Слайд 1Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Мальцева Ольга Владимировна
учитель изобразительного искусства
МБОУ
“Лицей № 121”
Слайд 2Перспектива
- это учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.
Слайд 5В Древнем Египте художники располагали изображения рядами - фризами и никогда
не создавали перспективу. Предметы изображались как бы стоящими вдоль стены. На значимость фигур указывала её величина. Боги и фараоны были самыми крупными. Даль, протяженность земли вовсе не изображались.
Пространство в древнем искусстве обозначалось пустотой, каждая часть изображения переносилась на плоскость не в том виде, в котором она воспринималась человеческим глазом.
Слайд 6Эпоха Древней Греции и Древнего Рима
Слайд 9Для пейзажа существует специальный вид перспективы - воздушная.
Слайд 10Линейная перспектива
1. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
2. Параллельные линии сходятся
в точке схода на линии горизонта.
Воздушная перспектива
1. Объекты на переднем плане изображаются более подробно, художник тщательно прорабатывает их объём и окраску.
2. На втором плане особенно ясно читаютсяболее крупные элементы пейзажа и их части, однако их чёткость смягчается по сравнению с передним планом.
3. На дальнем плане изображаемые объекты приобретают расплывчатый характер, практически неразличимый облик.
Слайд 11https://www.mcgill.ca/redpath/node/1644 - Сад и пруд.
https://likbez-a-m.livejournal.com/66248.html - Древний Египет. Новое царство. Роспись
гробницы в Фивах. Охота на водяных птиц.
do2.rcokoit.ru/mod/page/view.php?id=401772 - Мозаики и фрески Древнего Рима. Весна. Фрагмент фрески из г. Стабий. I в. Неаполь
vechnost7.blogspot.com/2015/10/blog-post.html?view=flipcard&_escaped_fragment_- Верхнерейнский Мастер (Upper Rhenish Master)_Маленький райский сад (Little Garden of Paradise)_1410-1420_дерево, темпера_26.3 х 33.4_Франкфурт, Штеделевский институт искусства.
Слайд 12Справочный материал
Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между
внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабий близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, как будто плывёт по воздуху, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, вызванная приходом весны, тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, пронизывает всю живописную композицию.
Верхнерейнский мастер (Upper Rhenish Master) – неизвестный немецкий художник позднеготического периода.
Работал, возможно, в Страсбурге ок 1410-1420 годов. Наиболее известная его картина «Маленький райский сад» (Paradiesgärtlein), исполненная в смешанной технике на дубовой доске (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусства). Это самый известный пример старой немецкой школы. Художник в этом знаменитом произведении изобразил тихое, изобилующее цветами и птицами место, защищенное каменной стеной от насилия внешнего мира.
В этом укромном уголке в центре композиции он поместил Деву Марию, у ног Которой беззаботно забавляется с музыкальным инструментом Младенец Иисус. Здесь же мы видим святых женщин, занятых хозяйственными делами, и мужчин, беседующих с архангелом. По лежащему с поднятыми кверху лапами мертвому дракону можно догадаться, что мужчина в доспехах – это святой Георгий. По словам теолога 13-го века священный сад должен содержать «приятные цветы, деревья, животных… и своей чистотой быть источником духовного наслаждения» для благочестивого зрителя. Каждая деталь в «Маленьком райском саду» несет символический смысл, который был понятен человеку 15 века. Однако это небольшое произведение является не только агитационной площадкой церкви, но и образчиком нового видения природы, окружающего человека мира, что станет краеугольным камнем в искусстве Северного Возрождения 15 века.
В картине точно идентифицируются 24 растения и 12 видов птиц. Поведение животных также хорошо изображено. Художник умело сочетает элементы сакрального «hortus conclusus» («закрытого сада») с мотивом светских дворцов и садов любви.
Слайд 13О Питере Брейгеле Старшем сохранилось мало информации. Неизвестны точная дата и
место его рождения. Предположительно он родился в голландском городке Бреде между 1525 и 1530 годами. Ранние работы художника не сохранились, до нас дошли 45 живописных работ, треть из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, в том числе и «Охотники на снегу» (дерево, масло 117×162). В России работ художника нет.
В 1566 году Брейгель закончил цикл картин «Месяцы», посвященных временам года. К этому времени художник достиг пика своего мастерства. Из цикла сохранилось пять работ. До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» – 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам. В таком случае «Охотники на снегу» была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах времен Брейгеля Новый год отсчитывался от Пасхи.
Брейгель в «Охотниках на снегу» изображает зимний ландшафт как самостоятельное явление, где главную ценность представляет само состояние природы и бытование в ней человека. Сочетая ближний план с крупными фигурами и панорамную перспективу, художник будто размышляет о миссии человека в бескрайней природе, его значимости и одновременно незначительности в сравнении с величием мироздания.
Примечательно, что художник изобразил не реальный, а выдуманный пейзаж. Вероятно, на изображение гор, которых нет в Голландии, его вдохновило путешествие по Италии, где Брейгель был впечатлен Альпами. Цветовая гамма картины с полупрозрачными холодными тонами серого и бледно-голубого цветов удивительно точно передает атмосферу морозного дня. Приглушенные «зимние» краски сочетаются с теплыми цветами домов.
Композицию художник выстраивает таким образом, что взгляд зрителя скользит по диагонали – от охотников в верхний правый угол к горам. Каждая деталь тщательно прописывая. Брейгель показывает быт крестьян и их зимние развлечения. На переднем плане он изображает трех уставших охотников и продрогших собак. Внимательный зритель слева заметит гостиницу с вывеской «Dit is inden Hert» («У оленя»). На вывеске изображен святой, стоящий на коленях перед оленем. У входа семья крестьян разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.
С такой же тщательностью, как и на переднем плане, Брейгель подходит и к дальнему. Каждую деталь картины можно долго рассматривать и изучать. На долине внизу виднеются деревеньки с церквями и мельницей. На дальнем плане горит дом, и люди тушат пожар. В это время большая часть героев картины развлекается на пруду – катаются на санках, коньках, а еще играют в игры, напоминающие хоккей и керлинг…
Для своего времени картина «Охотники на снегу» была новаторской, практически никто из художников не писал быт крестьян и не подходил к пейзажу, как самостоятельному жанру. Брейгель старался отразить единство человека и природы, он писал некий портрет мира, который и сейчас не потерял своей актуальности.