Слайд 1Архитектура западноевропейского средневековья
Подготовил ученик
10-го класса
Метченко Роман Алексеевич
МОБУ СОШ
№5
,Приморский край,
Пожарский район, с. Нагоное
Слайд 2В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие
виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (XI–XII вв.) и готический (XIII–XV вв.).
Слайд 3Романский стиль
Возрождение архитектурных традиций и появление новых стилей характерны для архитектурного
облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.
Слайд 5Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В
период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал. Внутри перспективного портала располагался тимпан — полукруглая или треугольная ниша над входом.
Слайд 7В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит
четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Слайд 9Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая
дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
Слайд 10В романских храмах стали использовать цилиндрические и более сложные крестовые своды
перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.
Слайд 11Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в
монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию н рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.
Слайд 13Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую
башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI–XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику.
Слайд 15Готический стиль
В готическом периоде развития архитектуры условно различают три
этапа:
ранняя готика (XII–XIII вв.),
высокая готика (XIII в.)
поздняя, или «пламенеющая» готика (XIV–XV вв., а в отдельных случаях – XVI в.).
Слайд 16Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными воротами
рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. При взгляде на готический собор создается впечатление, что вся его каменная громада движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.
В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Рабочие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора.
Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет.
Слайд 18Каркасная система готической архитектуры
Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов,
которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия.
Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.
Слайд 21Аркбутан — наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на
опорный столб — контрфорс.
Контрфорсы - вертикальные части стен, увеличивающие их устойчивость.
Нервюра — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Слайд 22Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавила ему
ажурность, так характерную для готики. Невидимая изнутри, эта система снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Слайд 24Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором
располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги). Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.
Вимперг – ажурное или резное остроконечное завершение входа.
Слайд 26Формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость
и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений придает зданию устремленность вверх, к небесному своду.
Слайд 28Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план,
небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада – большое стрельчатое окно.