Слайд 1Евангельские сюжеты о милосердии
в изобразительном искусстве
Слайд 2ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ
Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что
мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?»
В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
(Евангелие от Луки 10: 25–37)
Слайд 3…Самарянин же некто , проезжая, нашел его,
и увидев его, сжалился,
и, подойдя,
перевязал ему раны
Якопо Бассано. Добрый самаритянин.
1592 г.
Национальная галерея, Лондон
Якопо Бассано (ок. 1510 – 1592) – итальян-
ский художник, представитель венецианской школы. Родился и умер в городе Бассано-дель-Граппа, недалеко от Венеции.
Якопо Бассано, сын художника, приобщил и
своих 4-х сыновей к живописи, в основном на религиозную тему. Наиболее известные работы: «Тайная вечеря», «Благовестие пастухам», «Христос в Эммаусе», «Поклонение пастухов»,
«Крещение Святой Луциллы», «Отдых на пути в Египет» – хранятся в музеях Рима, Парижа, Лондона. В собрании Эрмитажа находится картина Якопо Бассано «Снятие с креста».
Слайд 4В. К. Сазонов.
Притча о милосердном самарянине.
1843–1854 гг.
Храм-музей «Исаакиевский собор»
Василий Кондратьевич
Сазонов
(1789–17.05.1870) родился крепостным
графа Н. П. Румянцева, который, заметив в нём способность и любовь
к живописи, определил его за свой счёт в ученики Академии художеств, где Сазонов показал столь выдающиеся успехи, что граф Румянцев дал
художнику вольную и средства на поездку в Италию. В. К. Сазонов –исторический живописец, расписывал иконостасы Санкт-Петербург-
ских храмов, например, Казанского собора.
Слайд 5…Возливая масло и вино…
Ян Вейнантс.
Милосердие самарянина. Ок. 1660 – 1675 г.
Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Вейнантс Ян (1635–1684) Известный голландский пейзажист эпохи рас-
цвета национальной школы живописи. Родился в г. Гарлем, Нидерланды.
Работал в Гарлеме, Роттердаме и Амстердаме. Признанный мастер пейзажа. Работы находятся во многих музеях мира, в том числе в Государственном Эрмитаже, и многочисленных частных собраниях.
Слайд 6В. И. Суриков.
Милосердный самарянин. 1874 г.
Красноярск. Художественный музей имени В. И.
Сурикова
Слайд 7Василий Иванович Суриков (1848–1916) –
русский живописец, мастер масштабных исторических
полотен.
Родился
в Красноярске.
Во время обучения в санкт-петербургской
Академии художеств был удостоен 4-х серебряных
медалей за свои студенческие работы. Большое внимание уделял
композиции, за что получил от студентов шутливое прозвище
«Композитор». Работал над фресками для храма Христа Спасителя.
Самые известные картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» – хранятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее и в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее. Скончался Василий Суриков в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Имя В. И. Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
Слайд 8Гюстав Доре.
Милосердный Самарянин. 1866 г.
…и посадив на своего осла…
Гюстав Доре (1832–1883)
– французский
гравер, иллюстратор, живописец родился в
Страсбурге в семье строителя мостов. Дар
рисовальщика открылся у Доре в раннем
детстве, но художественного образования он не получил. Наиболее известным изданием, иллюстрированным Гюставом Доре, стала Библия, русский перевод которой был издан в 1888 году в 3-х томах. Трехтомник содержал 230 гравюр художника. Широкую популярность принесли Г. Доре иллюстрации к
сказкам Ш. Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, «Божественной комедии» Данте.
Слайд 9…привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой
день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Милосердный самаритянин. 1633 г.
Лондон. Собрание Уоллеса
Слайд 10Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606–1669)
– великий голландский живописец,
крупнейший представитель золотого
века
голландской живописи. Родился в Лейдене
в семье состоятельного владельца мельни-
цы, сохранившей верность католическому
вероисповеданию даже после Нидерланд-
ской революции. Рембрандт был отдан
обучаться живописи с 13 лет. К 30 годам
Рембрандт снискал славу и большое коли-
чество состоятельных почитателей. Рем-
брандт работал в разных жанрах, часто
обращался к библейским сюжетам: «Пир
Валтасара», «Жертвоприношение Ав-
раама», «Святое семейство», «Поклонение
пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Христос перед Пилатом» и поздние
работы: «Возвращение блудного сына», «Отречение апостола Петра». Ми-
ровое признание работы Рембрандта получили лишь в XIX веке. Большая
коллекция картин Рембрандта находится в Государственном Эрмитаже.
Слайд 11Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называл притчу назиданием о милосердном самарянине, у которого
закон любви был написан в сердце и для которого ближним оказался не ближний
по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его
помощи и любви…
Слайд 12ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА
…Утром опять пришел в храм, и весь народ шел
к Нему. Он сел
и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину,
взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему:
Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в за-
коне заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к об-
винению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом
на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали
спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без
греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низ-
ко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы
совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до
последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, ска-
зал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю
тебя; иди и впредь не греши.
(Евангелие от Иоанна 8: 2–11)
Слайд 13В. Д. Поленов.
Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1888
г.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Слайд 14Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927)
– русский художник, мастер исторической, жанровой,
пейзажной
живописи, педагог, народный художник РСФСР.
Родился в Петербурге в многодетной дворянской семье.
В детстве обучался рисунку и живописи у педагогов
Академии художеств. Начал обучение на физико-
математическом факультете Петербургского университета,
посещая одновременно Академию художеств в качестве
вольнослушателя. Затем продолжил обучение на
юридическом факультете. За работу «Христос воскрешает
дочь Иаира» Поленов получает большую золотую медаль.
Четыре года продолжает работу за границей. В 1876 г.
отправляется на русско-турецкую войну, где состоял
официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича. С 1882 по 1895 г. преподаватель в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на творчество Поленова оказали две поездки на Ближний Восток по библейским местам, с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую он завершил в 1909 г.
Слайд 15Никола Пуссен.
Христос и неверная жена. 1653 г.
Лувр
Слайд 16Никола Пуссен (1594–1665) – французский художник, стоявший у истоков классицизма в
живописи. Учился живописи на родине в Нормандии, продолжил
обучение в Париже. Долгое время жил и работал в Риме. Никола Пуссен увлечен
литературными, мифологическими и религиозными темами для своих картин.
Одно из самых сильных произведений художника, хранящееся в собрании Эр-
митажа, «Снятие с креста». Известны его работы на библейские темы: «Суд
Соломона», «Экстаз святого Павла», цикл картин «Семь таинств», в котором Пус-
сен раскрывает глубокое философское значение христианского вероучения. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести, христианской жертвенности.
Слайд 17Мы видим, что грешница изображена в покаянном поклоне, с немой просьбой
к людям о помиловании. Надо вспомнить толкования святых отцов о том, что когда первосвященники привели грешницу к Иисусу с вопросом как с ней поступить, то Христос перстом стал что-то писать на песке (Ин. 8. 6).
Святые отцы говорят нам, что Христос молча писал грехи этих “судей”, поэтому и сказал: “Кто из вас без греха, тот первый пусть бросит камень”.
Этим Господь хотел показать, что милосердие начинается с сознания своих грехов. Ведь только тот, кто помнит о своей немощности, может проявить понимание и милосердие к другим. И человек, по отношению к которому делают добро е дело, может изменяться в лучшую сторону, только когда к нему проявляют милосердие с любовью. Именно любовь обязывает этого человека взглянуть на себя изнутри, увидеть свои
грехи, принести в них покаяние.
А это значит, что он тут же захочет отблагодарить Бога за дарованное прощение, также проявив к кому-то милосердие. Счастливый “замкнутый круг!”
Слайд 18ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
…У некоторого человека было два сына; и сказал
младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану,
пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Евангелие от Луки 15: 11–32)
Слайд 19Рембрандт Харменс ван Рейн.
Возвращение блудного сына.
Ок. 1666 – 1669 г.
Россия.
Эрмитаж
Слайд 20И. П. Чернов.
Возвращение блудного сына. 1795 г.
Государственный Русский Музей.
Санкт-Петербург
Иван Потапович
Чернов (1768–1817) – русский живописец, академик исторической живописи. Получил образование в Императорской Академии художеств. Известен своими работами для Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Работы Чернова находятся в Третьяковской галерее («Самсон») и в Русском музее («Возвращение блудного сына»). Скончался в Санкт-Петербурге.
Слайд 21Н. Д. Лосев. Блудный сын. 1882 г.
Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Минск
Николай Дмитриевич Лосев (1855–1918?) – русский живописец, академик, в семье священника. Неоднократно был награжден медалями Академии художеств.
В 1874 году он окончил Ливенское духовное училище. В 1876 году поступил в Академию художеств. В 1886 году он уехал на три года в
Италию в творческую командировку. После этого Николай Дмитриевич
становится наставником Императрицы Марии Федоровны Романовой,
которая занималась живописью и внесла большой вклад в развитие
благотворительности в России.
Точные дата и место смерти художника неизвестны.
Слайд 22Поль Гюстав Доре.
Встреча блудного сына с отцом. 1864–1866 гг.
Слайд 23…а отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его…
Бартоломе
Эстебан Мурильо.
Возвращение блудного сына. 1667–1670 гг.
Национальная галерея искусств. Вашингтон
Слайд 24Мурильо Бартоломе Эстебан
(1618–1682) – выдающийся испанский
живописец, большой мастер религиозной и
жанровой живописи. Его творчество стало блистательным завершением «золотого века» испанской живописи. В 1660 г. создает
Академию художеств в Севилье и становится ее первым президентом.
За любовь к изображению Божией Матери на своих полотнах Мурильо получает прозвище «художник Мадонн».
Слайд 25На блудного сына похож любой человек, который душой своей удаляется от
Бога и предается своевольной грешной жизни; своей грешной жизнью он губит свою душу, жизнь, здоровье, способности, которые получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Отцу Небесному искреннее покаяние, со смирением, с надеждой на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется и прощает ему все беззакония, какими бы они великими не были, и возвращает ему милости и дары. Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться раскаянию грешников, не завидовать Божьей любви к ним и не считать себя достойным Божьих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни».
Закон Божий Серафима Слободского.
Слайд 26Притча о богаче и Лазаре
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру
и виссон
и каждый день пиршествовал блистательно. Был также не-
который нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в
струпьях. <…> Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно
Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в
муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на
лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо
мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в
воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но
Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое
в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а
ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утвержде-
на великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не
могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так
прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять
братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли
в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и
пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме,
но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам]
сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто
и из мёртвых воскрес, не поверят.
(Евангелие от Луки 16: 19–31)
Слайд 27В. И. Суриков. Богач и Лазарь. 1873 г
В. И. Суриков. Богач
и Лазарь. 1873 г
Слайд 28Невозможно представить, что испытывает человек, оставшийся в силу обстоятельств на улице,
ведь я никогда не оставался на улице ночью, на морозе или под дождем, я не представляю, что значит не иметь кров и пищу. Раньше я считал, что у храма сидят обыкновенные тунеядцы, нежелающие работать. Теперь я знаю, что есть среди них и обманутые люди, которые стали такими в силу каких-то жизненных ситуаций. И если мы боимся, что деньги, которые мы дадим им они употребят во
вред, то можем им помочь многим другим: накормить, одеть, помолиться за них – это тоже помощь, порой это тоже помощь, порой требующаяся им более, чем деньги.
“Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь” (Пс. 40: 1). …Худший грех евангельского богача – это даже не бездумный его разгул, а равнодушие к страданиям ближнего. Но если мы забудем о «Лазарях», отвернемся,
не желая омрачать свою радость мыслями о чужой бед е, на нас сбудется грозное
предр ечение Господне: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете
(Лк. 6: 25).
(Никита Тепликов. 8 класс,
Липецкая область)
Слайд 29Воскрешение дочери Иаира
Однажды на берегу Галилейского моря Иисус учил народ, собравшийся
к Нему из разных мест. К Нему подошел один из начальников синагоги, по имени Иаир. Он упал к ногам
Иисуса и стал горячо просить Его, говоря: «Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Иисус пошел с ним. За Ним неотступно следовало множество народа, тесня Его со всех сторон. Тут одна женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, много лечившаяся у врачей, но не получившая исцеления, услышала об Иисусе. Она пробралась сквозь толпу, подошла сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к Его одежде. Женщина думала, что: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И тотчас она почувствовала, что исцелилась от болезни. В то же время Иисус ощутил, что из Него вышла сила. Он спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Ученики, не поняв, почему Он спрашивает об этом, сказали, что это народ со всех сторон теснит Его. Но Иисус смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина, зная, что с ней произошло, в трепете и страхе подошла, упала перед Ним и сказала Ему все как было. Он же сказал ей: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Когда Он еще говорил это, пришли к начальнику синагоги его люди и сказали: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «Не бойся, только веруй». Придя в его дом, Он увидел смятение, громко плачущих и вопиющих
родных. Иисус сказал им: «Что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит». И смеялись над Ним. Но Иисус взял Петра, Иакова, Иоанна и родителей умершей девочки и вошел в комнату, где она лежала. Он подошел к ней, взял ее за руку и сказал: «Девица, тебе говорю: встань!» Девочка тотчас встала и начала ходить. Видевшие это чудо пришли в великое изумление». (Евангелие от Марка 5: 21–42)
Слайд 30В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г
Слайд 31И. Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.
Слайд 32Илья Ефимович Репин (1844–1930) – выдающийся русский
живописец, мастер портрета, исторических
и бытовых
сцен, преподаватель, академик Императорской
Академии художеств. Родился Репин в маленьком
городке Чугуеве на Украине, в семье военного
поселенца. В 13 лет поступил в обучение к иконописцу,
став членом иконописной артели.
В 19 лет Репин едет в Петербург, где поступает в
Академию художеств.
Илья Ефимович Репин (1844–1930)
Мировую известность Репину принесла картина «Бурлаки на Волге».
Картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» приобрел царь Александр III.
Наследие Ильи Репина столь велико, что имеет смысл упомянуть о работах, связанных с библейской тематикой, это «Иов и его друзья», «Избиение первенцев египетских», «Моление о Чаше», «Голгофа», «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима», «Благословение детей».
Последние 30 лет своей жизни провел в поселке Куоккала в Финляндии в усадьбе «Пенаты». Сейчас поселок Репино – пригород Санкт-Петербурга. В честь И. Е. Репина назван Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры.
Слайд 33Каждый человек должен надеяться на милосердие Божие и верить в Его
любовь. «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (от Матфея, гл. 7: 7). Настоящий христианин должен всегда проявлять милосердие к ближнему и молиться за него. Хочется привести в пример дочерей царя Николая II. Несмотря на то, что они были великими княжнами, они с большой охотой и любовью ухаживали за ранеными во время Первой мировой войны. Они делали это потому, что жили по Божиим заповедям и всегда помогали ближнему. И раненого солдата они так же считали своим ближним.
(Иван Фомин. Воскресная школа при соборе св. Прокопия,
Вологодская область)
Слайд 34
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария
и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. <…> Говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня во гробе. Вифа-
ния же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскрес-
нет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. <…>
Воскрешение праведного Лазаря
Слайд 35Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала
к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите
камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком.
Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
(Евангелие от Иоанна 11: 1–45)
Слайд 36Рембрандт Харменс ван Рейн.
Воскрешение Лазаря. Ок. 1630 г.
Слайд 37Себастьяно дель Пьомбо.
Воскрешение Лазаря, 1519 г.
Слайд 38Себастьяно дель Пьомбо (Себастьяно Лучиани), (1485?–1547) – итальянский
живописец, представитель венециан-
ской школы.
Работая в Риме знакомит-
ся с великим Рафаэлем, что оказало
несомненное влияние на творческую
манеру художника. Его кисти принад-
лежат портреты великих современ-
ников – Христофора Колумба, Папы
Климента VII.
В собрании Государственного Эрмита-
жа в Санкт-Петербурге хранится полот-
но Себастьяно дель Пьомбо «Несение
Креста».
Себастьяно дель Пьомбо
Слайд 39Милосердие – это божественное снисхождение и абсолютная благодарственная милость к человеку.
Милосердие предоставляет возможность приблизиться к пониманию церковных заповедей, дает силы, их хватает даже для прощения врагов. Чтобы развить в себе милосердие, нужно проявлять чуткость и внимательность к окружающему миру. Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным. Чтение религиозной литературы учит милосердию, практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, человек также учится милосердию.
(Нонна Гасымова. 8 класс,
г. Глазов, Удмуртская республика)
Слайд 40Исцеление слепорожденного
И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики
Его спросили у
Него: Равви! кто согрешил, он или родители его,
что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни ро-
дители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день;
приходит ночь, когда никто не может делать. <…>
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидя-
щие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказа-
ли Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были
слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что
видите, то грех остается на вас.
(Евангелие от Иоанна 9: 1–4, 39–41)
Слайд 41В. И. Суриков. Исцеление слепого Христом. 1888 г.
Церковно-Археологический кабинет. Московская Духовная
Академия
Слайд 42Исцеление слепого Вартимея
Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона
с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни]. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! Помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! Чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
(Евангелие от Марка 10: 46–52)
Слайд 43Карл Генрих Блох.
Христос исцеляет слепого Вартимея. XIX в.
Слайд 44Карл Генрих Блох
(1834–1890) –
датский художник ро-
дился в Копенгагене, учился
в
Королевской датской Акаде-
мии искусств. Первые опыты
в живописи – пасторальные
пейзажи и мифологические
сюжеты. Из вестные работы:
«Нагорная проповедь», ро-
спись церемониального зала
Копенгагенского университе-
та, роспись часовни в Фреде-
риксборге.
С 1865 по 1879 г. художник вы-
полнил 23 картины с изобра-
жением сцен из жизни Христа,
они до сих пор хранятся во
дворце Фредериксборг. Также
Блох расписал 8 алтарей для
часовен
Слайд 45Задания для самоконтроля
Проверьте себя. Хорошо ли вы запомнили сюжеты Евангелия?
1. Сопоставьте
сюжет и персонаж:
Слайд 462. Кто произнес эти слова:
«Моисей в законе заповедал нам побивать таких
камнями»
А) Грешница
Б) Фарисеи
В) Хозяин гостиницы
3. Кто произнес эти слова:
«… я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин
называться сыном твоим»
А) Милосердный самарянин
Б) Богач
В) Блудный сын
4. Кто произнес эти слова:
«… если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из
мертвых воскрес, не поверят»
А) Лазарь
Б) Авраам
В) Христос
Слайд 475. Кто из этих людей был воскрешен:
А) Праведный Лазарь
Б) Вартимей
В) Иаир
6.
Из какого сюжета взяты эти слова, кто и кому их говорит:
«…не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»
А) Исцеление слепорожденного, Христос – слепому
Б) Воскрешение Лазаря, Христос – Марфе
В) Воскрешение дочери Иаира, Христос – Иаиру
7. Кто из художников первоначально был крепостным, а впо-
следствии получил вольную:
А) Суриков В. И.
Б) Поленов В. Д.
В) Сазонов В. К.
Слайд 488. Назовите имя художника, не получившего профессионально-
го художественного образования:
А) Рембрандт Харменс
ван Рейн
Б) Карл Генрих Блох
В) Поль Гюстав Доре
9. Соотнесите портрет художника с его именем
1. Василий Дмитриевич Поленов
2. Василий Иванович Суриков
3. Илья Ефимович Репин
Слайд 4910. Назовите имя художника, в честь которого назван художественный институт в
Москве:
А) Репин И. Е.
Б) Рембрандт Харменс ван Рейн
В) Суриков В. И.
Слайд 50Ключи к заданиям
Вопрос 1: А – 5, Б – 4, В
– 3, Г – 2, Д – 1.
Вопрос 2: А.
Вопрос 3: В.
Вопрос 4: Б.
Вопрос 5: А.
Вопрос 6: Б.
Вопрос 7: В.
Вопрос 8: В.
Вопрос 9: А – 2, Б – 1,В – 3.
Вопрос 10: В.