Презентация, доклад по МХК на тему Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублёва

Содержание

Объект исследования: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого; иконы Андрея Рублёва. В исследовании мы опирались на традиции биографической, культурно-исторической школ. Цель работы: рассмотреть особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и

Слайд 1Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублёва

... Что посеет человек, то и пожнёт Послание к галатам св. Апостола Павла, VI, 7
Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублёва ... Что посеет человек,  то и

Слайд 2 Объект исследования: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого;

иконы Андрея Рублёва. В исследовании мы опирались на традиции биографической, культурно-исторической школ. Цель работы: рассмотреть особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева. Данная цель предполагает необходимость постановки следующих задач: 1) рассмотреть жанры древнерусской литературы и живописи конца XIV - начала XV веков 2) выявить социально-исторические традиции жанра жития и иконописи 3) определить особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.


Объект исследования: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого; иконы Андрея Рублёва. В исследовании мы

Слайд 3Житие как жанр древнерусской литературы


Слово «житие» буквально соответствует греческому («жизнь»),

латинскому vita. И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин этот приобрёл номенклатурное значение и стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монархов – основателей тех или иных монастырских общежитии, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми.

Жития, следовательно, - биографии святых. Отсюда жития часто в науке обозначаются также термином «агиография» (от agios - «святой» и grafo – «пишу»). Агиография – это вся художественная литература и искусство, посвященная святым.
Житие как жанр древнерусской литературы Слово «житие» буквально соответствует греческому («жизнь»), латинскому vita. И в литературе византийской,

Слайд 4Икона как жанр древнерусской живописи

Икона – у верующих: изображение

бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ.
Иконография – описание и изучение чьих-нибудь изображений в произведениях живописи, скульптуры.
Икона как жанр древнерусской живописи Икона – у верующих: изображение бога, святого или святых в виде портрета

Слайд 5И к о н о с т а с ы
1405 год

Благовещенский

собор Московского Кремля
И к о н о с т а с ы1405 годБлаговещенский собор Московского Кремля

Слайд 6Социально-исторические традиции жанра жития и иконописи
Воспетый в житийной литературе

Сергий Радонежский (1314-1391 гг.) был основателем Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне г. Сергиев Посад). Основанный Сергием монастырь играл большую роль в формировании русского самосознания, русской культуры. Монахи восприняли идеи исихазма - учения, пришедшего из Византии. Исихазм (греч. - покой, отрешенность) – аскетическое учение, путь духовного самосовершенствования через восприятие божественной энергии сосредоточенных молитвах, монашестве. По сути Сергий стал духовным вождем русского народа в деле национального освобождения от монголо-татарского ига.





* Епифаний Премудрый родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым».

Социально-исторические традиции жанра жития и иконописи Воспетый в житийной литературе Сергий Радонежский (1314-1391 гг.) был основателем Троицкого

Слайд 7* Родился около 1360 года в средней полосе России.
1370-1390-е гг.

учился и работал в дружине московских художников.
До 1405 г. - принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо- Андроникове монастыре.
Впервые имя Андрея Рублёва упоминается в летописи под 1405 г.: вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Благовещенский собор
Московского Кремля
(1405 год)

Творчество Андрея Рублёва

*  Родился около 1360 года в средней полосе России.1370-1390-е гг. учился и работал в дружине московских

Слайд 8Успенский собор во Владимире
(1408 год)
Церковь св. Троицы в Троице – Сергиевом

монастыре
(1423-1424 г.)

Андроников монастырь
(1426-1428 г.)

Успенский собор во Владимире(1408 год)Церковь св. Троицы в Троице – Сергиевом монастыре(1423-1424 г.)Андроников монастырь(1426-1428 г.)

Слайд 9Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого
В «Житие Стефана Пермского»

писателю удалось создать первый живописный образ и первый литературный портрет Святителя.

Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие.

Современное прочтение «Жития о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины - с беззаконием.
Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого В «Житие Стефана Пермского» писателю удалось создать первый живописный образ

Слайд 10Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого
Силой божественного промысла Сергию суждено

стать служителем Святой Троицы.
Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»
Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию.
Символика изображения человека в житиях Епифания ПремудрогоСилой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы.  Епифаний

Слайд 11Символика изображения человека в живописи Андрея Рублева

Рублев как бы скрывает

процесс духовной работы, целомудренно умалчивая о той борьбе, которую ведет подвижник в тишине своей кельи, свидетель чему только Бог. Его образы это результат невидимой брани, это образы совершенства, гармонии, чистоты, святости ­всего того, что открывается подвижнику на вершинах созерцания.
Символика изображения человека в живописи Андрея Рублева Рублев как бы скрывает процесс духовной работы, целомудренно умалчивая о

Слайд 12Фрески в Успенском соборе Владимира

Фрески в Успенском соборе Владимира

Слайд 13Иконы Звенигородского чина
Икона Христа, из Звенигородского чина.
1410-1415 гг.
Апостол Павел. Икона

из Звенигородского чина.
1410-1415 гг.


Иконы Звенигородского чина Икона Христа, из Звенигородского чина.1410-1415 гг.Апостол Павел. Икона из Звенигородского чина.1410-1415 гг.

Слайд 14
* Духовное ядро Звенигородского чина - образ Спаса. Лик

Христа решен просто и величественно. В этом образе соединились сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взгляде. Это очень русский, славянский образ.
*  Духовное ядро Звенигородского чина - образ Спаса. Лик Христа решен просто и величественно. В

Слайд 15Иконы Андрея Рублёва
На иконе «Спас в Силах» изображён восседающий на

престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Величавый облик Спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нём национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры.

Спас с Силах. 1408 г.

Иконы Андрея Рублёва На иконе «Спас в Силах» изображён восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом

Слайд 16Иконы Андрея Рублёва



В иконе Владимирской Богоматери мир переживаний глубоко человечен. В

нём выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.

Икона Владимирской Богоматери. Конец 14 века.

Иконы Андрея РублёваВ иконе Владимирской Богоматери мир переживаний глубоко человечен. В нём выражено то, что близко и

Слайд 17Т р о и ц а
Вершиной художественного творчества Андрея Рублёва

является знаменитая «Троица», выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Она была плодом подлинного и счастливого вдохновения.
Т р о и ц а Вершиной художественного творчества Андрея Рублёва является знаменитая «Троица», выразившая идеалы Добра

Слайд 18

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета.

Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни.

Д. С. Лихачев.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и

Слайд 19Итоги работы
Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на

жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделились своим жизненным опытом.

Нам, живущим в XXI веке, надо взять за основу те человеческие качества, которые воспевали в своих произведения Епифаний Премудрый и Андрей Рублёв и которые в настоящее время теряют свою значимость: доброта, отзывчивость, трудолюбие, сострадание и т.д.

Итоги работы Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть