны прорицать, наделены поэтическим даром, искусством исцелять болезни и привораживать.Но более всего «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского рода.
Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они способны прорицать, наделены поэтическим даром, искусством

Слайд 25Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со

Змеем.Особенно опасными становятся ведьмы во время календарных праздников, особенно 18января.
Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со Змеем.Особенно опасными становятся ведьмы во время

Слайд 26
Мифические птицы

Мифические птицы

Слайд 27Многие из мифических птиц имеют космологическое значение.Среди них грифон- представитель высшей

мировой силы.Он ежегодно побеждает мертвящее начало кощных сил.
Многие из мифических птиц имеют космологическое значение.Среди них грифон- представитель высшей мировой силы.Он ежегодно побеждает мертвящее начало

Слайд 28Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то в благодатном пространстве.Алконост

сближен со стихией:снесенные яйца погружает в глубину моря, после чего оно успокаивается на шесть дней
Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то в благодатном пространстве.Алконост сближен со стихией:снесенные яйца погружает в

Слайд 29Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян.Там живет Стратим- птица,

которая, подобно Морскому царю, колышет воды и может потопить корабль
Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян.Там живет Стратим- птица, которая, подобно Морскому царю, колышет воды

Слайд 30Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол.В нем отмечалась боевитость,победоносность, неотразимость в

сражениях со змеевидным противником.В волшебных сказках говорится что эта птица быстра как свет или молния.
Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол.В нем отмечалась боевитость,победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником.В волшебных сказках

Слайд 31Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В волшебных сказках

он добывает живую и мертвую воду, представляет ветер, его железный клюв сравнивается с молниеносной стрелой.
Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В волшебных сказках он добывает живую и мертвую воду,

Слайд 32К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит аист.Он мог принести пожар,

если его потревожить, но если огонь все-таки возник, то живущий поблизости аист со своими сородичами немедленно приносил воду в клюквах.
К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит аист.Он мог принести пожар, если его потревожить, но если огонь

Слайд 33Из глубокой древности идет вера в ласточку как «божью птицу».Она запирает

на зиму небо, а после возвращения весной из вырия вновь отпирает его.
Ласточка-покровительница семьи-называлась «хозяйка», «домовитка», «домаха».
Из глубокой древности идет вера в ласточку как «божью птицу».Она запирает на зиму небо, а после возвращения

Слайд 34Жаворонок- воплощение жары и ясного неба.Он же, подобно ласточке, приносит весну.

Жаворонок- воплощение жары и ясного неба.Он же, подобно ласточке, приносит весну.

Слайд 35Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся

на угол дома и начнут кричать.Их когти и кости употребляли для отгона нечистой силы, их жгли и кадили этим дымом во дворе и доме.
Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся на угол дома и начнут кричать.Их

Слайд 36С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное

сердце указывает верную дорогу к любви.Для чарования обычно выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали в печи и,завернув в холстину, носили возле своего сердца
С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце указывает верную дорогу к любви.Для

Слайд 37Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с

целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.
Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.

Слайд 38Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы

лошади были «веселыми».Она же связывалась с превращенными ведьмами и злыми силами.
Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы лошади были «веселыми».Она же связывалась с

Слайд 39 Домашние
божества

Домашние     божества

Слайд 40Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а

за лень наказывал бедой.

Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.

Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Вера в

Слайд 41В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но

зато надежно оберегает хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.
В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но зато надежно оберегает хлеб.Для доброго хозяина

Слайд 42 В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что

о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог(эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли в углу хлева немного хлеба и творога), а также овинник – хранитель запасов зерна и сена. Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.
В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также

Слайд 43Наиболее разработанным мифическим персонажем является Леший-старик в белой одежде и в

большой белой шапке.Он способен принимать образ обычного человека.Леший живет в лесных чащах, может иметь жен-лешачих.Он любит гулять по лесу,висеть и качаться на деревьях.

Наиболее разработанным мифическим персонажем является Леший-старик в белой одежде и в большой белой шапке.Он способен принимать образ

Слайд 44 Язычество в
городском быту

XI-XIIвв
Язычество в   городском быту         XI-XIIвв

Слайд 45Принятие христианства в качестве государственной религии не означало полной и быстрой

перемены образа мышления и образа жизни. Были учреждены епархии, построены церкви, общественные богослужения в языческих святилищах сменились богослужениями в христианских храмах, но серьёзного перелома во взглядах, полного отказа от верований прадедов и бытовых суеверий не было. Язычество упрекали в многобожии, а христианству ставили в заслугу изобретение монотеизма. У славян творцом мира и всей живой природы был Род– Святовит.Русские люди вычленили из троицы Иисуса Христа и построили церкви Спаса, заменившего языческого Дажьбога.
Принятие христианства в качестве государственной религии не означало полной и быстрой перемены образа мышления и образа жизни.

Слайд 46 Христианство отразило и первобытный дуализм. Главою всех сил зла был

непобеждённый богом Сатанаил с его многочисленным и разветвлённым воинством, против которого бог и его ангелы были бессильны. Всемогущий бог не мог уничтожить не только самого Сатану, но и мельчайшего из его слуг.Человек должен был сам праведностью своей жизни и магическими действиями«отгонять бесов». Такой важный раздел первобытной религии, как магическое воздействие на высшие силы ритуальным действием, заклинанием, молитвенной песней, был в своё время впитан христианством и оставался неотъемлемой частью церковной обрядности. Религиозная поддержка государственности в пору прогрессивного развития феодализма, Запрещение кровавых жертвоприношений, широкий поток литературы, направившийся на Русь из Византии и Болгарии, - эти последствия крещения Руси имели прогрессивное значение.
Христианство отразило и первобытный дуализм. Главою всех сил зла был непобеждённый богом Сатанаил с его многочисленным

Слайд 47Двоеверие было не просто механическим сочетанием старых привычек и верований с

новыми, греческими; в ряде случаев это была продуманная система, в которой вполне сознательно сохранялись древние представления. Прекрасным примером христианско-языческого двоеверия являются известные амулеты – змеевики, носившиеся на груди поверх одежды.Двоеверие являлось не просто результатом терпимости церкви к языческим суевериям, оно было показателем дальнейшей исторической жизни аристократического язычества, которое и после принятия христианства развивалось, совершенствовалось, вырабатывало новые тонкие методы соперничества с навязанной извне религией.
Двоеверие было не просто механическим сочетанием старых привычек и верований с новыми, греческими; в ряде случаев это

Слайд 48 Языческие
обряды и


празднества
XI – XIII
Языческие      обряды и

Слайд 49 Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной

мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам,воспринятым первоначальным христианством. Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнце состояние,весеннее равноденствие и летнее солнце состояние. Осеннее равноденствие очень слабо отмечено в этнографических записях. Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым элементом были дни поминовения предков (радуницы).Пятым могли быть коляды,праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому

Слайд 50Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в звероподобные одежды

и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах. Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во вторую их половину – от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное соприкосновение древних языческих праздников сновыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на первобытной астрономической основе, на солнечных фазах, совпадали по срокам(рождество христово, благовещенье), нередко они расходились.Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины,говядины, кур и яиц.
Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски

Слайд 51Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной

верой и вплоть до XX в.проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве. Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.

Заключение

Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в.проявлялись

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть