Презентация, доклад по изобразительному уроку на тему Народный праздничный костюм (5 класс)

Костюм праздничный женский Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее, (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века.Праздничная "кохта". Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века

Слайд 1 Женский праздничный костюм Белгородской обл. Алексеевского района, с. Подсереднее
Подготовила учитель МОУ

СОШ №7
г. Алексеевки Шеншина Т.В.

Урок ИЗО в 5 классе

Тема «Народный праздничный костюм»

Женский праздничный костюм Белгородской обл. Алексеевского района,  с. ПодсереднееПодготовила учитель МОУ СОШ №7 г. Алексеевки

Слайд 2Костюм праздничный женский
Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее, (Воронежская губерния),

конец XIX - начало XX века.

Праздничная "кохта". Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века

Костюм праздничный женский  Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее, (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX

Слайд 3Головной убор - сорока. Состоит из кички - твердой налобной части

в виде подковы. Затылок и шею прикрывали позатыльнем - прямоугольной полосой ткани, закрепленной для жесткости на картоне. Сверху на кичку надевали сороку, которая и венчала все это сооружение. Изготовлена из бархата, галуна, гаруса, расшита блестками и золотыми нитями.

Иконка. Наши предки не всегда прятали крестик или иконку под рубахой. Нередко иконка вместе с украшениями являлась аксессуаром к праздничному костюму.

Праздничный костюм обязательно подразумевал украшения: грибатки с кружками на длинных шнурах, внизу соединялись тесемкой, на которую вешали образок или крестик. Шнуры для грибаток плели руками и расшивались блестками и бусинами. Рядами вешались на грудь стеклянные бусы - ожерелье.

Пояс - необходимая принадлежность русской одежды. Повсеместно бытовали тканые шерстяные пояса длиной до трех метров, которые оборачивали несколько раз вокруг талии, переплетали и оставляли концы свободными.

Рубаха была основным составляющим элементом женского традиционного костюма. В старину рубахи шили из льняного или конопляного холста. Декор в рубахе располагался на самых важных, по представлениям наших предков, участках - вороте, подоле, у запястий, то есть там, где есть отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия - «нечистая сила». Так же обильно украшались оплечья, символизирующие силу человека.

На Руси были распространены два вида передников: укрепленные на плечах и повязанные на талии. Последние шили из двух полотнищ домотканного полотна, на завязках. Подол декорировался вышивкой или ткачеством. Также пришивались «дорогие» или «загранишные» ленты.

Понёва - одежда типа юбки для замужней женщины. Для ее изготовления использовали домотканные полотна из шерсти высшего качества, обычно синего или черного цвета, в крупную клетку и дополняли вышитым или тканым узором по подолу и боковинам.

Ноги женщины должны быть закрыты. Также чулки выполняли гигиеническую и защитную функцию.

Русские крестьянки носили башмаки, коты, полусапожки, сапоги или лапти. Наша белгородская красавица обута в башмаки.

Элементы одежды

Головной убор - сорока. Состоит из кички - твердой налобной части в виде подковы. Затылок и шею

Слайд 4Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма.
Когда-то широко

распространенная на Руси (кроме северных районов), к XIX века понёва сохранилась лишь в южнорусском  костюме, часто сосуществуя с сарафаном и с юбкой. В древности понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом. Эволюция понёвы привела к появлению нескольких ее видов, самыми распространенными из которых была распашная (несшитая спереди) и «глухая», бытовавшая на Белгородчине. «Глухая» понёва шилась из трех полотнищ клетчатой домотканой шерсти и одного узкого, чаще черного полотнища — прошвы. Понёва, в отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие и надевалась в момент половой зрелости, давая понять окружающим, что девушку можно сватать. Впоследствии обычай впервые надевать поневу был перенесен в свадебный обряд, и понёва в народном сознании стала связываться с нелегкой женской долей, с потерей девичьей свободы. Декор также подчеркивал магическую функцию данного вида одежды. Наиболее пышно украшались понёвы женщин детородного возраста, среди элементов орнамента преобладали символы плодородия.

Понёва

Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма. Когда-то широко распространенная на Руси (кроме северных районов),

Слайд 5Понёву подпоясывали длинными полосатыми домоткаными кушаками. Практически во всех уголках Белгородчины,

исключая лишь Приосколье, носили однотонные пояса фабричного изготовления с цветными полосками по кромке. Их старались украсить вышивкой, кружевом, лентами, блестками. Однотонные и узорчатые, украшенные кистями, бахромой, парчой, бисером, пояса служили дополнительным цветовым акцентом как в женском, так и мужском костюме. Пояс сопровождал людей от рождения до смерти, считаясь сильным оберегом, и лишь при отмирании старого жизненного уклада, с появлением новых форм одежды пояс перестал быть обязательной деталью костюма.

Пояс

Понёву подпоясывали длинными полосатыми домоткаными кушаками. Практически во всех уголках Белгородчины, исключая лишь Приосколье, носили однотонные пояса

Слайд 6 В колорите Белгородской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание

черного и красного цветов. Вышивка же черной шерстью, распространенная в восточных районах Белгородской области, уникальна как для южнорусской одежды, так и для русского костюма в целом. Она является одной из наиболее древних и по технике (набор), и по мотивам линейно-геометрического орнамента. В подавляющем большинстве Белгородских сел господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты, выполненные крестом или счетной гладью.

Орнамент на рубахе

В колорите Белгородской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание черного и красного цветов. Вышивка

Слайд 7Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме,

были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой — кокошник. И те, и другие — сложные многосоставные конструкции, относящиеся к так называемым кичкообразным уборам. Они состояли из кички, сороки (кокошника), позатыльника (позатыльня), иногда еще и налобника. Сороки на территории Белгородчины были седловидной или овальной формы, частично или полностью на твердой основе из проклеенного холста или картона.

Головной убор

Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как

Слайд 8Укрась элементы одежды используя знания о костюме родного края

Творческое задание

Укрась элементы одежды используя знания о костюме родного края Творческое задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть