Слайд 1События русской истории в картинах Художников
(элективный курс по искусству)
МХК 10
класс.
Разработала учитель искусства и МХК
МБОУ СОШ №95 г.Воронеж Павлова Л.Н.
2018
Слайд 2Почему иногда живописная историческая картина может сказать больше, чем словесный рассказ
о событии?
Видимо, потому, что всегда важнее увидеть, чем услышать.
А живописцы стремятся не только и не столько точно показать происходящее, сколько выразить своё отношение к нему и передать атмосферу события.
Слайд 3Русь до принятия христианства
1.
Слайд 4Николай Константинович Рерих
русский художник, философ,
писатель, путешественник, археолог общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).
С
1917 года жил в эмиграции.
С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие России и Востока.
Слайд 5Николай Константинович Рерих
«Славяне на Днепре» из серии «Начало Руси. Славяне» 1905
Слайд 6Картина погружает зрителя в языческие времена славян, во время сбора дани
княжеской дружиной. У крутого берега Днепра стоят готовые к отплытию расписные ладьи с причудливыми резными украшениями. Подняты тяжелые, словно высеченные из дерева, паруса. Идет деловитая размеренная погрузка товара.
У самой кромки воды выстроились вооруженные воины, происходит посадка в особую ладью, предназначенную для охраны судов. Высоко над рекой в капище множество людей, столпившихся вокруг идолов. Просят защиты и помощи у своих суровых богов, молятся за сородичей, отправляющихся в долгое и порой опасное, полное неожиданностей путешествие.
Вдали, на фоне узкой полоски неба, теплятся дымки незатейливых жилищ южного славянского племени. Убедительно живо, соединяя знания археолога и историка с фантазией живописца-поэта, Николай Константинович Рерих изобразил обыденную трудовую жизнь наших предков - русичей.
Слайд 10Николай Константинович Рерих « Идолы»
Капище в Древней Руси – это один из видов святилища. Славяне, будучи язычниками, создавали различные святилища для проведения
там религиозных обрядов.
Слайд 12Клавдий Васильевич Лебедев — (1852 - 1916) — русский исторический и церковный живописец
происходил из крестьянской
семьи, учился в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Российская Академия)
Слайд 13Клавдий Лебедев
«Ночь на Ивана Купалу»
У восточных славян Купала был главным персонажем
праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название.
Сохранилось много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.
Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.
Слайд 15
«Торг у древних Славян»
Николай Константинович Рерих
Слайд 16Торговый путь
«Из славян в греки» то есть из Скандинавии в
Византию
Слайд 17Виктор Васнецов
«Варяги»
1909
Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и
Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”.
Из древних летописей известно, что ильменские словене (новгородцы) и финно-угорские народы говорили так: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет", - а потому пригласили править ими князя Рюрика и двух его братьев, Си́неуса и Тру́вора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля
Слайд 18За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В
середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.
Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Слайд 19Труворов крест
Избо́рск один из древнейших русских городов в Печорском районе Псковской области России
Слайд 20Неизвестный художник
«Убиение Аскольда и Дира Олегом»
Пока Рюрик с двумя братьями
наводили порядок в северных землях, двое его дружинников, варяги Аскольд и Дир, отправились на юг, в поход на Царьград. Тогда в Киеве не было правителя, и киевляне решили: пусть ими правят варяги.
Бездетными умерли братья Рюрика. Оставив наследником Игоря, умер и сам князь Рюрик. Игорь был ещё мальчиком и не мог править самостоятельно, приглядывать за ним и помогать ему Рюрик попросил Олега.
В 882 году Новгородский князь Олег собрал войско и пошёл водным путём на юг, заняв Смоленск и Любеч, спустился к Киеву. Согласно летописи, Олег обвинил Аскольда и Дира в том, что власть над Киевом они присвоили незаконно, потому что не принадлежали к призванному варяжскому роду. Аскольд и Дир были убиты.
Слайд 21Аскольдова могила — урочище на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен киевский правитель Аскольд
Аскольд принял
крещение в Царьграде в 860 году, то есть ещё задолго до того, как святой Владимир принёс на берега Днепра свет истинной веры, и таким образом, является первым крещёным правителем Руси. Его христианское имя - Николай –
в X веке благочестивая княгиня Ольга на том самом месте, где Аскольдова могила, напоминала о коварстве князя Олега, установила деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца
Слайд 22Русский художник В. М. Васнецов
русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи
Творчество художника
наполнено сюжетами, взятыми из народного эпоса: былин, легенд и сказаний
Слайд 23А в Киеве сначала правил Олег, а когда Игорь подрос, власть
перешла к нему. Так возникло государство Киевская Русь.
Виктор Васнецов
«Прощание Олега с конём».
Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”
1899
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
Слайд 24На этой картине князь Олег прощается со своим любимым конём. И
конь понурил голову, и его хозяин едва сдерживает слёзы. А расставаться нужно: волхв-провидец сказал князю, что он погибнет от своего коня. Приказал Олег отвести коня на конюшню, ухаживать там за ним, кормить вдоволь, не забывать на прогулку выводить, но хозяину больше коня не показывать.
Распрощались они, и князь отправился в боевой поход на другом коне. Много лет он воевал, часто побеждал в сражениях, а когда вернулся с богатой добычей домой, то поинтересовался, жив ли его боевой товарищ. “Уже несколько лет, как умер”, - ответили конюхи.
“Обманул меня волхв, - вздохнул князь, - я мог бы ещё долго не расставаться со своим конём. Где лежат его кости?” – спросил он конюхов.
Пошёл за ними Олег и увидел белые кости. Наступил он на череп коня, а оттуда выползла ядовитая змея и ужалила Олега. Вскоре князь умер.
Свершилось предсказание волхва: Олег принял смерть от своего коня.
Слайд 25Виктор Васнецов
Баян. Тризна.
1910
В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны
– поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.
Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”,
Слайд 26Василий Сазонов
«Первая встреча князя Игоря с Ольгой»
Сын Рюрика и его наследник,
будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту.
Слайд 27В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить
древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили
Слайд 29Виктор Васнецов
Витязь на распутье
1882
Слайд 30Евграф Сорокин
Ян Усмовец, удерживающий быка
1849
Слайд 31Д/З Применяя знания литературы, истории, МХК, заполните таблицу