Слайд 1Стили и направления зарубежного искусства XX века
Слайд 2Введение
На мой взгляд, картина стилей и направлений искусства второй
половины XX века крайне пестрая. Основные художественные направления в искусстве XX века принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчеркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений: кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм и др.
В этой работе я уделяю главное внимание разнообразию стилей и направлений в искусстве XX века. Для меня эта тема была интересна, прежде всего, необычностью и неповторимостью направлений в искусстве.
Новое искусство ХХ века или художественный авангард – это многообразие течений и направлений.
Слайд 3Фовизм
- первое течение авангарда. Отличительные особенности фовизма: использование ярких красочных сочетаний,
совершенно независимо от цветов реальных предметов, резкая деформация пропорций и форм реальных объектов; с помощью этих художественных приемов создавали картины, которые не напоминали реальные объекты, а создавали особый эмоциональный настрой именно своей необычностью, своей яркостью, красочностью. Наиболее известные представители фовизма - это А. Дерен, М. Вламинг, А. Марке, Ж. Руо, и самый знаменитый из представителей фовизма – Анри Матисс.
Слайд 4Анри Матисс(фр.Henri Matisse; 31 декабря 1869— 3 ноября 1954) — французский
художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Анри Матисс "Площадь в Сен-Тропе"1904
Музей искусств, Копенгаген
Слайд 5Анри Матисс "Окно" 1916, Институт искусства, Детройт
Анри Матисс «Красные рыбки»
Слайд 6Кубизм
Следующее по времени возникновения течение авангарда - кубизм. Это течение выдвинуло
на первый план формальные эксперименты -конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Геометрические формы призваны были обнажить некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы.
Кубизм подразделяют на две стадии:
Первая стадия кубизма (1907—1913) получила название «аналитической». В этот период изображения кубистов дробятся на мелкие плоскости, объемность вообще не принимается в расчет, а объем существует как бы параллельно плоскости изображения. В 1907 г.
С 1913 года начинается вторая стадия кубизма - «синтетическая», когда появляется большее внимание к цвету, преобладают натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п.
Наиболее распространенным жанром кубистической живописи был натюрморт, но кубистические произведения могли создаваться даже в жанре портрета.
Жорж Брак, один из основателей кубизма, стал дополнять свои картины различными вклейками из газет, объявлений. Этот прием получил название коллаж (от франц. слова «вклеивание»). Затем живописные полотна стали дополняться и другими материалами: кусочками стекла или дерева.
Самый известный представитель кубизма, Пабло Пикассо (1881-1973).
Слайд 7Картины Жоржа Брака
«Скрипка и кувшин»
«Женщина с гитарой»
Слайд 8Пабло Пикассо(25 октября 1881- 8 апреля 1973)- испанский художник, скульптор, график,
керамист и дизайнер.
Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком), в котором трёхплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей.
«Голубой» и «розовый» периоды в творчестве художника.
«Голубой период». В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток.
- «Розовый период». Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов.
Слайд 9Картины «голубого» периода в творчестве Пикассо
«Завтрак слепого», 1903
«Свидание(две сестры)», 1902
Слайд 10Картины «розового» периода в творчестве Пикассо
«Поль в костюме Арлекина», 1924
«Семейство комедиантов»,
1905
Слайд 11Пабло Пикассо «Три женщины», 1908
Пикассо «Портрет Амбруаза», 1910
Слайд 12Экспрессионизм- направление художественного авангарда, получившее широкое распространение в начале XX века.
Распространенным приемом в живописи экспрессионизма было использование деформаций в изображении человеческого тела. Деформация в данном случае символизировала придавленность человека обществом, социальными противоречиями, которые разрывают человека на части.
Норвежский художник Э. Мунк, считавшийся предшественником экспрессионизма, в своей картине «Крик»(1893), изобразил кричащего в ужасе человека.
Слайд 13
Русский авангард
Ведущим центром художественного авангарда в 1910-1920 годах XX века становится
Россия. Это обстоятельство и получило свое выражение в понятии "русский авангард". Русский авангард представлен творчеством многих художников, работавших в самых различных видах искусства, создававших различные направления авангарда.
Мировое значение русского авангарда связывают с абстракционизмом, вероятно, наиболее известным и значительным (наряду с сюрреализмом) течением модернизма. Вместо понятия абстракционизм иногда используют такие понятия как абстрактное искусство, беспредметное искусство, нефигуративное искусство.
Наиболее знаменитые представители абстракционизма –
К. Малевич, В. Кандинский, П. Мондриан, П. Клее.
Слайд 14Абстракционизм Кандинского и
супрематизм Малевича
Малевич называл свой творческий метод супрематизмом (от лат.
слова, означающего «возвышающийся, превышающий»), т.е. искусство, возвышающиеся над материальными вещами. Супрематические картины и состояли из разноцветных геометрических фигур.
По мнению Кандинского, абстрактное искусство-это духовное искусство. Его произведения - не случайное нагромождение форм и пятен, не симметричный калейдоскоп, а зримое выражение духовных процессов. Абстрактные картины - это не произвольное сочетание красок, форм и линий. В основе каждой композиции лежит внутренний голос художника, та самая способность художника улавливать внутреннюю духовную основу предметов и воплощать ее для чувственного восприятия.
Слайд 16Картины Кандинского
«Горы», 1909
«Маленькое удовольствие», 1913
Слайд 17Сюрреализм-это направление авангарда, оказавшее наряду с абстракционизмом наибольшее влияние на культуру
XX века. Принципы сюрреализма были изложены в 1924 году в «Манифесте сюрреализма», автором которого был французский поэт Андре Бретон, создавший теорию сюрреализма. Само слово «сюрреализм» в переводе с французского означает «сверхреальный, выходящий за пределы реального».
Сюрреалисты, работавшие в живописи, использовали следующий прием: отдельные детали картины выписывались в реалистической манере, выписывались с почти фотографической точностью. Но сочетание этих деталей было совершенно необычным. В подобном приеме написаны произведения Сальвадора Дали. Сальвадор Дали - один из представителей сюрреализма.
Слайд 18Сальвадор Дали (1904, Фигерас, Каталония - 1989, там же) - испанский
художник. Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое творчество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности".
«Искушение Св.Антония», 1946
«Лебеди, отраженные в слонах», 1937
Слайд 19Направления художественного авангарда после
Второй Мировой Войны
После окончания второй мировой войны
возникает еще несколько направлений художественного авангарда. Например, в середине XX века возникает такое течение авангарда, как абстрактный экспрессионизм.
Представители абстрактного экспрессионизма фиксировали свои подсознательные импульсы в каком-то материале. Наиболее известный представитель этого направления американский художник Дж. Поллок создавал свои картины даже без помощи кисти.
«Волчица»
«Хранители тайн»
Слайд 20В ХХ веке возникают такие течения авангарда, как сот-арт и боди-арт.
Боди-арт (буквально - телесное искусство). Произведения боди-арта - это живой человек, принимающий определенную позу, или несколько людей, составляющих определенную композицию.
Течение соц-арт возникает в 70-х годах в социалистических странах, и название течения буквально означает «социалистическое искусство».
Соц-арт вскрывал фальшь и лживость официальной идеологии и официального искусства.
Кривошеев«Вспомнить всё»
Н. Добрин «Река»
Слайд 21ИСКУССТВО ПАВЛА ФИЛОНОВА
Искусство Павла Филонова (1883-1941) явилось одной из самых ярких
страниц в русском изобразительном искусстве первой трети ХХ века. Оно заключало в себе во многом новое философское ощущение действительности, а также оригинальный художественный метод.
«Симфония Шостаковича»
«Формула весны», 1925
Слайд 22Заключение
В данном реферате я хотела рассказать о том, что XX веку
характерно многообразие стилей и направлений. Тема “Стили и направления зарубежного искусства XX века” достаточно увлекательна, интересна и актуальна. Эту тему я рассмотрела на примере таких зарубежных направлений, как фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, сюрреализм и на примере их основоположников.
Можно сказать, что зарубежное искусство XX века претерпевало видоизменения, концентрирующиеся в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. XX век в истории искусства называют периодом весьма динамичным, характеризующимся быстрой сменой стилей и направлений, их одновременным сосуществованием, в котором присутствует не только борьба, но и взаимовлияния, порой самые неожиданные.