Презентация, доклад по МХК Композиторы Венской классической школы Милюшкина Кристина 11 кл

Содержание

Когда говорят о классицизме в музыкальном искусстве, в большинстве случаев имеют в виду творчество композиторов XVIII в. – Й. Гайдна, В. А. Моцарта, и Л. Ван Бетховена, которых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической

Слайд 1Композиторы Венской классической школы
Создатель презентации ученица 11 класса
МОБУ СОШ №5


Милюшкина Кристина Павловна .
Приморский край Пожарский район С.Нагорное
Композиторы Венской классической школыСоздатель презентации ученица 11 класса МОБУ СОШ №5 Милюшкина Кристина Павловна .Приморский край Пожарский

Слайд 3Когда говорят о классицизме в музыкальном искусстве, в большинстве случаев имеют

в виду творчество композиторов XVIII в. – Й. Гайдна, В. А. Моцарта, и Л. Ван Бетховена, которых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической школы. Это новое направление в музыке стало одним из самых плодотворных в истории музыкальной культуры.
Венские композиторы- классики сумели не только подытожить всё лучшее, чего достигла европейская музыка, но и воплотить в музыке эстетические идеалы эпохи Просвещения, сделать собственные творческие открытия. Наивысшим достижением музыкальной культуры этого времени стало формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Ван Бетховена.
Когда говорят о классицизме в музыкальном искусстве, в большинстве случаев имеют в виду творчество композиторов XVIII в.

Слайд 4Классический симфонизм Гайдна
В историю мировой музыкальной культуры

Йозеф Гайдн (1732 – 1809) вошёл как создатель классической симфонии. Ему также принадлежит заслуга в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра.
Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он является автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер… Кроме того, им создано 14 месс и несколько ораторий.
Классический симфонизм Гайдна   В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн (1732 – 1809) вошёл как

Слайд 6Творчество Гайдна
Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую

известность и по достоинству было оценено современниками. Музыка Гайдна- это «музыка радости и досуга», она полна оптимизма и действенной энергии, светла и естественна, лирична и изысканна. Композиторская фантазия Гайдна , казалось, не знала грани. Его музыка богата контрастами, паузами и неожиданными сюрпризами. Так , в 94-й симфонии ( 1791), в середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются мощные удары литавр только для того, чтобы зритель «не скучал»…

Творчество Гайдна  Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую известность и по достоинству было оценено

Слайд 8Симфонии Гайдна
Симфония – подлинная вершина его творчества. Не сразу складывалась музыкальная

форма симфонии. Первоначально количество её частей варьировалось, и лишь Гайдну удалось создать её классический тип в четырёх частях, каждая из которых различалась характером звучащей музыки, темпом и приёмами развития темы. При этом четыре контрастные части симфонии взаимно дополняли друг друга.
Первая часть симфонии обычно исполнялась в быстром, стремительном темпе. Она активна и драматична, обычно в ней передан основной конфликт двух образов – тем. В обобщённой форме в ней передавалась атмосфера жизни главного героя.
Симфонии ГайднаСимфония – подлинная вершина его творчества. Не сразу складывалась музыкальная форма симфонии. Первоначально количество её частей

Слайд 10 Вторая – медленная, лиричная, навеянная созерцанием прекрасных картин

природы – проникала во внутренний мир героя. Она способна вызвать в душе размышления, сладостные мечты и грёзы воспоминаний. В третьей, рассказывающей о часах досуга и отдыха героя , его общении с людьми. Звучала живая, подвижная музыка, первоначально восходившая своими ритмами к менуэту - спокойному салонному танцу XVIII . В ., позднее – к скерцо – веселой танцевальной музыке шутливого характера. Быстрая четвёртая часть подводила своеобразный итог размышлений героя, выделяла главное в его понимании смысла жизни человека. По форме она напоминала рондо с чередованиями неизменной темы – рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов.
Вторая – медленная, лиричная, навеянная созерцанием прекрасных картин природы – проникала во внутренний мир

Слайд 11 В симфонической музыке Гайдн нередко использовал приём звукоподражания: пения

птиц, журчания ручья, давал зримые зарисовки восхода солнца, «портретов» животных. Музыка композитора вбирала словацкие, чешские, хорватские мелодии и ритмы. В музыке Гайдна нет ничего лишнего и случайного, она пленяет слушателей своей грациозностью, лёгкостью и изяществом.
В симфонической музыке Гайдн нередко использовал приём звукоподражания: пения птиц, журчания ручья, давал зримые зарисовки

Слайд 12 В последние годы жизни Гайдн создал свои самые значительные

музыкальные произведения. В двенадцати « Лондонских симфониях», написанных в 1790-е гг. под впечатлением от поездок в Лондон, нашли выражение жизненная философия и мировоззрение композитора. Под влиянием музыки Генделя он создал две величественные оратории – « Сотворение мира» ( 1798) и « Времена года» (1801), приумножившие и без того шумную славу композитора.
Последние годы жизни Гайдн провёл в уединении, в маленьком домике на окраине Вены. Он почти ничего не писал. Чаще предавался воспоминаниям о своей жизни, полной смелых начинаний и экспериментаторских поисков.
В последние годы жизни Гайдн создал свои самые значительные музыкальные произведения. В двенадцати « Лондонских

Слайд 13Музыкальный мир Моцарта
Путь Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) в

музыке начинался ярко и блистательно. С самых ранних лет жизни его имя стало легендой. В четыре года ему требовалось полчаса, чтобы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом, талантливым музыкантом капеллы архиепископа города Зальцбурга, гастролировал с концертами по Европе. В одиннадцать – сочинил первую оперу, а в четырнадцать - дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки Болоньи.
Музыкальный мир Моцарта   Путь Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) в музыке начинался ярко и блистательно. С

Слайд 15Однако дальнейшая жизнь та­лантливого композитора сложилась непросто. Положение придворного музыканта мало

чем отличалось от положения услужливого лакея, вы­полнявшего любые прихоти своего хозяина. Не таков был характер Мо­царта, человека независимого и ре­шительного, больше всего в жизни ценившего честь и достоинство. Пройдя многие жизненные испыта­ния, он ни в чём не изменил своим взглядам и убеждениям.
Однако дальнейшая жизнь та­лантливого композитора сложилась непросто. Положение придворного музыканта мало чем отличалось от положения услужливого лакея,

Слайд 16В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как блистатель­ный сочинитель симфонической му­зыки, создатель

жанра классиче­ского концерта, автор «Реквиема» и двадцати опер, среди которых двадцати опер, среди которых особую известность получили «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Подчёркивая значение его творческого наследия, хочет­ся повторить вместе с А.С. Пушкиным:
«Ты, Моцарт, Бог, и сам того
не знаешь...»
В оперном искусстве Моцарт прокладывал собственную до­рогу, отличную от своих знаменитых предшественников и совре­менников. Редко используя мифологические сюжеты, он глав­ным образом обращался к литературным источникам: средневе­ковым легендам и пьесам известных драматургов. Моцарт впервые соединил в опере драматическое и комическое начала. В его оперных произведениях не было чёткого деления персона­жей на положительные и отрицательные; герои то и дело попа­дали в самые различные жизненные ситуации, в которых и про­являлась суть их характеров.

В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как блистатель­ный сочинитель симфонической му­зыки, создатель жанра классиче­ского концерта, автор «Реквиема» и

Слайд 17Свадьба Фигаро
(1786) была поставлена по пьесе француз­ского драматурга Бомарше (1732—1799)

«Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт сильно рисковал, выбирая для пос­тановки запрещённую цензурой пьесу. В результате появилась весёлая опера в стиле итальянской комической оперы-буфф. Энергичная, лёгкая музыка, звучащая в этом произведении, за­ставляла зрителей серьёзно задуматься над жизнью. Один из первых биографов композитора очень точно подметил:

Свадьба Фигаро (1786) была поставлена по пьесе француз­ского драматурга Бомарше (1732—1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт

Слайд 19«Моцарт сплавил воедино коми­ческое и лирическое, низкое и возвышенное, смешное и

трога­тельное и создал невиданное по своей новизне творение — “Свадьбу Фигаро”» Цирюльник Фигаро, человек без рода и племени, хитростью и умом побеждает сиятельного графа Аль­мавиву, который не прочь приуда­рить за невестой простолюдина. Но Фигаро хорошо усвоил нравы выс­шего света, а потому его не провести утончёнными жестами и словесной паутиной. За свое счастье он борет­ся до конца.

«Моцарт сплавил воедино коми­ческое и лирическое, низкое и возвышенное, смешное и трога­тельное и создал невиданное по своей

Слайд 20Дон Жуан
В опере «Дон Жуан» (1787) трагическое и комическое,

фантасти­ческое и реальное переплетены не менее прочно. Сам Моцарт дал ей подзаголовок «Весёлая драма». Следует подчеркнуть, что тема донжуанства была не нова в музыке, но в её раскрытии Моцарт нашёл особые подходы. Если раньше в центре внимания композиторов были дерзкие похождения и любовные авантюры Дон Жуана, то теперь перед зрителями представал обаятельный человек, преисполненный рыцарской отваги, благородства и мужества. С боль­шим сочувствием Моцарт отнёсся и к раскрытию душевных пе­реживаний оскорблённых Дон Жуаном женщин, ставших жерт­вами его любовных интриг. Серьёзные и величественные арии Командора сменялись весёлыми и озорными мелодиями хитро­умного Лепорелло, слуги Дон Жуана.

Дон Жуан    В опере «Дон Жуан» (1787) трагическое и комическое, фантасти­ческое и реальное переплетены не менее

Слайд 22 «Музыка оперы полна движения, блеска, необычайно дина­мична и ажурна.

В этом произведении царствует мелодия — гибкая, выразительная, пленительная в своей свежести и красоте. Партитура изобилует чудесными, виртуозно разра­ботанными ансамблями, великолепными ариями, дающими певцам широчайшие возможности выявить все богатства го­лосов, продемонстрировать высокую вокальную технику» (Б. Кремнев).

«Музыка оперы полна движения, блеска, необычайно дина­мична и ажурна. В этом произведении царствует мелодия —

Слайд 23 Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) — любимое произ­ведение Моцарта, его «лебединая

песня» — стала своеобразным эпилогом жизни великого композитора (была поставлена в Вене за два месяца до его смерти). В лёгкой и увлекательной форме Мо­царт воплотил в ней тему неизбежной победы светлого и разумно­го начала жизни над силами разрушения и зла. Волшебник Зарастро и его верные помощники, преодолев множество жестоких испытаний, всё же создают мир Мудрости, Природы и Разума. Чёрная месть, злоба и коварство Царицы Ночи оказываются бес­сильными перед всепобеждающими чарами любви. Опера имела потрясающий успех. В ней звучали мелодии сказочных игр, волшебных опер, народных ярмарочных балага­нов и кукольных спектаклей
Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) — любимое произ­ведение Моцарта, его «лебединая песня» — стала своеобразным эпилогом жизни

Слайд 24«музыка, высекающая огонь из людских сердец» Л.ван Бетховен.
Весной

1787 г. в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощённый работой над оперой «Дон Жуан», дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Присутствующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придёт время, о нём заговорит весь мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого немецкого композитора 
«музыка, высекающая огонь из людских сердец» Л.ван Бетховен.   Весной 1787 г. в двери маленького бедного

Слайд 26Людвига ван Бетховена (1771 —1827) сегодня действительно знает весь мир.
Путь Бетховена в

музыке — это путь от классицизма к новому стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих поисков. Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели, симфоническая увертюра к драме И.В. Гёте «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов с оркестром, «Торжественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).
Людвига ван Бетховена (1771 —1827) сегодня действительно знает весь мир.Путь Бетховена в музыке — это путь от классицизма

Слайд 28 Людвиг ван Бетховен. Художник Ж.К. Стайлер. Музей Бетховена, Бонн

Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке, раздвинув рамки сонатно-симфонической формы. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония(1802—1804). Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии своими масштабами, количеством тем и эпизодов, отражает бурную эпоху Французской революции. Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его подлинным кумиром. Но когда «генерал революции» провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово — «Героическая».

Людвиг ван Бетховен. Художник Ж.К. Стайлер. Музей Бетховена, Бонн    Недосягаемых вершин достиг

Слайд 29 Симфония состоит из четырёх частей. В первой звучит быстрая

музыка, передающая дух героической борьбы, стремление к победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменен стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвёртая часть насыщена драматическими и лирическими вариациями. Публика приняла «Героическую» симфонию Бетховена более чем сдержанно: произведение показалось слишком длинным и трудным для восприятия.
Симфония состоит из четырёх частей. В первой звучит быстрая музыка, передающая дух героической борьбы, стремление

Слайд 30Шестая «Пасторальная» симфония
Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под

впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Солирующие виолончели воссоздавали картину журчания ручья, в ней слышались голоса птиц: соловья, перепела, кукушки, притопывание танцующих под весёлую деревенскую песенку. Но внезапный раскат грома нарушает народное гулянье. Картины бури и разразившейся грозы поражают воображение слушателей. «Гроза, буря... Прислушайтесь к порывам ветра, несущего дождь, к глухим раскатам басов, к пронзительному свисту малых флейт... Ураган приближается… Тогда вступают тромбоны, гром литавр усиливается вдвое, это уже не дождь, не ветер, а ужасное наводнение» (Г.Л. Берлиоз). Картины ненастья сменялись светлой и радостной мелодией пастушеского рожка и свирели.

Шестая «Пасторальная» симфония   Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых

Слайд 32 Вершиной симфонического творчества Бетховена является Девятая симфония (1822—1824). Образы житейских бурь,

горестных утрат, мирные картины природы и сельской жизни стали своеобразным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И.Ф. Шиллера (1759—1805): Власть Твоя связует свято
Всё, что в мире врозь живет:
Каждый в каждом видит брата
Там, где веет твой полёт...
Обнимитесь, миллионы!
В поцелуе слейся, свет!

Вершиной симфонического творчества Бетховена является Девятая симфония (1822—1824). Образы житейских бурь, горестных утрат, мирные картины природы и

Слайд 34 Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и

звучание хора слились воедино, провозглашая гимн добру, истине и красоте, призывая к братству всех людей на земле. Поэт Н.А. Заболоцкий так выразил свое впечатление от музыки Девятой симфонии в стихотворении «Бетховен»:
...И, яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров...
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал...
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и звучание хора слились воедино, провозглашая гимн

Слайд 35«Лунная» соната»
«Лунная» соната (название было дано уже после смерти композитора)

посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена. Лирическая, мечтательная музыка, передающая настроение глубокой печали, а затем наслаждения красотой мира, сменяется в финале бурным драматическим порывом чувств, мятежным и страстным духом борьбы.
«Лунная» соната»  «Лунная» соната (название было дано уже после смерти композитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к

Слайд 37«Аппассионата»
Не менее замечательна «Аппассионата» (итал. appassionato — страстно), посвящённая одному из

близких друзей композитора. По своим масштабам она максимально приближена к симфонии, но включает не четыре, а три части, составляющие единое целое. Музыку этой сонаты пронизывает дух страстной, беззаветной борьбы, могущество стихийных сил природы, воля человека, укрощающего и усмиряющего природную стихию. 
«Аппассионата»  Не менее замечательна «Аппассионата» (итал. appassionato — страстно), посвящённая одному из близких друзей композитора. По своим масштабам

Слайд 39«Аврора»,
Соната «Аврора», имеющая подзаголовок «Соната солнечного восхода», дышит радостью

и солнечной энергией. Её первая часть передает впечатление оживлённого и шумного дня, которому приходит на смену тихая ночь. Вторая рисует картину разгорающейся зари нового утра.
В последние годы жизни Бетховен сочинял сравнительно мало и медленно. Абсолютная потеря слуха не позволяла ему выйти из состояния глубокой депрессии. И все-таки то, что написано в это время, было также отмечено чудесным взлетом его оригинального таланта.
«Аврора»,   Соната «Аврора», имеющая подзаголовок «Соната солнечного восхода», дышит радостью и солнечной энергией. Её первая часть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть