Слайд 1Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублёва
... Что посеет человек,
то и пожнёт
Послание к галатам св. Апостола Павла, VI, 7
Слайд 2 Объект исследования: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого;
иконы Андрея Рублёва.
В исследовании мы опирались на традиции биографической, культурно-исторической школ.
Цель работы: рассмотреть особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.
Данная цель предполагает необходимость постановки следующих задач:
1) рассмотреть жанры древнерусской литературы и живописи конца XIV - начала XV веков
2) выявить социально-исторические традиции жанра жития и иконописи
3) определить особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.
Слайд 3Житие как жанр древнерусской литературы
Слово «житие» буквально соответствует греческому («жизнь»),
латинскому vita. И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин этот приобрёл номенклатурное значение и стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монархов – основателей тех или иных монастырских общежитии, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми.
Жития, следовательно, - биографии святых. Отсюда жития часто в науке обозначаются также термином «агиография» (от agios - «святой» и grafo – «пишу»). Агиография – это вся художественная литература и искусство, посвященная святым.
Слайд 4Икона как жанр древнерусской живописи
Икона – у верующих: изображение
бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ.
Иконография – описание и изучение чьих-нибудь изображений в произведениях живописи, скульптуры.
Слайд 5И к о н о с т а с ы
1405 год
Благовещенский
собор Московского Кремля
Слайд 6Социально-исторические традиции жанра жития и иконописи
Воспетый в житийной литературе
Сергий Радонежский (1314-1391 гг.) был основателем Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне г. Сергиев Посад). Основанный Сергием монастырь играл большую роль в формировании русского самосознания, русской культуры. Монахи восприняли идеи исихазма - учения, пришедшего из Византии. Исихазм (греч. - покой, отрешенность) – аскетическое учение, путь духовного самосовершенствования через восприятие божественной энергии сосредоточенных молитвах, монашестве. По сути Сергий стал духовным вождем русского народа в деле национального освобождения от монголо-татарского ига.
* Епифаний Премудрый родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым».
Слайд 7* Родился около 1360 года в средней полосе России.
1370-1390-е гг.
учился и работал в дружине московских художников.
До 1405 г. - принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо- Андроникове монастыре.
Впервые имя Андрея Рублёва упоминается в летописи под 1405 г.: вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
Благовещенский собор
Московского Кремля
(1405 год)
Творчество Андрея Рублёва
Слайд 8Успенский собор во Владимире
(1408 год)
Церковь св. Троицы в Троице – Сергиевом
монастыре
(1423-1424 г.)
Андроников монастырь
(1426-1428 г.)
Слайд 9Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого
В «Житие Стефана Пермского»
писателю удалось создать первый живописный образ и первый литературный портрет Святителя.
Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие.
Современное прочтение «Жития о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины - с беззаконием.
Слайд 10Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого
Силой божественного промысла Сергию суждено
стать служителем Святой Троицы.
Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»
Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию.
Слайд 11Символика изображения человека в живописи Андрея Рублева
Рублев как бы скрывает
процесс духовной работы, целомудренно умалчивая о той борьбе, которую ведет подвижник в тишине своей кельи, свидетель чему только Бог. Его образы это результат невидимой брани, это образы совершенства, гармонии, чистоты, святости всего того, что открывается подвижнику на вершинах созерцания.
Слайд 12Фрески в Успенском соборе Владимира
Слайд 13Иконы Звенигородского чина
Икона Христа, из Звенигородского чина.
1410-1415 гг.
Апостол Павел. Икона
из Звенигородского чина.
1410-1415 гг.
Слайд 14
* Духовное ядро Звенигородского чина - образ Спаса. Лик
Христа решен просто и величественно. В этом образе соединились сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взгляде. Это очень русский, славянский образ.
Слайд 15Иконы Андрея Рублёва
На иконе «Спас в Силах» изображён восседающий на
престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Величавый облик Спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нём национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры.
Спас с Силах. 1408 г.
Слайд 16Иконы Андрея Рублёва
В иконе Владимирской Богоматери мир переживаний глубоко человечен. В
нём выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.
Икона Владимирской Богоматери. Конец 14 века.
Слайд 17Т р о и ц а
Вершиной художественного творчества Андрея Рублёва
является знаменитая «Троица», выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Она была плодом подлинного и счастливого вдохновения.
Слайд 18
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета.
Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни.
Д. С. Лихачев.
Слайд 19Итоги работы
Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на
жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделились своим жизненным опытом.
Нам, живущим в XXI веке, надо взять за основу те человеческие качества, которые воспевали в своих произведения Епифаний Премудрый и Андрей Рублёв и которые в настоящее время теряют свою значимость: доброта, отзывчивость, трудолюбие, сострадание и т.д.