Слайд 1Деревянное
зодчество
Руси
Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы, МХК МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Слайд 2Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там
находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси. Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.
Слайд 3Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются по
– разному.
Восточная Сибирь – тайга.
В центральной же Руси - тайбола, а в Западной Сибири – урман.
Опушка леса - это раменье.
И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Привычная нам роща - это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы.
И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.
Слайд 4Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала
всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять.
За это время она активно выделяла смолу, которая обильно пропитывала ствол. Лишь после этого, холодной осенью, ее рубили. Позже рубить старые мастера не советовали – гнить начнет. Осину и другие лиственные деревья заготавливали весной, во время сокодвижения. В это время со ствола легко снималась кора, а бревно, высушенное на солнце, становилось крепким, как кость.
Слайд 5Основой деревянной постройки на Руси являлся сруб – скрепленные в четырехугольник
выдержанные бревна. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание – ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил.
Слайд 6Необходимо заметить - деревянное зодчество Древней Руси не забыто. Большинство памятников
этого уникального искусства находится под охраной государства, а в северных районах страны появляются школы, где передаются основы мастерства русских зодчих.
Слайд 8Из всех известных строений деревянного зодчества самой сложной и самой нарядной
стала Преображенская церковь в Кижах - вершина плотницкого искусства. Состоит она из трех разновеликих восьмигранных срубов-ярусов, поставленных один на другой. С четырех сторон примыкают прирубы, которые завершаются «бочками» с главками. В центре, на возвышении, величаво утверждена большая, центральная. глава. А к ней, как к горной вершине, словно взбираются по уступам все купола, а их 21, и каждая деталь этого храма еще более подчеркивает впечатление общей устремленности в небо.
Слайд 9Богоявленская церковь. Архангельская церковь
Слайд 11Издревле на Руси деревянные дома украшали резьбой, превращая дома в настоящее
произведение искусства Технологичность обработки древесины способствовала появлению целой плеяды знаменитых резчиков, среди которых особенно славились мастера русского Севера, Урала, Сибири и Поволжья. Резьба на причелинах, подзорах кровель и оконных наличниках сочеталась с росписью, подчеркивая индивидуальность каждого дома. Мотивами резьбы служили цветы, злаки, животные и птицы, среди которых особым уважением пользовался петух, как вестник восхода солнца.
Слайд 16Старинная деревянная архитектура
Слайд 17 Из книги «Живая древняя Русь» Евгения Осетрова глава « Деревянная
сказка».
« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов.
Плывем час…третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:
- В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.
Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.
Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.
Слайд 18Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что,
переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:
- Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».
Слайд 19Кижи. Музей деревянного зодчества.
Слайд 21 Мастера ладили из древесины не только избы, но, так же,
могли сотворить настоящие резные шедевры храмов или создать крепкое сооружение производственного или военного объекта. О том, насколько хорошо наши предки умели обращаться с деревом, говорит длительность службы изб и церквей. Так, в Древней Руси, обыкновенные избы служили не менее 3-4 поколений. Церкви же и вовсе могли простоять до 400 лет
Слайд 22Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между
собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше. По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе.
Слайд 23Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба
конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
Слайд 24Схема устройства кровли:
1 — желоб;
2 — охлупень;
3 —
стамик;
4 — слега;
5 — огниво;
6 — князевая слега («кнес»);
7 — повальная слега;
8 — самец;
9 — повал;
10 — причелина;
11 — курица;
12 — пропуск;
13 — бык;
14 — гнет.
Слайд 26За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их
устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».
Слайд 27Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных
постройках и «горницей» в жилом помещении.
На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».
Слайд 28В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В
былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.
В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием.
В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.
Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками.
Слайд 29Дворец Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Слайд 33
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув
волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Зодчие
Д.Кедрин
Слайд 34Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли
крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Слайд 35А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От
подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» - молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»