Доктор искусствоведения Светлана Батырева
Слайд 2
Батырева С. Г. - доктор искусствоведения,
заведующая Музеем калмыцкой традиционной культуры
им. Зая-Пандиты КИГИ РАН,
профессор кафедры фольклора и социокультурной деятельности КалмГУ, член Союза художников России, председатель Калмыцкого отделения Ассоциации искусствоведов России, Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия.
Слайд 3
Светлана Гариевна родилась в г. Алма-Ата Казахской ССР в
семье известного художника Гарри Олеговича Рокчинского.
В 1961 году семья переехала в Калмыкию. Возвращение на свою Родину стало знаковым событием для всех калмыков, по жестокой воле судьбы, живших 13 лет в изгнании.
На знаменитой картине отца «Мать – земля родная» (1963) изображена прабабушка Светланы Гариевны, которую так любили в семье.
Слайд 4 Свое первое высшее образование Светлана Батырева получила в стенах
Калмыцкого государственного университета на химико – биологическом факультете. Но девушка росла в семье, где знали историю калмыцкого народа, его культуру
и поэтому вполне естественным было её решение о поступлении в институт живописи, скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина
.
По окончании института Светлана Гариевна поступает в аспирантуру Государственного института искусствознания г. Москва.
Слайд 5
Более 13 лет Светлана Гариевна работала в Калмыцкой государственной картинной галерее,
старшим научным сотрудником, зав. отделом, (1977-1990г.г.)
Слайд 6
В 1997 году Батырева С. Г. защищает кандидатскую диссертацию
В 2011 году
- докторскую диссертацию на по теме «Калмыцкое изобразительное искусство XIX - начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции»
Нынешняя деятельность Светланы Батыревой специализируется по многим вопросам художественной культуры, такими как:
народное декоративно-прикладное искусство Калмыкии 19-нач.20 вв.
изобразительное искусство буддизма Калмыкии 17 – начала 20 в
изобразительное искусство Калмыкии второй половины XX в.
теория и история искусства
Слайд 7
Здание КИГИ РАН, где ныне трудится С. Г. Батырева, находится в
г. Элиста на улице им. И.К. Илишкина
Слайд 8
Деятельность института началась 1 июня 1941 года,
на него возлагались задачи исследования проблем языка, истории и культуры калмыцкого народа и популяризации этих знаний среди широких масс населения.
Сегодня КИГИ РАН является крупным научным центром в деле изучения, воссоздания и сохранения историко-культурного наследия, лингвистических и этнических реалий, художественных ценностей и духовных традиций монгольских народов, одним из представителей которых являются российские калмыки.
Слайд 9Ныне в институте работает 64 человека, из них 53 научных сотрудника,
в том числе 9 докторов и 31 кандидатов наук. Здесь трудятся представители нескольких поколений исследователей, получивших академическую подготовку.
Слайд 10
Музей традиционной культуры имени Зая-Пандиты был открыт в Калмыцком институте гуманитарных
исследований РАН в 1999 г. Большая заслуга в этом Светланы Гариевны Батыревой. Музей можно назвать её детищем.
Открытие музея было приурочено к празднованию 350-летия национальной письменности и 400-летия ее основателя, религиозного и политического деятеля, просветителя Зая-Пандиты Намкайджамцо. Основная задача музея - сбор и хранение предметов традиционной культуры Калмыкии, изобразительного искусства, изучение и пропаганда наследия.
Слайд 11Музейный фонд составляет 1239 единиц хранения ОФ: предметы традиционного быта и
буддийского культа, произведения декоративно-прикладного, буддийского и современного изобразительного искусства, книжные издания, фотоматериал.
Слайд 13Смыслообразующий центр музея традиционной культуры им. Зая-Пандиты – модель жилища «ишкя
гер». Убранство калмыцкой кибитки являет собой материальную среду обитания калмыков в прошлом.
Слайд 14
План – схема постоянной тематической экспозиции музея" Калмыцкая традиционная культура в
историческом контексте этногенеза"
Слайд 15 30 сентября 2015 года группа учащихся Лаганской многопрофильной гимназии
побывала на экскурсии в КИГИ РАН. Очень много впечатлений было у ребят от посещения музея, общения со Светланой Гариевной и её студентами факультета фольклористики и социокультурной деятельности.
Слайд 16На протяжении всей своей жизни Светлана Гариевна проводит большую и кропотливую
работу по сохранению и популяризации художественного наследия своего отца Г. О. Рокчинского –народного художника РСФСР, заслуженного деятеля Калмыцкой АССР.
Слайд 17Доктор искусствоведения, Светлана Батырева, является автором многочисленных книг о традиционном искусстве калмыков, а
также изданий, посвящённых исследованию творчества народного художника РСФСР Гаря О. Рокчинского
Слайд 18
В книге рассматривается старокалмыцкое искусство XVII - начала XX века как
локальный вариант искусства северного буддизма. На основе анализа памятников изобразительного искусства, архивных материалов и данных научных исследований впервые осуществлен системный культурологический анализ старокалмыцкого искусства. Предпринята попытка реконструкции художественного мировидения калмыков, осуществлен анализ дальнейшего развития иконографического канона буддизма в традиционной культуре этноса.
Слайд 19
Светлана Батырева - очень публичный человек, она часто даёт интервью в
СМИ, участвует в проведении различных конференций, конкурсов, встреч Российского и Международного уровня.
Слайд 21Профессия искусствоведа отличается прежде всего своей гуманностью и благородством. Человек творческой
натуры, широкой души, Светлана Батырева всегда помогает людям быть лучше, светлее, озаряя жизнь искусством.Такова её работа, требующая не только настойчивости, но и душевной широты.
Слайд 22 «На каникулах с любимой бабушкой» - Светлана Гариевна с любимой
внучкой Анирой, студенткой Московской художествен. академии им. Строганова.
Семья Батыревых –небольшая, но дружная. Две дочери Светланы Гариевны пошли по стопам мамы: они высокообразованные специалисты в области языка и культуры, активно и плодотворно работают в КГУ.
Слайд 23
Главным делом своей жизни Светлана Батырева считает
создание Музея калмыцкой традиционной культуры в КИГИ РАН. Создание такого музея в нашей республике – явление уникальное. В 1943 году в период депортации калмыцкого народа наше культурное наследие понесло огромные утраты. Был нарушен процесс её исторической преемственности, связанной с передачей из поколения в поколение её традиционной основы. Это и определило основные задачи функционирования музея КИГИ РАН.
В нём ведётся большая планомерная научно-поисковая, собирательная и исследовательская работа.
Музей демонстрирует экспонаты, связанные с историей, культурой и этнографией калмыцкого народа.
В музее регулярно проводятся различные культурные мероприятия и выставки.
Музей является одной из основных баз культурного просвещения Республики Калмыкия в XXI веке.
Слайд 25
Литературные источники
Батырева С. Г. Изобразительное искусство Калмыкии ХХ века.
Элиста. 2014.
Батырева С. Г. Музей калмыцкой традиционной культуры. Монография.Элиста. 2015
Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста.1997.
Батырева С. Г. К проблеме музейного изучения буддийского искусства искусства Калмыкии. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2014.