Слайд 1Архитектура и скульптура Древнего Рима
Выполнил: студент 13с группы
Рощупкин Михаил
Слайд 2Актуальность темы:
Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были
у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. При всей ограниченности новизны, вообще внесённой римлянами в искусство, им принадлежит та великая заслуга, что они разнесли во все концы известного тогда мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили передатчиками его элементов новым временам и новым народам, начавшим своё политическое существование на развалинах Римской империи.
Цель работы:
Познакомиться с особенностями архитектуры и скульптуры эпохи Древнего Рима, VIII в. до н.э. – V в. н.э.
Рассмотреть примеры архитектурных построек и художественных произведений Древнего Рима
Слайд 3Особенности архитектуры и скульптуры
Древнего Рима:
Развитие древнеримской культуры прошло через следующие этапы:
Царский, Республиканский, Императорский.
Римские зодчие преклонялись перед достижениями греков и изучали их философию, поэзию, ораторское искусство. Греческие архитекторы и скульпторы съезжались в Рим. Первые скульптуры создавались как греческие копии.
Архитектура Древнего Рима носила прикладной характер, поэтому наибольшего расцвета она достигла в инженерных постройках: мостах, термах, акведуках, дорогах.
Римляне делали акцент на гражданских постройках. Они подчиняли искусство имперским амбициям, разрабатывали новые типы архитектурных строений: триумфальные арки, дворцы, форумы.
Воздвигая оборонительные крепости на завоёванных землях, они изобрели новый строительный материал – бетон (смесь извести, щебня и воды).
Слайд 4Древнеримские города возводились по принципу военного лагеря. Прямоугольные в плане, они
ориентировались по сторонам света. Две главные улицы, протянувшиеся с севера на юг и с запада на васток, пересекались в центре. На их пересечении возникала главная площадь – форум. Основные улицы обрамлялись колоннадой и начинались из центра с триумфальной арки, а заканчивались воротами на выезде из города. Маленькие улицы располагались параллельно главным, образовывая сетку. Такой план выдерживали все древнеримские города. Известны следующие города-лагеря: Остия, Помпеи, Тимгад, Претория.
Слайд 5"Все дороги ведут в РИМ"
с VI в. до н, э.
центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти...
На территории Форума было множество зданий, памятников и статуй.
От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
Слайд 6Римский Форум.II в.до н.э. (Современное состояние)
Слайд 7Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна (около 114
г.до н.э.), воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты.
Она представляет собой мраморный цилиндр, водруженный на кубический постамент.
Слайд 8Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна
Слайд 9Храм Сатурна 497 г. до н. э. Рим
Построен на высоком подиуме.
В его целле хранилась статуя бога Сатурна, которую выносили во время торжественных триумфальных процессий. Этого бога римляне отождествляли с греческим Кроносом и почитали его за способность избавлять город от бедствий. В храме Сатурна хранили самое дорогое – государственную казну.
Слайд 10Пантенон – «Храм всех богов»
Дважды горел и был восстановлен императором
Адрианом (118-125 гг.) известным покровителем искусств, который и сам был не чужд архитектурных изысканий.
Для архитектуры последующих эпох Пантеон является одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством.
Слайд 11Пантеон в Риме
Древний Рим
125 г. до н. э.
Италия, Рим
Этот замечатель-нейший памятник
архитектуры был построен на месте сгоревшего Пантеона Агриппы.
Пантеон означает "храм, посвящен-ный всем богам".
Слайд 12
Главная достоприме-чательность Пантеона- грандиозное купольное перекрытие, достига-ющее в диаметре 43,2 м.
Сквозь большое отверстие купола видно небо. Оно единственный источник освещения храма и образует постоянно перемеща-ющийся источник света, когда в него падают солнечные лучи.
Слайд 13Колизей – «Чудо света»
Римский император Веспасиан распорядился начать строительство амфитеатра вместо
недавно сгоревшего. Сооружение должно было носить имя новой императорской династии: Амфитеатр Флавиев. Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого для Золотого дома императора Нерона. Это огромное сооружение вместимостью около 50 000 зрителей предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3 000 пар гладиаторов одновременно.
Слайд 14В плане сооружение представляло собой эллипс (длина - 188 м). В
центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса.
Внешний вид Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду. В качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера.
Слайд 15Места нижнего яруса были предназначены для императора и его окружения. Следующий
ярус предназначался для всадников, затем для римских граждан. Четвертый ярус предназначался для вольноотпущенников. Этого разделения по социальным признакам никогда не было в римском театре.
Слайд 16Триумфальные арки и общественные сооружения
Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить
без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед в военных походах. Над аркой обычно взвивалась колесница, а мраморные стены были украшены сценами походов.
Слайд 17Триумфальная
арка Тита
Древний Рим
81 г. н.э.
Италия, Рим
Слайд 19Пон дю Гар. Виадук через реку Гар с акведуком в верхнем
ярусе. Южная Франция
Слайд 22Ранние римские портретные изображения в бронзе или мраморе были всего лишь
точным воссозданием восковой маски, которую снимали с лица умершего. Это трудно назвать искусством, но в дальнейшем эта точность сохранилась в основании римского художественного портрета.
Большая часть скульптур назвать римскими можно лишь условно. В римских скульптурных мастерских всю работу выполняли греческие мастера. Римляне с удовольствием копировали греческие примеры, но оставались оригинальными в одном — в создании субъективных скульптурных портретов.
Скульптура Рима добилась удивительного реализма. Если у греков старались изобразить идеал, то римляне — точнее всех передавали черты оригинала.
Моделирование лиц подавалось крупными обобщенными плоскостями, уравновешенное композиционное построение , где преобладала фронтальная точка зрения. По этой причине для портретов эпохи Августа характерно впечатление сдержанной суровости.
Слайд 23Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии
мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.
Слайд 24Саркофаги, появляющиеся с VI века до н. э., как правило, изображали
покойного еще живым, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотившимся на подушку и взирающим на зрителя; на лице активная мимика, часто улыбки. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри) VI век до н. э., музей Виллы Джулиа).
Этрусский портрет
Слайд 25Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в
передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Важной причиной того, что эти аспекты позднее усилились, стал переломный период римской истории, когда отдельные персоны стали играть значительную роль, а Республика сменилась диктатурой. Веризм — термин, который употребляют в отношении реализма, переходящего в натурализм, свойственного римским портретам конца Республики (1-я пол. и сер. I в. до н. э.). Это максимальный всплеск натурализма в римском портрете; многочисленны правдивые портреты стариков, часто уродливых
Портрет эпохи Республики
«Портрет Катона Старшего», ок. 80 г. до н. э. Рим, музей Торлониа
Слайд 26Скульптура этого периода — августовский классицизм — характеризуется простотой и ясностью
построения, строгостью, сдержанностью, четкостью форм и стремлением к обобщению, которые сочетаются с традиционным стремлением к документальной точности. Особенно яркие примеры — придворный официальный портрет (Август и его семья), где виден отход от эллинизма (существовавший в республиканском портрете) и проявляется интерес к более раннему классическому искусству V—IV вв. до н. э.
Портрет эпохи Империи
Император Август
Слайд 27Август из Прима-Порта — более чем двухметровая статуя Августа, найденная в
1863 году на вилле жены императора Августа. Вилла обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта, который в античные времена называли Ad Gallinas Albas. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э.. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной
Август из Прима-Порта
Слайд 28Капитолийский Антиной — скульптура Антиноя, любовника римского императора Адриана. Статуя находится
в Риме в Капитолийском музее. Скульптура, созданная во времена древнего Рима, была найдена на вилле Адриана в Тиволи.
Антиной Капитолийский
Слайд 29Антиной Фарнезский — древнеримская мраморная статуя из галереи Карраччи при палаццо
Фарнезе, оригинал которой ныне выставлен в Национальном археологическом музее Неаполя. В отличие от позднейших изображений Антиноя в виде идеализированного бога, эта скульптура — как и Антиной Дельфийский, — по всей видимости, не лишена сходства с прототипом, ибо представляет возлюбленного императора Адриана в виде хрупкого юноши.
Антиной Фарнезский
Слайд 30Венера Медицейская — изваянная в натуральную величину в I веке до
н. э. мраморная копия утраченного греческого оригинала, близкого к Афродите Книдской. Богиня любви изображена в мимолётной позе испуга при появлении из морской воды. Особенность статуи в том, что у ног Венеры изображён (в качестве дополнительной опоры) дельфин.
В XVII веке Венера находилась в папском собрании и вызывала восторги всех гостей Вечного города. В 1677 году её приобрели для своего собрания Медичи; с тех пор она носит их имя и хранится в Уффици.
Венера Медицейская
Слайд 31Венера Капитолийская — римская скульптура, высеченная из мрамора предположительно во II
веке по образцу греческой статуи Афродиты IV века до н. э..
Изображает стоящую рядом с сосудом и лежащим на нём одеянием обнажённую женщину, прикрывающую руками лоно и грудь (относится к типу Venus Pudica — «Венера скромная»).
Найдена на Виминальском холме в Риме между 1667 и 1670 годами.
Венера Капитолийская
Слайд 32«Привязывающий сандалию» — несколько мраморных скульптур, скопированных мастерами Римской империи с
утраченного бронзового оригинала IV века до н. э. (круг Лисиппа).
Гермес, завязывающий сандалию
Слайд 33Диана Версальская или Диана-охотница — мраморная статуя I или II вв.
до н. э., воспроизводящая произведение раннеэллинистического скульптора, возможно, Леохара (ок. 325 г. до н. э.).
Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис-Магне и Анталье.
Диана Версальская
Слайд 34Кентавры Фуриетти — пара тёмномраморных кентавров раннего принципата, один — бородатый
старик с мученическим выражением лица, второй — улыбающийся юнец, которые были обнаружены в 1736 году при раскопках виллы Адриана в Тиволи кардиналом Фуриетти и после долгих переговоров поступили в капитолийские собрания римских пап. Надписи на статуях называют их авторами Аристея и Папия из Афродизия в Карии.
Кентавры Фуриетти
Слайд 35Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме
в Новом дворце Капитолийских музеев. Была создана в 160—180-е года.
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.
Конная статуя Марка Аврелия
Слайд 36Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у
этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.
Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола,
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Некоторые постройки Римлян остаются на протяжении столетий образцом для строителей и архитекторов.