Слайд 1Композиторы Венской классической школы
Слайд 2Ве́нская класси́ческая шко́ла (нем. Wiener Klassik — «венская классика») — направление европейской музыки второй половины
XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен
Слайд 3Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность,
ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.
Слайд 4Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того
времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века, то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштейн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»
Слайд 5Термин «венские классики» ввёл в употребление австрийский музыковед Р.Г. Кизеветтер в 1834 году в отношении
Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы [кто?] добавили в этот список Бетховена. Англоязычные музыковеды также называют венских классиков представителями «Первой венской школы».
Слайд 6Огромную роль в становлении венской классической школы сыграли музыкальный быт Вены
– крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонациональной Австрии. Искусство венских классиков тесно связано с общим подъёмом австро-немецкой культуры, с просветительством, отразившим гуманистические идеалы третьего сословия в преддверии Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.
Слайд 7Франц Йо́зеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn[1], 31 марта 1732[2] — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической
школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Слайд 8Йозеф Гайдн родился в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией,
в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 годуотправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.
В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора святого Стефана. Рейттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.
Слайд 9Капелла была для маленького Гайдна единственной школой. По мере развития его
способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой и некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции.
Слайд 10В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них
не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета[5]. Брак был несчастливый[6], однако законы того времени не позволяли им разойтись.
Слайд 11В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — после
смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Венгрии и Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
Слайд 12В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и
подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом.
Слайд 1311 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К истинной гармонии»
(«Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
Слайд 14Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в
ученики.
Слайд 15Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52
фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано
Слайд 16Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге.. Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и
композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Мать — Анна Мария Моцарт (урождённая Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг.
Слайд 17Дом, в котором родился Моцарт. Сейчас здесь расположен музей композитора.
Слайд 18Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для
клавира, которые были сочинены между концом января и апрелем 1761 года[
Слайд 19Интересен факт, говорящий о нежности и тонкости его слуха: согласно письму
друга семьи Моцартов, придворному трубачу Андреасу Шахтнеру, которое было написано по просьбе Марии Анны после смерти Моцарта, маленький Вольфганг почти до десятилетнего возраста боялся трубы, если играли только на ней одной без сопровождения других инструментов. Даже сам вид трубы действовал на Вольфганга так, будто бы в него направлен пистолет. Шахтнер писал: «Папá желал подавить в нём этот детский страх, и приказал мне, несмотря на сопротивление Вольфганга, трубнуть ему в лицо; но мой бог! Лучше бы я не подчинился. Едва Вольфгангерль услышал оглушительный звук, он побледнел и стал опускаться на землю, и если бы я продолжал дольше, у него наверняка начались бы судороги»[
Слайд 2013 октября, Моцарты поехали в Шенбрунн, где тогда находилась летняя резиденция
императорского двора. Императрица устроила Моцартам столь тёплый и вежливый приём, что они почувствовали себя спокойно и непринуждённо.
Слайд 21С 1770 по 1774 годы Амадей Моцарт проживал в Италии. Там
в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.
Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений
Слайд 22В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции
Вебер отразилась также на его творчестве.
Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.
Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.
Слайд 24С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал
с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.
Слайд 25Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для
детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.
Слайд 26Фортепиано Моцарта. Именно на нём композитор играл на своих знаменитых «пятничных»
концертах
Слайд 27Последний дом Моцарта по адресу Рауэнштайнгассе 970 (жёлтое здание слева на
переднем плане), где он умер 5 декабря 1791 года. Здание разрушено в середине XIX века. Акварель, ок. 1840 г.
Слайд 28Людвиг ван Бетховен
16 декабря 1770[3], Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской
классической школы».
Слайд 29Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов
в мире.
Слайд 30Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концертыдля фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков[4].
Слайд 31Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке.
В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.
Слайд 32Дом, где родился Людвиг ван Бетховен
Слайд 33В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе.
Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта.
Слайд 35После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить
школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался[7]:
«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».
Слайд 36Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.
В это
время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
Слайд 37В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он
всех заставит говорить о себе!»
Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года[9]. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях.
Слайд 38«Бетховен сочиняет 6-ю симфонию»
Слайд 39Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался
о композиторских опытах Бетховена.
Слайд 40Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что
Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым.
Слайд 42Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров
того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.
Слайд 43Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте,
один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил[8]: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.
В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо[7]: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!»
Слайд 44Могила Бетховена на кладбище в Вене
Слайд 45Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за
его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини.
Слайд 4629 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент
кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача