Слайд 1Исаак Ильич Левитан
18.08.1860 – 22.07.1900
Слайд 2"Самый простой, бесхитростный мотив
достоин изображения,
может вырасти до
большого поэтического произведения,
если художник
полюбит его
и сердечно расскажет о нём".
Слайд 4Первые годы Левитана прошли у западной границы России. Он родился в
бедной еврейской семье в местечке Кибарты Ковенской губернии. Дед был раввином, отец занимал должность железнодорожного служащего.
В начале 1870 годов семья перебралась в Москву, и в 1873 году Левитан, получивший домашнее образование, вслед за старшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Ранняя смерть родителей до крайности осложнила его жизнь, но талант и упорное желание стать художником помогали преодолеть почти нищенское существование. Некоторую помощь своему ученику оказывало и училище.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Слайд 5Пройдя основные ступени обучения, Левитан начал заниматься в пейзажном классе Саврасова.
Пожалуй, эти уроки были самыми важными для будущего пейзажиста. Саврасов оказал большое влияние на Левитана – он научил любить и понимать родную природу.
После ухода Саврасова из училища Левитан охладевает к занятиям и, получив диплом учителя рисования, также покидает училище. К этому времени он уже достаточно известен: его картины постоянно приобретает для своей галереи П.М. Третьяков.
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 7С 1877 молодой художник постоянно участвует в выставках. Уже в это
время в его картинах заметно то живописное качество, позже названное «результат собирательного творчества».
При этом каждое обращение к творчеству того или иного автора сопровождалось заимствованием его мотивов.
В 1879 году Левитан был выселен из столицы в Салтыковку по царскому указу. Он старается не встречаться с местными обитателями и подолгу рисует на озере. Тонкая наблюдательность художника, всегда стремившегося лучше узнать природу, выразилась в его полных солнечного света полотнах.
«Осенний день в Сокольниках»
Слайд 8Уже в ранних ученических работах Левитан поражал тонкостью восприятия природы, редким
даром передачи чувств и красок. Он видел и улавливал прекрасное в жизни природы даже там, где другой не нашёл бы ничего интересного. Его пейзажи просты и правдивы.
Выражая своё ощущение природы, художник всегда искал наиболее верные приёмы живописи и цветовые решения, отвечающие более всего эмоциональному строю художественного образа. В первых творческих опытах Левитан близок к живописи Саврасова и других художников-передвижников.
Изображения покосившихся бедных крестьянских домиков, унылого осеннего пейзажа полны чувства грусти и сочувствия к человеку.
«Мостик. Савинская слобода»
Слайд 9А.К. Саврасов
«Грачи прилетели»
И.И. Левитан
«Весна. Большая вода»
Слайд 10Создавая картины, он никогда не стремился к изображению внешне красивых и
эффектных ландшафтов. Напротив, на его полотнах та природа, какой она предстаёт перед глазами человека-труженника, какой она воспевается в русских песнях. Его пейзажи неотделимы от жизни людей.
Особенно выразительны в этом плане волжские пейзажи. Левитан неоднократно бывал на Волге, восхищался ею, и эти впечатления легли в основу лучших его работ. Несмотря на отсутствие людей, их незримое присутствие чувствуется в каждом полотне художника.
«После дождя. Плёс»
«Свежий ветер. Волга»
Слайд 11Левитан подолгу вынашивал и обдумывал свои картины, стремясь к созданию значительных,
обобщающих образов русской природы. Относясь к себе с огромной требовательностью, он нередко годами дорабатывал пейзажи, но никогда не терял свежести и непосредственности изображения.
Постоянное изучение русских мастеров живописи, поездки за границу, знакомство с работами Камиля Коро – помогало совершенствоваться яркой художественной индивидуальности Левитана.
Жан-Батист Камиль Коро. «Лес Фонтенбло»
Слайд 12С начала 1890 годов начинается наиболее яркий период в искусстве Левитана,
это самое лучшее и плодотворное десятилетие художника.
Весной 1889 года Левитан пишет много этюдов. Его кисть становится всё более разнообразна, динамична. Живопись становится шире, энергичнее, полнее передаёт творческое мироощущение художника, палитра богата и разнообразна. В зависимости от характера создаваемого художественного образа Левитан находит всё новые живописные средства.
Одна за другой следуют его знаменитые картины – «Вечерний звон», «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем». В них проступает зрелый художник, художник-мыслитель. Левитан старается каждым своим произведением сказать новое, важное. Это поиски значительного образа родной природы освещают весь его творческий путь.
Для этого периода решающее значение имела поездка в Париж в 1889 году на Всемирную выставку шедевров французской живописи.
Только за этот год созданы «Берёзовая роща», «После дождя. Плес», «Заросший пруд», «Вечер. Золотой плес». В этих работах художнику удалось с изумительной простотой передать тонкость своего зрительного восприятия, близкого к импрессионистическому.
Слайд 13 «У омута»
«Вечер. Золотой Плёс»
«Над вечным покоем»
Слайд 14Но в первую очередь он направлял свои усилия не на изысканность
и тонкость цветовых эффектов, а на создание «души» картины. Законченность картины для Левитана выражалась в способности живописи вызывать эмоциональный настрой зрителя, желание переживать состояния природы.
«Березовая роща»
Слайд 15Поездки за границу и знакомство с достижениями зарубежных художников, увлечение старыми
русскими мастерами стенописи, их цветовыми решениями толкают Левитана на новые живописные поиски.
Живопись становится более оптимистична по восприятию жизни, мажорна, красочна, внутренне динамична.
Со временем работы данного периода превратились в некий стереотип изображения подобных сюжетов, которым другие художники пользовались не одно десятилетие.
Имя Левитана стали связывать с определёнными мотивами природы, сначала появилось определение близкого друга Чехова, а вскоре устойчивое понятие – «левитановский пейзаж».
Антон Павлович Чехов
Слайд 16Левитан находил единомышленников среди лучших представителей русской интеллигенции, черпал силы и
вдохновение в природе. Периоды душевного кризиса и неудовлетворённости сменялись периодами творчества.
Тяжело переживается Левитаном душная атмосфера общественной жизни царской России. Наиболее полно эти настроения чувствуются в картине «Владимирка» – настоящей поэме о народной судьбе и скорби.
Слайд 17Левитан наделяет природу человеческими чувствами. В его картинах обычно отсутствует изображение
человека, но почти всегда есть напоминание о нём – это характерно для пейзажей художника. Церкви, мостики, избы, дороги – постоянно появляются в полотнах, даже если отсутствовали в натуре.
Это особенность в некоторых картинах приобрела философский смысл. Во «Владимирке» он заключается в сопоставлении изображения и названия. Типичный русский ландшафт усилен по сравнению с этюдом.
Художник выводит причину эмоционального переживания за изображение – зритель сначала восхищается пейзажем, а потом видит название картины и понимает её смысл.
Слайд 18В 1897 году к Левитану приходит европейская слава: он избран членом
мюнхенского «Сецессиона», на следующий год становится академиком живописи, его пригласили руководить пейзажным классом в училище.
Участие в выставке, организованной журналом «Мир искусства» (1899), произвело на художника глубокое впечатление: он увидел свои работы рядом с самыми лучшими образцами западноевропейской живописи.
Обложка журнала «Мир искусства»
Слайд 19В конце жизни Левитан обращается в основном к теме русской деревни:
поле, лес, гумно, околица деревни. Своей лаконичностью, благородством, красотой эти работы близки творчеству Чехова. Последние произведения художника отличают удивительная музыкальность и цельность.
«Самый простой, бесхитростный мотив достоин изображения, может вырасти до большого поэтического произведения, если художник полюбит его и сердечно о нём расскажет», – утверждал Левитан.
«Летний вечер»
«Март»
Слайд 20Редкая поэтичность восприятия и цельность настроения отличают все пейзажи художника, в
которых тонко подмеченное состояние природы всегда волнует своей красотой и неповторимостью. Левитан любил жизнь и верил в лучшее будущее – вот почему его правдивые поэтические полотна так волнуют, близки и дороги.
Тяжёлое заболевание сердца до крайности обострило нервное состояние последних лет жизни художника.
"Дайте мне только выздороветь,
и я совсем иначе буду писать.
Теперь, когда я так много выстрадал,
теперь я знаю, как писать".
Слайд 22«Берёзовая роща» – это самая “импрессионистская” картина Левитана, Она была начата
художником в 1885 году в Бабкине, а закончена в 1889 году в Плёсе на Волге.
В этом полотне в полном объеме нашло свое отражение великое умение Левитана вложить в простой природный пейзаж богатейшую гамму человеческих чувств и переживаний.
Импрессионистична композиция полотна, будто уводящая нас вглубь рощи, и динамика изображения, и «техническое решение», и манера письма. С помощью богатой палитры цветов, наложения пятен света и тени Левитан добивается совершенства в передаче световоздушной среды. Картина словно пронизана солнцем, она как будто излучает волшебный изумрудный свет.
Художник даёт зрителю возможность почувствовать свежесть травы и листвы, тепло пронизанных солнцем стволов, прохладу тени...
Слайд 23В этом изображении березовой рощи с будто движущимися по светлой траве
тенями от колышущейся листвы деревьев Левитан снова строит картину на движении, на игре освещения. Картина построена на игре света и тени на берёзовых стволах, а также на свежей зелёной траве и листве деревьев.
Это достигается с использованием широкой гаммы оттенков зелёного цвета, а также выразительных возможностей фактуры так, что создаётся впечатление сияния и излучения оптимистической энергии. Изображая солнечные блики на деревьях, переходы и вибрацию цвета, художник отчасти использует приёмы импрессионистской живописи.
Слайд 24Игра света, это движение теней служат основой и средством выражения «настроения».
Пятна света и тени зовут зрителя углубиться в изображение, где теряется ясность очертаний предметов и березовая роща сливается в общих зеленых пятнах. Игра света на стволах берез делает их не только трепетными и живыми, но словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветность, которой передается игра света и теней на стволах. Мы видим здесь наряду с белыми, пастозно положенными пятнами более мелкие розовые, коричневые и дополнительные к ним голубовато-зеленые цвета. Они находят себе поддержку в изображении мелких лиловых цветочков и желтых бликов света в траве и наверху в листве.
Слайд 25Тени трактуются то как голубоватые, то как жемчужные. В пронизанной солнцем,
сияющей, словно излучающей изумрудный свет картине «Березовая роща» цветовая передача отношений светлого и темного приобрела замечательную чистоту и непосредственность. От картины словно веет свежестью и запахами летнего солнечного дня в лесу.
Слайд 27Еще нигде Левитан не подходил так близко в своей живописи к
импрессионизму, подходил самостоятельно, не зная еще работ французских художников и не видя иных проявлений импрессионизма, кроме этюдов его сверстника и сотоварища К. Коровина.
В самом деле, импрессионистична сама композиция с ее срезом стволов берез и их верхушек краем картины, композиция, как бы сразу вводящая нас в глубь изображения, на эту траву под сень берез, погружающая нас в наполненный благоуханием нагретой солнцем зелени, пронизанный светом воздух. Импрессионистична и динамика изображения, проявляющаяся в кажущейся «случайности» выбора точки зрения и расположения стволов и в том легком ритме движения, которым проникнуто все в картине. Это – движение, не имеющее определенной направленности, а словно «порхающее».
Слайд 28«Улица Переяславля»
«Весна»
Озеро. Русь, 1898 – 1900
Слайд 30ЛИТЕРАТУРА:
Долгополов И. «Мастера и шедевры». – М.: «Изобразительное искусство», 1987
«Левитан: образ и цвет» /Вступительная статья Г. Друженкова. – М.: «Советский художник», 1968
Работу выполнила: Смирнова Александра,
ученица 11а класса гимназии №405
Преподаватель: Дудкина Наталия Всеволодовна
СПб, 2013