Слайд 1Кубизм - одно из ярких течений модернизма
Моя галерея
Слайд 2Характерность стиля
Кубизм — стиль, зародившийся в нач. XX в.
Характерные приемы:
прямое использование геометрических
форм;
узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания);
деформации;
угловатость;
полное отсутствие реалистичности;
форма важнее цвета.
Слайд 3Характерность стиля
В кубизме лица, фигуры и объекты часто изображаются в качестве плоских прямоугольников или
треугольников, присутствует асимметрия, неправдоподобность.
Цветовая гамма - приглушённая, много коричневых и тёмно-синих тонов. Правила перспективы и светотени не учтены.
Все предметы на полотне будто составляются из геометрических фигур.
В портретах встречается приём изображения лица одновременно в профиль и в фас.
Временами использование коллажа: мастера наклеивали на полотна куски газет, ткани и других материалов с яркой фактурой.
Слайд 4Пабло Пикассо. Плачущая женщина, 1937 г.
Пабло Пикассо. Арлекин, 1915 г.
«Плачущую женщину»
Пикассо нужно отнести одновременно и к стилю сюрреализма, основанному на чудовищной деформации, искажении реального образа человека, на усилении резких цветовых контрастов.
Слайд 5История возникновения
Начало кубизма идёт от «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо, написанных в
1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна.
Тогда же Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме, художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи – кубизма.
Название направления появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака «bizarreries cubiques» (франц. - кубические причуды).
К новому направлению присоединились художники Хуан Грис, Мари Лорансен, Фернан Леже.
В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже, Франсис Пикабиа и др.
Слайд 6Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени
и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы.
Слайд 7Жорж Брак. Тарелка и блюдо с фруктами,
1908 г.
Слайд 8Хуан Грис. Гитара на столе, 1915
Слайд 9Поль Сезанн и его роль в возникновении кубизма
Первый период кубизма называется «сезанновский», т.к.
художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений.
Картина «Пьеро и Арлекин» была написана Полем Сезанном в 1888 году, т.е. за 19 лет до возникновения кубизма. В работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева.
В письме к художнику Эмилю Бернару (ок. 1904 г.) Поль Сезанн писал: «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того, как пишешь, - рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки».
Слайд 10Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин, 1888 г.
На картине П. Сезанн выбрал
неправильное изображение перспективы: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это – живые персонажи с живыми лицами.
Слайд 11Стадии (фазы) кубизма
I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) – выделение геометрических
форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости.
II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства.
III стадия: синтетический кубизм (1913–1914) – с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в т.ч., с помощью аппликаций, часто представляющих собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.
Слайд 12Жорж Брак. Скрипка и подсвечник, 1910 г. Направление - аналитический кубизм.
Жорж
Брак. День, 1929 г.
Направление - синтетический кубизм.
Слайд 13Представители кубизма в живописи
Пабло Пикассо. Обнажённая, зелёные листья и бюст
Наиболее выдающиеся представители кубизма в
живописи: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Хуан Грис.
Пикассо стал самым дорогим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнаженная, зеленые листья и бюст» оценена в 155 миллионов долларов.
Слайд 14Жорж Брак. Голова женщины, 1909 г.
С приходом нового направления, захватившего Ж.
Брака, коренным образом изменилось его восприятие женского образа.
В работах мастера появилась чёткая выверенность, продуманность и точность форм. Манера его письма из понятной и посредственной превратилась в нечто «неосмысляемое» для зрителя, искромётное.
Слайд 15Жорж Брак. Гитара
Жорж Брак. Натюрморт с музыкальными инструментами, 1908 г.
Слайд 16Жорж Брак. Дорога возле Л'Эстака, 1908 г.
Жорж Брак. Гавань, 1908-1909 гг.
Слайд 17Кубизм в России
Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в
т.ч. и в России.
В России существовало среднее направление — кубофутуризм, к которому относят часть работ Малевича.
Картина Малевича на крестьянскую тематику «Девушки в поле» сочетает в себе и кубизм, и футуризм.
Казимир Малевич. Девушки в поле
Слайд 18Казимир Малевич. Станция без остановки. Кунцево
Композиция картины будто создана из обломков
и не значащих деталей — прямоугольников, цилиндров, полукружий, фигур разной формы и цвета. Понять сюжет картины помогает название.
На «Станции без остановки. Кунцево» (Малевич проводил там каждое лето) видны клубы дыма, подобие железных ступеней и большой знак вопроса.
Но кубистическая «постройка» только поначалу кажется хаотичной и бессмысленной. Главный её принцип - контраст элементов. Контрастируют как будто все детали и формы: прямоугольные и круглящиеся, выпуклые и плоские, гладкие и шероховатые, тёплые и холодные, светлые и тёмные, узнаваемые и беспредметные. Малевич «складывает» картину из множества разных вещей. Вещи приятно и интересно разглядывать. Он оценивал изобретательность и иногда юмор с оттенком абсурда.
Слайд 19Казимир Малевич. Туалетная шкатулка, 1913 г.
В «Туалетной шкатулке» забавно видеть, как
крошечный крючок запирает неизвестно что: одним концом он крепится к иллюзорно написанной деревянной панели, другим — к белой супрематической плоскости, «пробравшейся» на первый план.
Но это лишь одна из двух граней кубизма.
Вторую Малевич назвал вертикальным или «этажным наращиванием» композиции. При этом «верхние этажи» не кажутся легче нижних, как это принято в традиционном искусстве, где есть постоянная оппозиция небо — земля. Если не было бы приметных деталей, то картину можно было бы перевернуть и ничего не заметить.
А значит, и общая картина мира пришла бы в негодность с её линией горизонта, отделяющей небо от земли.
Слайд 20Казимир Малевич. Портрет художника М.В. Матюшина, 1913 г.
«Портрет М.В. Матюшина» -
одно их лучших полотен Малевича этого времени: то же соотношение предметных «осколков» (клавиши, часть головы с расчёсанными на пробор волосами) и отвлечённой беспредметной игры, но есть и нечто новое.
Именно здесь Малевичу удаётся найти верное соотношение и открыть для себя, что же такое вес.
По мнению Малевича, картины могут являться тяжёлыми или лёгкими, предметы могут подчиняться законам гравитации и парить, как в невесомости. В одном из своих писем он писал о том, что «... очень трудно добиться веса».
Все элементы картины, крепкие и массивные, как будто сколочены в прочное, немного неуклюжее сооружение, которое начинает отделяться от фона и готовится пуститься в плавание по белому пространству, уже похожему на «супрематическую бездну».
Слайд 21Знаковые работы кубистов
«Авиньонские девицы» П. Пикассо
«Пьеро и Арлекин» П. Сезанна
«Обнажённая, спускающаяся
по лестнице» М. Дюшана
«Дома в Эстаке» Ж. Брака
«Портрет Пикассо» Х. Грисса
«Строители» Ф. Леже
Слайд 22Марсель Дюшан. Обнажённая, спускающаяся по лестнице
Жорж Брак. Дома в Эстаке
Слайд 23Хуан Грисс. Портрет Пикассо
Фернан Леже. Строители