Слайд 1Периодизация этапов развития Античности:
1 – Крито-микенская культура
III – II тыс.до
н.э.
2 – Гомеровский период
XI – VII в.в. до н.э.
3 – Архаика VII - VI в.в. до н.э.
4 – Классическая Греция
V - IV в.в. до н.э.
5 – Эллинизм IV - I в.в. до н.э.
Слайд 4Самобытная культура, которую по названию моря именуют эгейской или по названию
главных центров - крито-микенской, сыграла в формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль.
Слайд 5Эгейская культура развивалась параллельно с культурами Др. Египта и Др. Междуречья
в III—II тысячелетиях до н. э. Она просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до н. э. пришедшие с севера греки.
Слайд 6Существовало три цивилизации, тесно между собой связанных, но в то же
время обладавших каждая своими особыми чертами:
-к северу от Крита- Киклады;
на Крите, по имени легендарного царя минойская;
- на материковой Греции, элладская, включающая цивилизацию микенскую.
Слайд 8 Искусство о. Крит и островов Кикладского архипелага (Парос,
Наксос, Сирос, Фера) периода 3 тыс. – середина 2 тыс. до н.э. принято называть минойским по имени мифического царя Миноса, сына бога Зевса и царевны Европы. Такое название ему дал английский археолог Артур Эванс, раскопавший Кносский дворец.
Слайд 9 О богатейшей культуре на Крите лишь догадывались, зная
греческие мифы о Тесее и Минотавре и высказывания Платона, Геродота. Но реальный смысл мифов и свидетельств древних авторов стал очевидным, когда археологи раскопали на Крите огромный дворец и нашли неповторимые по красоте и своеобразию памятники минойского искусства.
Слайд 10
Минойская архитектура
Любившие изящество и красоту минойцы достигли значительных успехов в различных видах искусства. Особого расцвета достигает архитектура, образцами которой являются четыре больших дворца: в Кноссе, Фесте, Закросе и Малии. Храмов, в привычном смысле слова, на Крите археологам обнаружить не удалось. Минойцы поклонялись своим богам в горных святилищах и специальных помещениях дворцов.
Слайд 11
Кносский дворец, о. Крит (реконструкция)
Большинство домов представляют собой многоэтажные строения,
крытые плоскими крышами. К специфическим особенностям относится обилие окон по фасаду. За отсутствием стекла отверстия окон закрывались цветной материей или прозрачной промасленной кожей.
Слайд 13Кносский дворец
царя Миноса
о. Крит
Это громадное для того времени сооружение
состоит из царских покоев и служебных помещений, кладовых и купален, коридоров и лестниц, которые хаотично группируются вокруг прямоугольного внутреннего двора. Их расположение делает понятным почему легенду о Минотавре, живущем в лабиринте, стали связывать с этой беспорядочно созданной постройкой. Минойцы не любили симметрии.
Кносс — древний город на острове Крит, расположен около современного Ираклиона, в 4 км от моря, в древности - с двумя гаванями.
Слайд 14Кносский дворец : легендарный лабиринт
Слайд 16 Материалы, используемые в строительстве вилл и дворцов, были
разнообразными и могли включать песчаник, гипс и известняк.
В критских дворцах было обилие коридоров, лестниц и световых шахт.
Слайд 17
Колонны наряду со столбами находили самое широкое применение. Стены сооружений снаружи и
внутри обычно украшали фресками.
Слайд 21 Внутри каждое жилое помещение было прекрасно в своей завершённости.
Слайд 23Животные и растения занимали значительное место в культуре минойцев. Во-первых, культ
божественного Быка, во-вторых, женское божество - Змеиная богиня, Древесная богиня и Владычица зверей. В минойском искусстве не было канонов, да и как они могли быть, если вокруг мир, в котором всё струится, течёт и изменяется день ото дня, год от года...
Слайд 25Канонов не было, однако каждую богиню изображали со своими спутниками: Древесную,
соответственно, с деревьями, Змеиную - со змеями, Владычицу зверей - со львами или грифонами. А ещё на фресках изображали травы, цветы, птиц, рыб и дельфинов.
Слайд 27По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно
новый мир, полный гармонии.
Минойское искусство – радостное и оживлённое, в нём нет статичности, линии струятся и извиваются, персонажи полны
жизни и движения.
Слайд 28Цветы заполняют пространство стен и керамики. Среди них бродят принцы, а
красивые девушки танцуют магические танцы. В зарослях цветов целуются ласточки. Мир эгейских фресок полон жизни и цветения. А иначе и не могло быть, ведь эта миролюбивая цивилизация радовалась жизни.
Слайд 29 Фреска «Акробаты» воспринимается как гимн красоте и ловкости
человека, торжествующего над грозной и могучей природой.
Слайд 30На фресках стройные юноши занимаются спортом, кулачным боем и прыжками через
быка. Жизнерадостные девушки со сложными прическами также изображены прыгающими через быка. Художники создают удивительный мир, наполненный движением и энергией.
Слайд 34Минойская скульптура
Скульптура значительно уступает живописи по уровню своего развития. На Крите
не представлены монументальная и станковая скульптура. Малая пластика существовала, в основном, в образах богинь и быков.
Голова быка. Ираклион, Греция
Очаровательная
богиня с поднятыми руками, в каждой из которых по змее, и обнаженной
грудью, одетая в
юбку с оборками,
возглавляла
На минойском Крите
местный пантеон.
Слайд 35Керамика
Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес
близ г. Феста, поэтому критский специфический стиль вазописи называют камарес. Внешний вид ваз мог быть различным: от маленьких чашек до гигантских кувшинов с удивительно тонкими стенками и восхитительными динамичными орнаментами
Слайд 36Керамика
Характерные изображения осьминогов или таинственные схематические спирали изысканно подчеркивают шаровидную
форму этих изделий.
Слайд 37Реализм, присущий фрескам, прослеживается и в современной им керамике. Мир природы
является не только источником орнаментальных мотивов: художники стремились передать его живое очарование.
Слайд 38Для местной керамики характерно огромное богатство орнаментальных мотивов и особая праздничная
торжественность. Наиболее распространены были амфоры и большие, высотой до 2 метров пифосы для хранения оливкового масла и вина.
Слайд 39 Изменчивость и Движение как основы художественного образа, стремление запечатлеть
мгновенность, ликующее восприятие мира, наслаждение жизнью, гармония существования прекрасного человека в мире прекрасной природы — вот то новое, что дало миру искусство Крита.
Слайд 40Золото Крита
Минойские пчёлки – символ Крита. Эта подвеска была найдена при
раскопках дворца в Кноссе. Две пчелы бережно несут каплю мёда.
Сокровища Аигины – это одна из наиболее значительных коллекций греческих ювелирных изделий Бронзового века Они были обнаружены на острове Аигина, но считается, что изготовили их мастера Минойского Крита. Сокровища хранились в одной из гробниц.
Слайд 41Золотые кубки из гробницы в Вафио. 16 в. до н.э.
Слайд 43Микенская архитектура
После извержения вулкана на о. Фера (ныне
Санторин, 2 тыс до н.э.), к власти на острове Крит приходят ахейцы - возникает микенская культура, куда входят Крит и материковая Греция.
Слайд 45 В отличие от критян, не опасавшихся вторжений,
ахейцы строили мощные оборонительные сооружения. Женственную, изысканную минойскую культуру сменила суровая и мужественная микенская цивилизация. Символами могущества местных царей стали огромные укрепления на возвышенных холмах, обнесенные прочными стенами. Конструкции этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Сами греки называли такие постройки циклопическими.
Слайд 46В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях, которые впоследствии
получили название "акрополь", т. е. "верхний город", всё было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отёсанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, а высота - до 18-20 м.
Микенский Акрополь
Источник: http://mir-grekov.ru/travel/place-11179/mikenskij-akropol.htm
Микенский Акрополь
Источник: http://mir-grekov.ru/travel/place-11179/mikenskij-akropol.htm
Слайд 47 В Микенском акрополе в отличие от Кносского
дворца-лабиринта, всё подчинено ясному порядку, симметрии. Акрополь замыкают мощные стены, вход же перекрыт тремя воротами.
Слайд 48Главной отличительной чертой Микенского Акрополя был оборонительный характер сооружений (особый проход
в крепость, высокие неприступные стены, малая доступность, скрытый запасной выход из дворца на случай осады).
Слайд 49 Вход в акрополь был возможен только по одному пути.
После первых узких ворот в толстой внешней стене нужно было пройти двое мощных ворот, которые состояли из монолитных устоев и огромной цельной каменной балки, утолщавшейся посередине. Центральные ворота крепости Микен, так называемые "Львиные ворота"
Слайд 53Интерьер микенских дворцов был типично критским: стены покрывали фрески, правда, художники
проявляли гораздо меньше воображения. Преобладали батальные и охотничьи сцены, жизнь царей и аристократии и почти ничего не сообщали о быте обычных людей.
Девушки на колеснице. Фреска. Тиринф, XVI в. до н.э.
Охота. Фреска. Тиринф.
Слайд 54Так, согласно мнению археологов, выглядел когда-то микенский Мегарон.
Слайд 56Известный титул "Златообильные" Микены получили не зря . В 1874-76 годах
Г. Шлиман, раскапывая т.н. могильный круг, обнаружил почти 14 килограммов золотых украшений. В самой Греции месторождений золота не было, поэтому, очевидно, золото доставлялось из Нубии через Египет, а также доставалось Микенам как военная добыча.
Слайд 58
Человек, вооруженный мечом, борется со львом. Перстень. 16 в. до н.э.
Сценка охоты: двое мужчин на колеснице преследуют убегающего оленя.
16 в. до н.э.
Слайд 59Брошь в виде осьминога.
Бронзовые мечи с украшенной золотом рукоятью
Слайд 60Артур Эванс
Английский археолог
Раскопки на острове Крит
Генрих Шлиман
Немецкий археолог
Раскопки в Микенах
Слайд 62Тест по изученном
1.Где возникла Крито-Микенская культура?
А) на островах Эгейского моря;
б) в долине реки Нил;
в) на Балканском полуострове.
2. Какой характер имело строительное искусство на Крите?
А) светский, дворцовый;
б) храмовый, религиозный;
в) крепостной, оборонительный.
Слайд 633. Основными мотивами эгейской вазописи являлись:
а) батальные сцены;
б) сцены
бытовой, придворной жизни;
в) растительный и животный мир, изображение морских существ.
4. Скульптура эгейского периода представлена:
а) «палеолитическими Венерами»;
б) статуэтками богинь со змеями;
в) статуэтками людей, совершающих обряд почитания божества.
Слайд 645. Одно из известных архитектурных сооружений Крито-Микенской культуры:
А) Львиные ворота;
б) ворота богини Иштар;
в) храм богини Хатшепсут.