Слайд 1Мировая
художественная
культура
Искусство
русского портрета
Слайд 2XVIII столетие называют веком портрета. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее
место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.
Слайд 3«Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета…
Портрет – единственная область живописи, в которой Россия… временами шла в уровень с Европой».
Слайд 4Раздел первый
Мастера
живописного портрета
Слайд 5 С наибольшей силой и убедительностью образ человека Нового
времени был воплощен в живописном портрете.
Далеко не сразу были найдены новые приемы изображения, отличные от парсунной живописи, решена проблема сходства и индивидуализации в парадном портрете.
“Парсуна” — искаженное слово persona, произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. . При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”.
Слайд 6Во второй половине 18 века в живописи русских мастеров появились новые
жанры – бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета, существенной чертой которого являлось соединение общественно значимых проблем с высокими художественными достоинствами.
Среди живописцев этого времени следует выделить:
Ф.С. Рокотова
Д.Г. Левицкого
В.Л. Боровиковского
Слайд 7Федор Степанович
Рокотов
(около 1735 – 1808 гг.)
Ф.С. Рокотов – один из самых
изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII века. В его произведениях поражают необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов. В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению. Его главной заслугой стало создание камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.
Слайд 8 Родился в селе Воронцово (ныне — в черте
Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
Рокотовские портреты — это история в лицах. Благодаря им мы имеем
возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.. Особого
мастерства Рокотов достиг в создании женских образов:
«Портрет неизвестной
в розовом платье»
«Портрет
В.Е.Новосильцевой»
«Портрет
В.И. Суровцевой»
Слайд 9
Портрет А. П. Струйской.1772 г.
Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий
образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике.
Это произведение называют “Русская Джоконда”.
Слайд 10
Портрет А. П. Струйской.1772 г.
Поэтическая одухотворенность нежного овального лица, тонкие
летящие брови, легкий румянец, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.
Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серынетона перетекают в голубые, а розоватые – в бледно-золотые. Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки.
Слайд 11
Александра Петровна Струйская вдохновляла поэтов и художников не только своего времени.
Спустя два столетия, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова
Николай Заболоцкий писал:
Николай Заболоцкий
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Слайд 12Дмитрий Григорьевич
Левицкий
(1735—1822)
Д.Г. Левицкий с одинаковым мастерством работал в
жанре парадного и камерного портрета. , В своих портретах он запечатлел облик многих своих современников. История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография.
Слайд 13Портрет П.А. Демидова. 1773. ГТГ
В 1771 году
президент Академии художеств И.И. Бецкой заказал художнику портрет промышленника П.А. Демидова для Московского воспитательного дома, на который тот пожертвовал большую сумму денег. Формально сохраняя в портрете П.А. Демидова композиционные особенности парадного репрезентативного изображения, Левицкий явно их пародирует. Демидов одет в домашний шлафрок, его правая рука указывает не на какие-либо регалии, а на горшки с цветами. На столе луковицы и гербарий — предметы страсти любителя ботаники. Все это безусловно противоречит канону парадности, установившемуся в русской живописи XVIII столетия.
Слайд 14
Серия портретов воспитанниц Смольного
института благородных девиц.
Наиболее знаменитый цикл произведений Д.Г.
Левицкого – «Смолянки» (серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института). Каждая девушка представлена или на фоне природы в маскарадном костюме, разыгрывающей сценку из какой – либо пасторали, или в интерьере в окружении предметов, указывающих на ее талант или увлечение. Сочность колорита голубых, розовых, зеленоватых тонов, фактура мазка сделали живописные образы Левицкого осязаемыми, жизненными.
Слайд 15
Художник – портретист сумел передать и очарование юности, и обаяние
девушек, и в некоторой степени характер, и утонченную игру во взрослых дам.
«Это истинный 18 век во всем его жеманстве и кокетливой простоте»,писал о портретах смолянок А. Бенуа.
Серия портретов воспитанниц Смольного
института благородных девиц.
Слайд 16
Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской.
1773. ГТМ
Д.Г. Левицкий воспроизводит
сцену из парадного спектакля с участием смолянок. Буколические пастушок и пастушка напоминают пасторальный дуэт из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского.
Тоненькие фигурки актрис особенно пластичны на фоне условного задника с плоско написанными купами деревьев. В изысканный цветовой аккорд сливаются сияние шелка светлого платья и насыщенный тон серого сюртука. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской.
Слайд 17Владимир Лукич
Боровиковский
(1757—1825)
В.Л. Боровиковский – талантливейший живописец конца
XVIII – начала XIX вв. Он приумножил славу русского портрета. Если в произведениях Рокотова и Левицкого нашли отражение черты рококо и классицизма, то творчество Боровиковского в большей степени связано с сентиментализмом. Созданная им галерея глубоко поэтичных женских образов – это лучшее, что до сих пор остается в русском портретном искусстве.
Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.
Слайд 18
Портрет М.И. Лопухиной
1797 г. ГТГ
Один из самых обаятельных женских образов русской
живописи 18 века – портрет Лопухиной. Он поражает не только талантом и мастерством художника, но и красотой модели.
Слайд 19Меланхолическая поза юной Лопухиной, ее мимолетный взгляд, брошенный на симпатичного ей
человека. Сколько интереса и лукавства таит в себе этот взгляд! Бледные розы у левой руки, поле с золотыми колосками и синие васильки – все это создает у нас, зрителей, особое настроение мечтательности. Холодная гамма красок, неяркий, словно лунный свет, легкая воздушная дымка за спиной модели.
О чем она думает? О чем мечтает? Что ее ожидает в будущем? Полутона и воздушность создают своеобразную поэтическую атмосферу в картине.
Портрет М.И. Лопухиной
1797 г. ГТГ
Слайд 20 Портрет М.И. Лопухиной
1797 г. ГТГ
Судьба Марии Лопухиной была
печальной: она умерла от чахотки в 24 года.
Известный поэт 19 века Яков Полонский написал замечательные строчки об этом образе:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Слайд 21Раздел первый
Мастера
скульптурного портрета
Слайд 22
В начале XVIII века в России работали в основном иностранные скульпторы.
В их произведениях воплотились черты барочного парадного портрета, а также простота и ясность искусства классицизма.
Слайд 23Бартоломео Карло
Растрелли
(1675 – 1744 гг.)
Б. К. Растрелли –
выдающийся мастер монументально-декоративной скульптуры. Был приглашен в Россию из Франции в 1716 году на государственную службу для прославления «деяний Петра».
Самое замечательное в его творческом наследии – это парадные портреты коронованных особ, выполненные в стиле барокко.
Слайд 24Бронзовый бюст Петра I.
1723 -1730 гг. Государственный эрмитаж.
Шедевром Растрелли стал известный
прижизненный портрет Петра I — изображение личности государственного масштаба.
Слайд 25
Бронзовый бюст Петра I.
1723 -1730 гг. Государственный эрмитаж.
В портрете чувствуется незаурядность,
ум, темперамент Петра I;
при этом он наделен яркой индивидуальной характеристикой.
Портрет отличается строгой торжественностью, богатством пластической моделировки, он рассчитан на осмотр с разных точек зрения.
Слайд 26Этьен Морис
Фальконе
(1716– 1791 гг.)
Этье́нн Мори́с Фальконе́ — французский скульптор, в своих
произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I.
Слайд 27
Памятник Петру I
Санкт – Петербург, 1768-1778 гг.
В 1766—78 гг. Фальконе жил в
Санкт-Петербурге, работая над бронзовым памятником Петру I (установлен в 1782 г. на Сенатской площади, ныне – площадь Декабристов). «Медный всадник» стал главным творческим свершением мастера и символом Санкт-Петербурга.
Слайд 28В духе идей Просвещения император представлен не только как полководец, но
и как законодатель и реформатор страны. Отказавшись от давней традиции, идущей от статуи Марка Аврелия, скульптор изобразил Петра I не спокойно восседающим на коне, а властно останавливающим вздыбленного скакуна на краю обрыва.
Памятник Петру I
Санкт – Петербург, 1768-1778 гг.
Слайд 29Памятник Петру I
Санкт – Петербург, 1768-1778 гг.
Голова императора выполнена по модели
ученицы
скульптора М. Колло.
Слайд 30Памятник Петру I
Санкт – Петербург, 1768-1778 гг.
Постаментом для памятника послужила природная
скала («гром-камень»), обработанная в виде волны и зримо олицетворяющая образ усмирённой стихии.
Слайд 31Памятник Петру I
Санкт – Петербург, 1768-1778 гг.
Вздыбленный конь опирается лишь на
задние ноги; дополнительной третьей опорой для многотонной статуи служит змея, символизирующая попранные царём зависть и козни врагов, прикреплённая к хвосту коня.
Слайд 32
Памятник Петру I
Санкт – Петербург, 1768-1778 гг.
О мощный властелин
судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
7 августа 1782 года памятник Петру I был торжественно открыт на Сенатской площади.
С тех пор стал подлинным украшением города
на Неве, знаменитым «Медным всадником, воспетым А.С. Пушкиным:
Слайд 33Федот Иванович
Шубин
(1740 – 1805 гг.)
Шубин Федот Иванович – русский скульптор,
сын крестьянина. Как и Ломоносов, – выходец из Архангельской губернии. Уже взрослым человеком пришел с далекого севера в Петербург, поступил в художественную школу, а затем в Академию. В этом ему помог Ломоносов. Шубин на всю жизнь сохранил чувство признательности и любви к своему гениальному земляку.
Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Его работы относят к жанру классицизма.
Слайд 34Портрет М.В. Ломоносова
1792 г. ГРМ, Санкт-Петербург.
В этом портрете Шубин достигает большой
обобщенности, глубины, эмоциональности. Скульптурный портрет работы Шубина является лучшим портретом Ломоносова и отличается реалистичностью, многогранностью характеристики образа.
Слайд 35Портрет М.В. Ломоносова
1792 г. ГРМ, Санкт-Петербург.
Скульптор изобразил Ломоносова без парика, подчеркнув
огромный открытый лоб мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный; как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет полностью завладевший вниманием Ломоносова. На губах еле заметная улыбка. Нижняя губа чуть-чуть выступает вперед, что придает лицу волевое, энергичное и в то же время добродушное выражение.
Перед нами вдохновенный образ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. На нем простая рубашка с отложным воротником, невысокое жабо. На плечах драпировка, ниспадающая глубокой, резко очерченной складкой. Драпировка напоминает одежды великих деятелей античной древности.
Слайд 36Портрет Павла I
1800 г. ГТГ, Москва.
В этом произведении Ф. И. Шубин
сумел с удивительной глубиной раскрыть образ Павла I во всей его сложности и противоречивости: отталкивающие черты характера сочетаются с величественностью,
что отличало Павла I.
Слайд 37Композиция этого бюста строится по законам парадного репрезентативного портрета. Пропорции фигуры,
поза, черты лица воспроизведены буквально, с изумительно тонкой и богатой моделировкой форм и деталей.
Круглые навыкате глаза, короткий вздернутый нос, чуть выступающая вперед челюсть, выпяченная нижняя губа акцентируют внимание на том, как «замечательно нехорош» он был собой
Слайд 38Иван Петрович
Мартос
(1754 – 1835 гг.)
Иван Петрович Мартос –
гений русской мемориальной скульптуры,
выдающийся художник эпохи классицизма. Восхищенные его мастерством современники говорили, что своим дарованием он может холодному мрамору приказать «плакать».
Простота и лаконичность стиля, мастерская композиция в многосложных барельефах, правильность рисунка, выразительная лепка, искусная драпировка — таковы отличительные черты классицистического искусства Мартоса.
Слайд 39И. П. Мартос вошёл в историю как автор самого известного российского
монумента – памятника
Минину и Пожарскому.
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
1804 - 1818 гг. Москва
Выполненный в граните и бронзе, этот символ национального самосознания и единения уже почти двести лет украшает Красную площадь столицы.
Слайд 40Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
1804 - 1818 гг. Москва
С 1804
года Мартос начал работать над созданием для Москвы памятника Минина и Пожарскому.
Мартос показал Минина как представителя народа, который горячо убеждает князя Пожарского выступить на освобождение Москвы.
Хотя внешне Минин и Пожарский в изображении Мартоса были похожи на античных героев, в их характеристике скульптор подчеркнул типические черты русских людей.
Слайд 41Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
1804 - 1818 гг. Москва
Памятник установили
против Кремля, несколько ближе ко вновь отстроенным после пожара Москвы Торговым рядам. Торжественное открытие его состоялось 20 февраля 1818 года.
Высокая национально-патриотическая идея памятника как нельзя более отвечала чувствам русского народа, сокрушившего войска Наполеона.
Этому произведению Мартоса суждено было стать одним из общепризнанных шедевров русского монументального искусства. В настоящее время памятник Минину и Пожарскому передвинут на новое место и стоит на Красной площади у храма Василия Блаженного.
Слайд 42Презентацию подготовила
учитель музыкального искусства и МХК
МКОУ СОШ №1 с. Эльхотово РСО-Алания
Улубиева
О.Г.