Слайд 1Майоль Аристид
Французский скульптор и живописец каталонского происхождения.
Дата рождения: 8
декабря 1861 года
Дата смерти: 27 сентября 1944 года
Крючкова Т.А. ДХШ №5
Слайд 2Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года в приморском городке Баньульс-сюр-Мер,
расположенном на го-западе Франции. Отец его был виноградарем, а дед рыбаком. Его каталонское происхождение впоследствии скажется на характере образов, где галльская нежность и гармоничность будут неотделимы от испанской суровой и сдержанной силы. На местном каталонском наречии «майоль» означает «виноградная лоза», будущий скульптор гордился, что происходит из рода потомственных виноградарей.
Слайд 3Активно участвовал он в качестве художника и в выпуске иллюстрированной газеты.
Его талант был замечен: Генеральный совет в Перпиньяне выделил Аристиду стипендию в 20 франков. Будущий скульптор старательно копировал античные гипсы, собранные в местном музее, много рисовал и наконец решился ехать в Париж. Деньгами помогла тетка, которая ежемесячно высылала ему в столицу необходимую сумму.
В это время в Париже уже не было тех дружных свободных братств художников, какими были братства барбизонцев или импрессионистов в 1870-е годы. Большинству художников приходилось пробиваться самостоятельно.
Преодолевая нищету, Аристид Майоль много работал, копировал в Лувре Рембрандта, Фрагонара, Шардена, а в 1881 году поступает в Школу изящных искусств в класс антиков профессора Жерома. Однако его рисунки не понравились мэтру, и Аристид Майоль продолжил свое образование в Школе декоративных искусств.
Слайд 4В ранних живописных работах Аристида Майоля сквозь узорчатый, подвижный рисунок пробивается
реальное воплощение мечтательно-зыбких женских образов:
«Женщина в волнах» (1898), «Лазурный берег» (1898) и др
Слайд 5Преодолевая нищету, Аристид Майоль много работал, копировал в Лувре Рембрандта, Фрагонара,
Шардена, а в 1881 году поступает в Школу изящных искусств в класс антиков профессора Жерома. Однако его рисунки не понравились мэтру, и Аристид Майоль продолжил свое образование в Школе декоративных искусств.
После окончания школы Майоль попал под сильное влияние понт-авенской группы, которую возглавлял Гоген, в то время утверждавший: «Живопись — не натура. Это поверхность, которую следует декорировать».
Слайд 6Своим самым сильным впечатлением восьмидесятых годов Майоль называл живопись Пюви де
Шаванна. Однако решающую роль в его становлении сыграло знакомство в 1889 году с искусством Поля Гогена. «Искусство Гогена было для меня откровением, - говорил он впоследствии Дж. Ревалду, - посмотрев понтавенские картины Гогена, я почувствовал, что смог бы работать в том же духе». Он перенял от Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию живописного языка, взгляд на живопись как на «образ» мира. Внутренние контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем.
Йожеф Риппл-Ронай, Портрет Аристида Майоля, 1899 год
Слайд 8На время Майоль оставил живопись и организовал в Баньюле экспериментальную мастерскую
по производству гобеленов. Он сам делал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и даже окрашивал нитки. Ткали гобелены местные девушки. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Аристид Майоль показал свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад».
Слайд 9Неудивительно, что Майоль сближается с молодыми художниками, последователями Гогена, называвшими себя
«Наби» («Пророки»). Они писали картины, подобные декоративным панно, расписывали ширмы, делали рисунки для гобеленов. Майоля привлекла идея возрождения старинного ковроткачества. У себя на родине, в Баньульсе, он организовал мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам.
Майоль создал более десятка ковров, показанных на выставках в Париже и Брюсселе. Но и среди них выделяется гобелен «Очарованный сад», который выполнен в золотисто-коричневой «осенней» гамме с добавлением звучных красных, синих и зеленых тонов.
Слайд 12В сорок лет Аристид Майоль словно начал жизнь заново. Он увлекся
скульптурой, «увлеченно вырезал из дерева женские фигурки, даже не прорабатывая их предварительно в глине. Октав Мирбо, который часто встречался с Майолем в это время, говорил, что он был беден, но горд и весел.
Возвращаясь к земле, к истокам, Майоль все зимы проводил на родине, в Баньюле, а на лето приезжал в Марли-ле-Руа возле Парижа. Он с увлечением продолжал свои начатые еще в 1890-е годы эксперименты с изготовлением статуэток, ваз из фаянса и обожженной глины, пробовал себя в мелкой пластике из дерева и бронзы. Аристид Майоль был убежден, что нужно создавать вещи, имеющие отношение к жизни, что скульптура — как гончарное дело, она тоже должна быть создана для чего-нибудь.
Постепенно он преодолел «архаическую» скованность, которая чувствовалась в его ранних терракотовых купальщицах. В лучших произведениях этого времени «Лежащей девушке» (1900), «Леде», «Еве» (1902) чувствуется необыкновенная интимность выражения. Его женщины, выполненные в камне и бронзе, очень естественны, непосредственны и пластичны. Не только фигуры майолевских героинь, но даже их прически можно воспринимать как некие целостные и гармоничные архитектурные сооружения.
Слайд 15Кроме гобеленов, Майоль создает на исходе века целую серию предметов прикладного
искусства. Он работает с деревом, бронзой и керамикой, украшая свои произведения лепными и живописными изображениями античных персонажей. Первая из сохранившихся - бронзовая статуэтка «Наби» - датирована 1895 годом.
Напряженная работа над гобеленами приводит к тому, что в 1899 году Майоль временно теряет зрение. Выздоровев, он вынужден навсегда оставить любимое ремесло.
Слайд 16Его увлекает новый вид искусства - скульптура. Первые маленькие фигурки Майоля
навеяны мотивами пастелей Эдгара Дега, где он изображал причесывающихся, умывающихся, одевающихся женщин. И вот эту камерную, интимную по своему звучанию тематику подхватил Майоль.
В 1901 году Майоль начинает работу над первой своей большой скульптурной композицией - сидящей женской фигурой. Скульптура имеет два названия - «Мысль» или «Средиземное море». В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура предстала перед публикой.
Сидящая обнаженная женщина, погруженная в задумчивость, словно застыла в вечности. Прекрасная и грациозная, полная жизни и теплоты, она одновременно воплощала некое общечеловеческое начало, являя собой совершенство форм, созданных природой, разумную красоту мироздания».
«Я никогда не довольствовался ни формой, ни материалом, - говорил позже Майоль. - Я хотел не творить форму, а вкладывать в нее душу. Я искал дух».
Писатель Андре Жид считал, что «Средиземноморье» - олицетворение нового искусства. В самом деле, это произведение - своего рода манифест, которым Майоль утверждал эстетические и идейные принципы скульптуры, свое понимание проблем, стоящих перед монументалистами.
Слайд 17Необыкновенно жизненно воплотил Майоль в камне и чувство нежности, вдохновенной ласки
(горельеф «Желание», 1907).
Средиземное море
Слайд 19В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки,
который получил название «Скованная сила» (1905-1906).
Слайд 20Только в 1908 году Аристид Майоль смог благодаря помощи образованного немецкого
коллекционера графа Гарри Кессле-ра осуществить давнюю свою мечту — посетил Грецию. Аристид Майоль с удивлением открыл для себя, что Греция очень похожа на его родную Каталонию. Позже скульптор написал: «В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона. В этой статуе передано с предельным совершенством тело, но она уже далека от величественности и царственности Фидия».
Дыхание античности чувствуется во многих произведениях Аристида Майоля, но особенно в его несравненных женских торсах — «Торсе Нереиды» (1905) и «Малом торсе на дельфине» (1925). Лишенные рук, ног, головы, эти женские фигуры поражают необыкновенной пластичностью и женственностью. Мелкие, легкие складки, которые воспринимаются как промокшее платье, напоминают складки одежд нимф Парфенона.
Слайд 22
Те, кто хорошо знал Майоля, отмечали, что он вовсе не
был художником только постоянного и светлого спокойствия. Экспрессия, которую можно уловить в некоторых его ранних работах (живописная композиция «Море» (1895), горельеф «Желание» и др.),
Слайд 26Три нимфы
Средиземное море в Перпиньяне
Слайд 28В начале сентября 1944 года Майоль, возвращаясь от Рауля Дюфи, попал
в автокатастрофу. Врачи самоотверженно боролись за его жизнь. Утратив возможность говорить, Аристид Майоль пытался записывать свои мысли в школьной тетрадке.
Однако 27 сентября 1944 года его не стало. В последний путь скульптора провожали две его Музы — окруженная детьми каталонская красавица Лаура, увековеченная им в «Помоне», и утонченная, нежная и гордая Дина. «Гармония», для которой она позировала, так и осталась незавершенной, но в ней звучит услышанная и воплощенная великим скульптором великая музыка, музыка тишины.
Леда
Слайд 29http://art-assorty.ru/4455-aristid-mayol.html
http://art-assorty.ru/4455-aristid-mayol.html
Статья из www.ikleiner.info, изобразительный ряд из http://smallbay.ru и из книги О.Петрочука
«Аристид Майоль». 1977г. изд.http://art-blog.uz/archives/294
больше картин здесь
http://artchive.ru/artists/aristid_mayol/type/zhivopis/45643#picture
Источники: