Презентация, доклад по МХК: Мозаики христианских храмов. Раннее Средневековье

Содержание

Декоративным средством, которое больше всего подходило для создания возвышенной атмосферы, была мозаика, «мерцающая драгоценная живопись». Кубики смальты, размещенные под различными углами, искрились, переливались и вспыхивали различными цветовыми оттенками на арках, сводах,

Слайд 1Мозаики христианских храмов
Раннее Средневековье

Мозаики христианских храмовРаннее Средневековье

Слайд 2 Декоративным средством, которое больше всего подходило

для создания возвышенной атмосферы, была мозаика, «мерцающая драгоценная живопись». Кубики смальты, размещенные под различными углами, искрились, переливались и вспыхивали различными цветовыми оттенками на арках, сводах, парусах, в подкупольном пространстве.
Потоки рассеянного света вызывали отблески на стенах и других поверхностях, создавая ощущение ирреальности и помогая верующим перенестись из реального мира в мир божественной красоты.
Декоративным средством, которое больше всего подходило для создания возвышенной атмосферы, была мозаика,

Слайд 3 Рим. Мавзолей Санта-Костанца. Около 330 года.
Рим. Церковь Санта-Пуденциана. Первая

половина V века.
Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре. Первая половина V века.
Рим. Церковь Косьмы и Дамиана. VI век.
Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. V век.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Середина VI века.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Середина VI века.
Равенна. Церковь Сан-Витале. Середина VI века.

Раннехристианские храмы

Рим. Мавзолей Санта-Костанца. Около 330 года. Рим. Церковь Санта-Пуденциана. Первая половина V века.  Рим. Базилика

Слайд 4Рим. Мавзолей Санта-Костанца
Около 330 года

Рим. Мавзолей Санта-Костанца Около 330 года

Слайд 5Христос вручает апостолу Петру ключи Царства. Середина IV века.
Мозаика. Рим.

Мавзолей Санта-Костанца
Христос вручает апостолу Петру ключи Царства. Середина IV века. Мозаика. Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Слайд 6Виноградные лозы. Мозаика IV века. Мавзолей Санта-Костанца. Рим

Виноградные лозы. Мозаика IV века. Мавзолей Санта-Костанца. Рим

Слайд 7Сбор винограда. Свод. Мозаика. Середина IV века.
Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Сбор винограда. Свод. Мозаика. Середина IV века. Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Слайд 8Сбор винограда. Мозаика. Середина IV века. Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Сбор винограда. Мозаика. Середина IV века. Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Слайд 9Сбор винограда, Мозаика. Фрагмент. IV век. Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Сбор винограда, Мозаика. Фрагмент. IV век. Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Слайд 10Орнамент с Амуром и Психеей. Свод. Мозаика.
Середина IV века.
Рим. Мавзолей Санта-Костанца


Орнамент с Амуром и Психеей. Свод. Мозаика.Середина IV века.Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Слайд 11Орнамент: плоды и птицы. Мозаика. Первая четверть IV века.
Рим. Мавзолей Санта-Костанца


Орнамент: плоды и птицы. Мозаика. Первая четверть IV века.Рим. Мавзолей Санта-Костанца

Слайд 12Рим. Церковь Санта-Пуденциана
Первая половина V века

Рим. Церковь Санта-Пуденциана Первая половина V века

Слайд 13На улице Via Urbana находится Церковь ди Санта Пуденциана, античное здание

термы II в., переделанное в церковь и украшенное в конце IV в. В глубине нефа можно увидеть мозаику в абсиде, выполненную, возможно, в период понтификата папы Иннокентия I (401 – 417 гг.).
Это самая древняя абсидальная мозаика, дошедшая до нас в христианской церкви, фундаментальное свидетельство искусства первых веков, поскольку мозаики, украшавшие раннехристианские церкви Сан-Джованни ин Латерано и Сан-Пьетро, утеряны.

Мозаики Санта-Пуденцианы представляют Христа, сидящего на троне среди апостолов и двух женских фигур, которых обычно истолковывают как Церковь Иудеев и Церковь Язычников. На фоне видна площадка: это большой двор в Иерусалиме, в котором стоит гора Голгофа, видимая за спиной Христа и увенчанная крестом, украшенным драгоценностями.
Чтобы выполнить один квадратный метр мозаики, требовалось примерно десять тысяч кусочков цветного стекла, уложенных вручную.
На улице Via Urbana находится Церковь ди Санта Пуденциана, античное здание термы II в., переделанное в церковь

Слайд 16Христос на троне в окружении апостолов. Апсида.
Первая половина V века. Мозаика.

Рим. Церковь Санта-Пуденциана
Христос на троне в окружении апостолов. Апсида.Первая половина V века. Мозаика. Рим. Церковь Санта-Пуденциана

Слайд 17Христос. Первая половина V века. Мозаика.
Рим. Церковь Санта-Пуденциана

Христос. Первая половина V века. Мозаика. Рим. Церковь Санта-Пуденциана

Слайд 18Символ евангелиста Марка: Лев
Крест и символы евангелистов:
Лев и Телец. Мозаика.
Первая

половина V века.
Рим. Церковь Санта-Пуденциана

Символ Евангелиста Луки: Телец

Символ евангелиста Марка: ЛевКрест и символы евангелистов: Лев и Телец. Мозаика.Первая половина V века. Рим. Церковь Санта-ПуденцианаСимвол

Слайд 19Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре
Первая половина V века

Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре Первая половина V века

Слайд 20Базилика Санта-Мария-Маджоре. Интерьер. Первая половина V века. Рим

Базилика Санта-Мария-Маджоре. Интерьер. Первая половина V века. Рим

Слайд 21Гостеприимство Авраама. Неф. 432 – 440 гг.
Мозаика
Рим. Базилика
Санта-Мария-Маджоре

Гостеприимство Авраама. Неф. 432 – 440 гг. МозаикаРим. Базилика Санта-Мария-Маджоре

Слайд 22Исаак благословляет Иакова.
Мозаика.
432 – 440 гг.
Рим.
Базилика Санта- Мария-Маджоре

Исаак благословляет Иакова. Мозаика.432 – 440 гг.Рим. Базилика Санта- Мария-Маджоре

Слайд 23Усыновление Моисея дочерью фараона. Неф. 432 – 440 гг.
Мозаика. Рим.

Базилика Санта-Мария-Маджоре
Усыновление Моисея дочерью фараона. Неф. 432 – 440 гг. Мозаика. Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре

Слайд 24История Моисея. Моисей и дочери фараона. Мозаика центрального нефа. Начало V

века. Церковь Санта-Мария-Маджоре. Рим
История Моисея. Моисей и дочери фараона. Мозаика центрального нефа. Начало V века. Церковь Санта-Мария-Маджоре. Рим

Слайд 25История Моисея. Переход евреев через Красное море. Мозаика центрального нефа. Начало

V века.
Церковь Санта-Мария-Маджоре. Рим
История Моисея. Переход евреев через Красное море. Мозаика центрального нефа. Начало V века. Церковь Санта-Мария-Маджоре. Рим

Слайд 26Христос Пантократор. 432 – 440 гг. Мозаика.
Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре

Христос Пантократор. 432 – 440 гг. Мозаика.Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре

Слайд 27Рим. Церковь Косьмы и Дамиана
VI век

Рим. Церковь Косьмы и ДамианаVI век

Слайд 29Мозаика VI в. с изображением второго пришествия Христа в базилике Косьмы

и Дамиана, древней христианской церкви на форуме Веспасиана
Мозаика VI в. с изображением второго пришествия Христа в базилике Косьмы и Дамиана, древней христианской церкви на

Слайд 30Христос с апостолами Петром и Павлом и святыми Косьмой и Дамианом.

Апсида. 526 г. Мозаика. Рим. Базилика Санти Косма э Дамиано.
Христос с апостолами Петром и Павлом и святыми Косьмой и Дамианом. Апсида. 526 г. Мозаика. Рим. Базилика

Слайд 31Равенна

В период упадка некогда великого Древнего Рима

небольшой итальянский городок Равенна неожиданно оказался в центре событий. Уже в 402 г. он превратился в столицу Западной империи, в 476 г. был завоеван Одоакром, а в 493-м сюда добрались остготы, создавшие свое королевство, столицей которого опять-таки стала Равенна.
Главой нового государства был провозглашен король Теодорих, считавший себя преемником римских императоров и даже присвоивший титул «Август». Он сохранил прежнее управление, старался следовать быту римлян, а воинская знать остготов осела на новых землях и даже частично слилась с римской аристократией.
Стремясь превратить свою столицу в лучший город Италии и доказать, что она ни в чем не уступает Риму, Теодорих развернул в Равенне масштабное строительство. Но, увы, остготское королевство просуществовало здесь не более шестидесяти лет, и уже в 540 г. Равенна перешла под власть византийцев.
Этот город издавна обладал богатыми культурными традициями. Удачное географическое расположение способствовало возникновению торговых путей, которые связывали Равенну со всеми восточными государствами. Таким образом, в ее искусстве органично соединились западные и восточные элементы. Можно даже сказать, что в некотором смысле Равенна выполняла функции связующего звена между Римом, Миланом, Антиохией и Константинополем.
Каждый новый властитель, попадавший сюда (а их было немало), стремился украсить ее, построить новые роскошные здания. Здесь возводили постройки Галла Плацидия, Валентиниан III, Одоакр, Теодорих, Юстиниан.
Равенна    В период упадка некогда великого Древнего Рима небольшой итальянский городок Равенна неожиданно оказался

Слайд 33 Особенно много новых интересных памятников появилось в

Равенне во время правления Теодориха.
Не сохранился, к сожалению, великолепный дворец, но зато до наших дней дошло довольно много культовых зданий, преимущественно арианских (арианство – течение в христианстве, отрицавшее учение о Троице, широко распространенное среди готов).
Во многом эти строения имели черты античного стиля, но чем дальше, тем более явно проявлялись в них отголоски формирующегося стиля византийского.

Арианская церковь.
Равенна. 510 год

Особенно много новых интересных памятников появилось в Равенне во время правления Теодориха.

Слайд 34Арианство

Течение в христианстве в IV – VI

веках, получившее название по имени его зачинателя – александрийского священника Ария (умер в 336г.).
Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу.
По учению Ария, сын божий Логос (Христос) – творение бога, следовательно, в сравнении с богом-отцом является существом низшего порядка.

Мозаика арианской церкви. Равенна. 510 год

Арианство    Течение в христианстве в IV – VI веках, получившее название по имени его

Слайд 35 Одним из самобытнейших памятников Равенны этого периода

является гробница Теодориха. Строгая и монументальная, она представляет собой двухэтажное центрическое сооружение из отесанных блоков истрийского известняка (что являлось признаком роскоши, ведь все прочие здания возводились из обожженного кирпича).
По некоторым сведениям, мавзолей был построен еще при жизни остготского короля. Нижний этаж, десятиугольный в плане, состоит из десяти ниш с арочным завершением, а верхний, круглый, – несколько меньшего размера, так что над первым ярусом образуется обход. На нижнем этаже расположилась перекрытая сводами усыпальница. Однако праха Теодориха там нет – он был развеян.

В целом по типологии это вполне традиционный античный мавзолей, хотя во внутреннем убранстве уже можно отметить новые черты – например, никакое древнегреческое или древнеримское центрическое сооружение не могло иметь плоский потолок, это противоречило бы всем канонам античной архитектуры, тогда как в данном случае мы видим, что гробница Теодориха перекрыта не куполом, а каменным монолитом (причем до сих пор не совсем ясно, как строителям удалось установить этот монолит на крышу). Внутри монолита хорошо видна трещина, с которой связано местное предание.
По легенде, Теодориху предсказали смерть от удара молнии. Однажды во время бури он решил укрыться от разбушевавшейся стихии в своем мавзолее, но молния прожгла каменный потолок и поразила еретика.

Одним из самобытнейших памятников Равенны этого периода является гробница Теодориха. Строгая и монументальная,

Слайд 36Мавзолей короля остготов Теодориха
в Равенне.
Конец V века.








Купол мавзолея вытесан из одного каменного блока, что говорит об упадке строительного мастерства и неумении сложить купол по-римски.
Мавзолей короля остготов Теодориха в Равенне. Конец V века.       Купол мавзолея

Слайд 37 Культовое строительство в Равенне представлено строениями двух

типов – это базиликальные и центрические сооружения. К числу первых относятся базилики Сант-Аполлинаре Нуово (святого Аполлинария Нового) и Сант-Аполлинаре-ин-Классе (святого Аполлинария в гавани).
Сант-Аполлинаре Нуово, несмотря на название, принадлежит к числу старейших построек Равенны, она создавалась как придворный храм рядом с дворцом Теодориха.
Вторая упомянутая церковь была построена несколько позже, уже при императоре Юстиниане I. Эта традиционная трехнефная базилика без трансепта, сложенная из обожженного кирпича, была возведена над могилой первого равеннского епископа Аполлинария, который начинал здесь, в Классе, свою службу. Впрочем, впоследствии его прах перенесли в Сант-Аполлинаре Нуово.
Среди центрических построек Равенны стоит выделить арианский баптистерий – небольшое восьмигранное купольное сооружение с приземистыми пропорциями, с низкими апсидами, и церковь Сан-Витале – также восьмигранную в плане.
Но все же особую славу стяжали Равенне здешние мозаики, соединившие в себе традиции разных народов и культур. Ничего подобного мы не найдем ни в каком другом городе мира, тем более, что практически ни один из современных ему памятников Константинополя, Сирии и Палестины не сохранился.
И даже с учетом того, что равеннские мозаики тоже сильно пострадали от времени и порой от неудачных реставраций, сохранившиеся ансамбли вполне позволяют создать представление об их былом великолепии.
Еще в VI в. римский писатель Венанций Фортунат так отозвался о фигурах, увиденных им на одной из мозаик: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей, и вся поверхность пребывает в волнении, подобно водам морским».
Культовое строительство в Равенне представлено строениями двух типов – это базиликальные и центрические

Слайд 38 Причем, если в IV в. Равенна еще

имела тесные связи с Римом и Миланом, славившимися своими прекрасными мозаичистами и некоторые мастера вполне могли приезжать сюда, то уже к началу VI столетия в Равенне начала складываться местная художественная школа. Хотя впоследствии многие мотивы из искусства Константинополя и Антиохии находили отражение в работах равеннских мозаичистов, но индивидуальная составляющая все же продолжала оставаться довольно сильной.
Мозаики и фрески в ранних памятниках порой не были самодостаточными, поэтому так часто мы можем встретить воспроизведение в живописной форме системы архитектурных членений (во многом пережитки этого периода сохранились и в более поздних памятниках – в Арианском баптистерии, например) или представляли собой сплошные ковровые узоры. Первые христианские храмы оформлялись еще вне единой системы декорации, единой иконографический схемы, без определенного набора сцен и сюжетов, поэтому и набор мотивов, встречающихся в раннехристианских памятниках Равенны, отличается оригинальностью и разнообразием.
В мозаичных ансамблях этого периода можно встретить как отголоски античного искусства (в декоративном оформлении часто чувствуется влияние мозаичной росписи полов римских дворцов, а некоторые фигуры являются прямым заимствованием из античных фресок), так и катакомбной живописи (символические изображения птиц и животных или получившая широкое распространение сцена «Христос – добрый пастырь»).
Но уже в V в. начала складываться более определенная система декорации, наметились изменения и в стилистике: фигуры укрупнились, меньше места стало отводиться пейзажу и архитектурным деталям, глубокий темно-синий или золотой фон способствовал оптическому выделению персонажей.
Причем, если в IV в. Равенна еще имела тесные связи с Римом и

Слайд 39 Видимо, самые древние мозаики находятся в мавзолее

Галлы Плацидии (вторая четверть V в.), в них довольно ощутимо проявляется влияние Константинополя – города, с которым Равенна не переставала поддерживать отношения на всех этапах своего существования, куда Галла часто ездила и где провела свои молодые годы. Возможно даже, что для оформления баптистерия был приглашен константинопольский мастер.
Зато второй знаменитый мозаичный ансамбль этого времени – баптистерий православных – уже, безусловно, самобытен и демонстрирует независимость и высокое качество работы местных мозаичистов.
Замечательные мозаики сохранились в храмах Сан-Аполлинаре Нуово и Сан-Витале. Созданные при императоре Юстиниане, они уже в большей степени демонстрируют постепенный переход к торжественности и монументальности, которая будет характерна для византийского искусства.
Необычная индивидуальная культура Равенны на протяжении многих веков вдохновляла художников, поэтов и писателей. Но, пожалуй, лучше всех о ней сказал Александр Блок, в строках которого отражаются суть и дух искусства этого великого города:
Видимо, самые древние мозаики находятся в мавзолее Галлы Плацидии (вторая четверть V в.),

Слайд 40Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии
V век

Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии V век

Слайд 41Мавзолей Галлы Плацидии. 2-я четв. V в.

Мавзолей Галлы Плацидии. 2-я четв. V в.

Слайд 42Мавзолей Галлы Плацидии. 2-я четв. V в.

Это

центрическая постройка, возведенная во второй четверти V века. Внешне ничем не примечательное здание заслуженно славится своим великолепным мозаичным убранством.
Изначально оно примыкало к дворцовой церкви Санта-Кроче, возведенной дочерью императора Феодосия Великого Галлой Плацидией, и было, по-видимому, посвящено мученику Лаврентию, чье изображение помещено в люнете напротив входа.
Такое посвящение не вызовет удивления, если вспомнить, что Лаврентий был одним из самых высокочтимых святых среди членов династии Феодосия. Сама же Галла похоронена в Риме, так что мавзолеем это строение называется скорее по традиции, чем по веским на то основаниям.
Своды украшены разноцветными розетками из стилизованных узоров, а арки, на которые свод опирается, оформлены гирляндами цветов и изображениями золотых оленей у источника и красно-голубых голубей.
Зритель, входящий внутрь небольшого интерьера, освещенного только скупым светом, текущим из маленьких окон, ощущает себя перенесенным в другой мир. Стены мавзолея облицованы блестящим мрамором, поверхность которого как бы подчеркивает мерцание мозаичных кубиков.
Мавзолей Галлы Плацидии. 2-я четв. V в.    Это центрическая постройка, возведенная во второй четверти

Слайд 43Крест на фоне звездного неба. Свод.
V век. Мозаика.
Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

На густом синем фоне купола сияют золотые звезды и крест, занимающий центральное место в декорации – как знак мучений Христа и символ его победы над смертью; его окружают звезды и четыре символа евангелистов.
Под арками и на боковых сводах изображены идущие к кресту апостолы, в том числе и святой Лаврентий. Крест в правой руке святого является указанием на то, что он погиб мученической смертью за Христа, приняв его учение.
Крест на фоне звездного неба. Свод.V век. Мозаика.Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии    На густом синем

Слайд 44Лев. Символ евангелиста Марка
Орел. Символ евангелиста Иоанна
Равенна. Мавзолей Галлы

Плацидии. Свод. Мозаика V век

Ангел. Символ евангелиста Матфея

Телец. Символ Евангелиста Луки

Лев. Символ евангелиста Марка Орел. Символ евангелиста Иоанна Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Свод. Мозаика V век Ангел.

Слайд 45Рукав креста.
Мавзолей
Галлы Плацидии.
V век. Равенна

Рукав креста. Мавзолей Галлы Плацидии. V век. Равенна

Слайд 46Апостолы Пётр и Павел. Голуби, пьющие из чаши. V век. Мозаика.
Равенна.

Мавзолей Галлы Плацидии
Апостолы Пётр и Павел. Голуби, пьющие из чаши. V век. Мозаика.Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Слайд 47Голуби. Свод. V век. Мозаика. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Голуби. Свод. V век. Мозаика. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Слайд 48Фрагмент декора. Мозаика. V век. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Фрагмент декора. Мозаика. V век. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Слайд 49Фрагмент декора. Мозаика. V век
Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии
Меандр. Мозаика. V век
Равенна.

Мавзолей Галлы Плацидии
Фрагмент декора. Мозаика. V векРавенна. Мавзолей Галлы ПлацидииМеандр. Мозаика. V векРавенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Слайд 50Добрый пастырь. Фрагмент декора. V век. Мозаика
Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Добрый пастырь. Фрагмент декора. V век. МозаикаРавенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Слайд 51Христос – Добрый пастырь.
Мозаика из мавзолея
Галлы Плацидии. V век

В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших не только в Равенне, но и среди всех итальянских памятников этого периода, – «Христос – добрый пастырь».
Строго симметричная композиция изображает юного Иисуса среди овец на фоне живописного скалистого пейзажа. Фигура Христа изображена в сложном повороте, но в то же время очень свободно.
Этот образ Христа – юного и безбородого, имеет прямое отношение к античной традиции и явно связан с раннехристианским заупокойным культом, он часто встречается в живописи катакомб.
Христос – Добрый пастырь. Мозаика из мавзолея Галлы Плацидии. V век    В люнете над

Слайд 52Добрый пастырь. Фрагмент декора. Первая половина V века. Мозаика.
Равенна. Мавзолей Галлы

Плацидии
Добрый пастырь. Фрагмент декора. Первая половина V века. Мозаика.Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Слайд 53 Вообще весь характер декорации связан с декором

мартириев и имеет сложное символическое звучание – так, например, голуби, пьющие из чаши, и олени, тянущиеся к озеру, символически представляют души, стремящиеся приобщиться небесной благодати.

Однако здесь уже заметен постепенный отход от традиционной раннехристианской живописи – Христос на мозаике, как правило, представленный в росписях катакомб скромным юношей, выглядит здесь величественным царем, восседающим в торжественной позе – он облачен в золотой хитон, на колени наброшен драгоценный пурпурный плащ.

Несмотря на небольшие размеры мавзолея, над его оформлением, как думают исследователи, работало не меньше двух мастеров. Один из них выполнил мозаики со святым Лаврентием и Христом, тогда как второму принадлежат изображения апостолов, несколько более низкого художественного уровня. Возможно даже, что один из них был приглашен Галлой Плацидией из Константинополя – во всяком случае некоторые ученые отмечают сходство здешних мозаик с мозаическим полом константинопольского Большого дворца.
Вообще весь характер декорации связан с декором мартириев и имеет сложное символическое звучание

Слайд 54Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово
Середина VI века

Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово Середина VI века

Слайд 55Сан-Аполлинаре Нуово
Начало V в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово

– одна из старейших в Равенне, она была построена в начале VI в. остготским королем Теодорихом рядом с его дворцом и изначально выполняла функции придворного храма, посвященного Спасителю.
На некоторое время, после завоевания Равенны Юстинианом, ее переосвятили, и церковь стала носить имя святого Мартина Турского, но уже в IX в. сюда были перенесены мощи первого равеннского епископа Аполлинария, с тех пор и укрепилось название Сант-Аполлинаре Нуово.
Сан-Аполлинаре Нуово Начало V в.    Базилика Сант-Аполлинаре Нуово – одна из старейших в Равенне,

Слайд 56 Это внушительная трехнефная церковь базиликального типа с

широкой апсидой и просторным нартексом в виде открытой аркады, состоящей из двух рядов колонн. Подобно многим старым базиликам, Сан-Аполлинаре имеет плоские деревянные перекрытия, а высоко поднятый центральный неф освещается расположенными под крышей окнами. Хотя ряды колонн здесь не слишком длинные, но из-за большой высоты нефов (особенно среднего, залитого светом) церковь изнутри кажется стройной и изящной.

План

Это внушительная трехнефная церковь базиликального типа с широкой апсидой и просторным нартексом в

Слайд 57Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Интерьер. Общий вид на алтарную часть

Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Интерьер. Общий вид на алтарную часть

Слайд 58 Снаружи храм с гладкими кирпичными стенами, украшенными

только пилястрами и сдвоенными окнами, выглядит довольно скромно, однако о внутреннем убранстве этого сказать нельзя.
В VI в. средний неф был украшен прекрасной мозаикой, довольно хорошо сохранившейся до нашего времени. Ученым удалось определить, что работы велись как минимум в два этапа. Верхние ярусы – с изображениями чудес и Страстей Христовых, средние – в простенках между окнами, где мы видим фигуры апостолов и пророков, и нижние с видами гавани с кораблями и дворца Теодориха – очевидно, были выполнены еще при самом остготском короле.
Но еще более интересны мозаики, размещенные в нижнем ярусе храма, относящиеся ко времени Юстиниана. На двух противоположных стенах изображена церемониальная процессия святых жен и мужей, двигающихся к востоку, чтобы принести поклонение Марии и Иисусу, восседающим на престолах в окружении архангелов.
Двадцать два мученика во главе со святым Мартином Турским направляются к Христу; святые жены – к Марии, а перед ними идут волхвы в ярких одеяниях. Крупные надписи позволяют определить имена мучеников, все они держат в руках свои венцы.
Снаружи храм с гладкими кирпичными стенами, украшенными только пилястрами и сдвоенными окнами, выглядит

Слайд 59Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово.
Интерьер. Ок. 519, перестроена в 560

Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Интерьер. Ок. 519, перестроена в 560

Слайд 60На северной стене в нижнем ярусе декорации изображено шествие мучениц. Шествие

направляется от западной стены к алтарю, где находится образ восседающей на троне Богородицы.
На северной стене в нижнем ярусе декорации изображено шествие мучениц. Шествие направляется от западной стены к алтарю,

Слайд 61Мученицы. Мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в.

Мученицы. Мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в.

Слайд 62Поклонение волхвов. Мозаика в Сан-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в.

Поклонение волхвов. Мозаика в Сан-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в.

Слайд 63 Святые представлены в совершенно идентичных позах, с

вытянутыми пропорциями и тонкими чертами лица. Мужчины все одинакового роста и отличаются только возрастом и формой бороды, а девушки молоды, красивы и как две капли воды похожи друг на друга.
Эти мозаики выглядят более легкими и «бестелесными», чем мозаики верхних ярусов. Удивительно красив колорит – святые стоят на ярко-зеленой траве с цветами, их разделяют пальмы с красными стволами и гибкими зелеными ветвями. Золотой фон прекрасно оттеняет эти яркие цветовые акценты и придает всей картине настроение праздничности.
Такая программа росписи довольно необычна, и ни в одном из более поздних византийских памятников мы больше не встретим ничего подобного.
Святые представлены в совершенно идентичных позах, с вытянутыми пропорциями и тонкими чертами лица.

Слайд 64Процессия св. Мучеников. Мастер из Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне.
До 526. Мозаика

Процессия св. Мучеников. Мастер из Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне.До 526. Мозаика

Слайд 65Христос на троне. 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Христос на троне. 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 66Воскрешение Лазаря. 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Воскрешение Лазаря. 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 67Притча об агнцах и козлищах (фрагмент). 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре

Нуово
Притча об агнцах и козлищах (фрагмент). 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 68Призвание Петра и Андрея. 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Призвание Петра и Андрея. 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 69Тайная Вечеря. 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Тайная Вечеря. 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 70Христос говорит апостолу Петру об его отречении. 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика

Сан-Аполлинаре Нуово
Христос говорит апостолу Петру об его отречении. 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 71Поцелуй Иуды. 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Поцелуй Иуды. 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 72Христос перед Пилатом. 530-е гг. Мозаика.
Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Равенна

Христос перед Пилатом. 530-е гг. Мозаика.Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Равенна

Слайд 73Жены-мироносицы у Гроба Господня. 530-е гг. Мозаика.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Жены-мироносицы у Гроба Господня. 530-е гг. Мозаика.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово

Слайд 74Мозаика из базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Нач. VI в.

Мозаика из базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Нач. VI в.

Слайд 75Италия. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Начало XVI в.

Италия. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Начало XVI в.

Слайд 76Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе Середина 6 века

Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе Середина 6 века

Слайд 77Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе построена в 549 г.
над могилой первого

равеннского епископа Аполлинария. Интерьер
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе построена в 549 г. над могилой первого равеннского епископа Аполлинария. Интерьер

Слайд 78Интерьер базилики Сан-Аполлинаре ин Классе. 549 г.

Интерьер базилики Сан-Аполлинаре ин Классе. 549 г.

Слайд 80Святой мученик Аполлинарий, епископ Равеннский.
Мозаика базилики
Сан-Аполлинаре ин Классе
в

Равенне. Ок. 549 г.
Святой мученик Аполлинарий, епископ Равеннский. Мозаика базилики Сан-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ок. 549 г.

Слайд 81Триумфальная арка. 549 год. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Триумфальная арка. 549 год. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Слайд 82Бык.
Символ евангелиста Луки.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна.
Триумфальная арка. Мозаика.

7 – 9 век

Орел.
Символ
евангелиста
Иоанна

Ангел. Символ евангелиста Матфея

Лев. Символ евангелиста Марка

Бык. Символ евангелиста Луки. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна.Триумфальная арка. Мозаика. 7 – 9 век

Слайд 83Орел. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Орел. Мозаика. Арка апсиды. 549 г. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Слайд 84Телец. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Телец. Мозаика. Арка апсиды. 549 г. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Слайд 85Ангел. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Ангел. Мозаика. Арка апсиды. 549 г. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Слайд 86Лев. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Лев. Мозаика. Арка апсиды. 549 г. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна

Слайд 87Император Константин передает Равеннской Церкви привилегии. Мозаика. 6 век.
Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре

ин Классе

Дарование привилегий Равеннской церкви

Император Константин передает Равеннской Церкви привилегии. Мозаика. 6 век.Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе Дарование привилегий Равеннской церкви

Слайд 88Равенна. Церковь Сан-Витале
Середина VI века

Равенна. Церковь Сан-ВиталеСередина VI века

Слайд 89Сан-Витале. 526 – 547

Церковь Сан-Витале является памятником

переходного периода, уже гораздо более близкого, чем предыдущие, к византийскому стилю. Возведена она была по приказу императора Юстиниана I в ознаменование отвоевания Равенны у варваров.
Так как в это время еще не сложился тот тип крестово-купольного храма, который через некоторое время получит широкое распространение и станет традиционным для византийских церквей, равно как не сложилась еще и типичная система росписи, то и архитектура храма, и его мозаичное убранство довольно необычны.
Сан-Витале. 526 – 547    Церковь Сан-Витале является памятником переходного периода, уже гораздо более близкого,

Слайд 90Равенна.
Церковь Сан-Витале. Середина VI века

Равенна. Церковь Сан-Витале. Середина VI века

Слайд 91Равенна. Церковь Сан-Витале. Середина VI века

Равенна. Церковь Сан-Витале. Середина VI века

Слайд 92Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 г. Интерьер

Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 г. Интерьер

Слайд 93Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 г. Интерьер

Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 г. Интерьер

Слайд 94 В плане церковь представляет собой восьмигранник с

граненым алтарем. Купол несут восемь опор, соединенных между собой полукруглыми двухэтажными арками.
Как и для многих других раннехристианских храмов, для Сан-Витале характерен контраст между богато декорированным интерьером и предельно аскетичным внешним видом – тем самым иллюстрируется постулат о том, что внешняя оболочка значения не имеет, гораздо важнее – внутренняя сущность.
В плане церковь представляет собой восьмигранник с граненым алтарем. Купол несут восемь опор,

Слайд 95 Интерьер Сан-Витале должен был поражать своим великолепием

– многочисленные арки, колонны с кружевными капителями, создающие ощущение легкости, стены, сплошь покрытые мозаиками…
Церковь сильно пострадала от времени, поэтому теперь мы можем получить представление лишь об оформлении алтарной части.
На ребрах свода помещены растительные узоры, а на своде пресбитерия изображены фигуры ангелов, стоящих на голубых сферах, птицы, звери, гирлянды из цветов и плодов.
Интерьер Сан-Витале должен был поражать своим великолепием – многочисленные арки, колонны с кружевными

Слайд 96 В мозаике конхи апсиды сохранилось изображение юного

Христа, восседающего на сфере, по сторонам от него стоят два архангела. Христос облачен в пурпурные одежды с золотыми звездами. В левой руке он держит свиток за семью печатями, правой протягивает мученический венец святому Виталию, особенно почитавшемуся в Равенне. Справа от Иисуса – епископ Равенны Экклесий, выделивший деньги на постройку храма, преподносит Христу макет отстроенной им церкви Сан-Витале.

Христос-Космократор. 547 г. Мозаика апсиды. Равенна. Базилика Сан-Витале.

Из скалистых уступов, усеянных лилиями и розами, символизирующими невинные души и кровь христианских мучеников, вытекают 4 реки, под которыми подразумеваются 4 Евангелия.

В мозаике конхи апсиды сохранилось изображение юного Христа, восседающего на сфере, по сторонам

Слайд 97Христос-Космократор. 547 г. Мозаика апсиды. Равенна. Базилика Сан-Витале.

Христос-Космократор. 547 г. Мозаика апсиды. Равенна. Базилика Сан-Витале.

Слайд 98Равенна. Церковь Сан-Витале
526 – 527 г. Капитель
Агнец. Фрагмент свода. 547

г. Мозаика
Равенна. Церковь Сан-Витале 526 – 527 г. КапительАгнец. Фрагмент свода. 547 г. Мозаика

Слайд 99Гостеприимство Авраама. Жертвоприношение Исаака.
Равенна. Базилика Сан-Витале. Мозаика. 547 г.

Гостеприимство Авраама. Жертвоприношение Исаака.Равенна. Базилика Сан-Витале. Мозаика. 547 г.

Слайд 100Равенна. Церковь Сан-Витале.
526 – 527 г. Интерьер
Гостеприимство Авраама.
До 547.

Мозаика
Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 г. ИнтерьерГостеприимство Авраама. До 547. Мозаика

Слайд 101Троица. Мозаика в церкви
Сан-Витале в Равенне. VI век

Троица. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне. VI век

Слайд 102 На боковых стенах алтаря мы видим триумфальное

шествие императора Юстиниана и его супруги Феодоры. Юстиниан изображен в торжественном пурпурном с золотом одеянии в окружении многочисленной свиты – патрициев, диаконов, воинов-телохранителей с копьями и щитами, присутствует здесь в том числе и архиепископ Максимилиан (справа от императора).
Фигура Юстиниана, помещенная в центре, симметрично делит композицию на две равные части.
Художник явно пытался представить картину как можно более реалистично – изобразить движение (которое можно проследить в согнутых, обращенных вправо руках участников процессии) или даже передать расстояние между фигурами, но условность золотого фона не позволяет достичь нужного эффекта.
Сами персонажи также отличаются плоскостной трактовкой, пропорции их вытянуты, а ниспадающие широкими складками одеяния делают фигуры бестелесными. Однако все лица отмечены индивидуальными характеристиками и не исключено, что здесь переданы конкретные портретные черты.
На боковых стенах алтаря мы видим триумфальное шествие императора Юстиниана и его супруги

Слайд 103 С левой стороны осененный небесным божественным светом,

предстает перед нами земной двор императора Юстиниана, запечатленный на стенах во всем его восточном великолепии.
Слева предстоит император в диадеме и с застежкой на плаще, переливающейся драгоценными камнями. В руках он держит золотую чашу – дар, который византийские императоры преподносили важнейшим храмам империи. Его сопровождают гвардия и священнослужители.

Император Юстиниан, епископ Максимилиан
и придворные.
До 547. Мозаика. Равенна.
Базилика Сан-Витале.

С левой стороны осененный небесным божественным светом, предстает перед нами земной двор императора

Слайд 104Император Юстиниан, епископ Максимилиан и придворные. До 547. Мозаика. Равенна. Базилика

Сан-Витале
Император Юстиниан, епископ Максимилиан и придворные. До 547. Мозаика. Равенна. Базилика Сан-Витале

Слайд 105Императрица Феодора
и ее двор. До 547.
Мозаика. Равенна.
Базилика Сан-Витале.


На стене справа аналогичный по композиции выход императрицы Феодоры. Она одета в пурпурный плащ, подол которого украшен вышивкой, изображающей трех волхвов, подносящих подарки Младенцу Христу.
Вышивка содержала намек на храмовые приношения Феодоры.
Голову царицы венчает диадема из самоцветов и жемчугов, в руках потир (церковный сосуд) с золотыми монетами.

Императрица Феодора и ее двор. До 547. Мозаика. Равенна. Базилика Сан-Витале.    На стене справа

Слайд 106Императрица Феодора и ее двор. До 547. Мозаика. Равенна.
Базилика Сан-Витале.


Императрица Феодора и ее двор. До 547. Мозаика. Равенна. Базилика Сан-Витале.

Слайд 107Императрица Феодора и ее двор. Фрагмент. Феодора
До 547. Мозаика
Равенна. Базилика Сан-Витале.


Императрица Феодора и ее двор. Фрагмент. ФеодораДо 547. МозаикаРавенна. Базилика Сан-Витале.

Слайд 108Императрица Феодора и ее двор. Фрагмент. Чины из свиты императрицы. До

547. Мозаика.
Базилика Сан-Витале. Равенна
Императрица Феодора и ее двор. Фрагмент. Чины из свиты императрицы. До 547. Мозаика.Базилика Сан-Витале. Равенна

Слайд 109Императрица Феодора и ее двор. Фрагмент. Жена и дочь Велизария.
До 547.

Мозаика. Равенна. Базилика Сан-Витале.

Фрагмент. Супруга Велизария

Императрица Феодора и ее двор. Фрагмент. Жена и дочь Велизария.До 547. Мозаика. Равенна. Базилика Сан-Витале. Фрагмент. Супруга

Слайд 110 Обе фронтально изображенные процессии, неподвижные, почти бестелесные,

приобретают характер вневременных событий.
Золотой фон усиливает мерцающую игру огоньков на перламутровой поверхности смальты и воспринимается как божественное сияние византийского рая.
Стиль исполнения усугубляет эффект ирреальности. Мозаичисты располагали белые, розовые, зеленые, фиолетовые, красные и черные кубики с живописной свободой, образуя тончайшую поверхность.
Обе фронтально изображенные процессии, неподвижные, почти бестелесные, приобретают характер вневременных событий.

Слайд 111 Вторая мозаика с изображением Феодоры стилистически близка

первой, но отличается большей живописной свободой – в ней отчетливей проявляются мотивы движения, богаче представлена обстановка (архитектурные детали, небольшой фонтан), цветовая гамма ярче и насыщенней.
В целом нельзя не заметить, что части ансамбля объединены только колоритом, однородная оптическая система отсутствует, нет единства изменения масштабов, а некоторые мотивы позаимствованы из античных декораций – например, ангелы, несущие медальоны с крестом, являются ни чем иным, как вариантом древнеримских «викторий».
И все же несомненно, что для художника основной задачей было стремление передать духовное начало, и это ему действительно удалось. Трудно найти ансамбль, превосходящий Сан-Витале по красоте и эмоциональной наполненности.
Вторая мозаика с изображением Феодоры стилистически близка первой, но отличается большей живописной свободой

Слайд 112Моисей обретает скрижали на горе Синай. До 547.
Мозаика. Равенна. Базилика

Сан-Витале
Моисей обретает скрижали на горе Синай. До 547. Мозаика. Равенна. Базилика Сан-Витале

Слайд 113Евангелист Лука и его символ – телец. 547 г. Мозаика


Евангелист Матфей и его символ – ангел. 547 г. Мозаика

Равенна. Базилика Сан-Витале.

Евангелист Лука и его символ – телец. 547 г. Мозаика   Евангелист Матфей и его символ

Слайд 114Евангелист Марк и его символ – лев. Вима. Фрагмент. 547 г.

Мозаика.
Равенна: Базилика Сан-Витале.
Евангелист Марк и его символ – лев. Вима. Фрагмент. 547 г. Мозаика.Равенна: Базилика Сан-Витале.

Слайд 115Проверочная работа

Какие типы раннехристианских храмовых сооружений вы знаете. В чём их

особенности?

Можете ли вы назвать какие-либо храмы раннего христианства? Где они находятся?
Проверочная работаКакие типы раннехристианских храмовых сооружений вы знаете. В чём их особенности?Можете ли вы назвать какие-либо храмы

Слайд 116Проверочная работа
3. Что означала символика раннехристианских изображений?

Проверочная работа3. Что означала символика раннехристианских изображений?

Слайд 117Проверочная работа
4. Дайте своё определение следующим понятиям:

Проверочная работа4. Дайте своё определение следующим понятиям:

Слайд 118Презентация подготовлена
учителем гимназии № 405
Санкт-Петербурга
Дудкиной
Наталией Всеволодовной











Санкт-Петербург, 2010

Презентация подготовленаучителем гимназии № 405Санкт-ПетербургаДудкиной Наталией ВсеволодовнойСанкт-Петербург, 2010

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть