Слайд 1«В гостях у русских
умельцев»
Слайд 3Историк:
Впервые матрешка появилась в 90-х годах 19 века в Москве. Она
была сделана по эскизу известного художника С.Малютина. новая игрушка всем очень понравилась, ее стали создавать а Сергиевом Посаде, в городе Семенове и во многих других городах и селах России. Эти матрешки различаются и размером, и росписью, но общим для всех является то, что это деревянная разъемная игрушка, в которой из каждой фигурки вынимается следующая, меньшего размера.
Слайд 6Мастер
Сделать матрешку можно только на токарном станке,, где из выдержанной березовой
или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую. Формы матрешки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.
Слайд 7Художник:
После того как мастер сделал деревянную заготовку матрешки, к работе приступает
художник.
В каждой местности матрешку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрешки из Сергиева Посада. Рисуем матрешке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щечки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрешку в расшитую рубашку и сарафан. Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.
Слайд 9Калининские Полховского Майдана
Слайд 11Скоморох
Мы из Дымково пришли.
Вам игрушек принесли.
Слайд 13
Барашек - свисток,
Ленивый рог - завиток.
Правый бок - завиток,
На груди -
цветок.
Слайд 14.
Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек Марфуточек
Купаться ведет.
.
Индя-индя-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок непростой.
Красный, белый,
золотой.
Слайд 15Историк
А появилась эта замечательная игрушка в слободе Дымково, недалеко от города
Хлынова, сейчас это город Киров. Дымковские мастера занимались разными ремеслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.
В далекие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки - свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.
Слайд 16Мастер
Старая дымковская игрушка - сложная ручная работа. Весной собирали красную глину
и смешивали ее с речным
песком. Из полученной глины раскатывали шарики,
которые превращали в "блины", а затем сворачивали
"блин" так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к
основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая
лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней,
затем обжигали в русской печи и остужали.
Следующий этап работы - "отбеливание": фигурки погружали в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становилась ослепительно белой.
Слайд 17Художник
Теперь можно приступить к раскрашиванию. Для этого потребуется краски особенные, составленные
на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками из золота, что делало ее еще наряднее и богаче.
Слайд 24Скоморох:
Хохломская роспись -
Алых
ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечной медовой
Золотой листвы
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
Слайд 25Историк
Названа это роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного
в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда
Слайд 27Сказочник:
В далекие времена жил в Москве мастер - живописец. Царь высоко
ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог - глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтоб золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.
Слайд 28
Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до
царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секрет своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.
Слайд 29Мастер:
Из легенды вы уже узнали о том, как получается посуда с
хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины, тщательно просушивают, покрывают олифой.
Слайд 30Художник:
Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть серебристым
алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.
Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче пламенеют на золотом и черном фоне.
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Вот элементы хохломской росписи.
Слайд 35Скоморох:
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец
поздних листьев,
Лесной подснежник первый:
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Слайд 36Историк
В начале XIX века неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово,
Осташкино, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.
В 20 годы XX века маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи
Слайд 37Мастер
Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера.
Затем с помощью прессов заготовке придают нужную форму.
На фабрике существует 26 различных форм поносов: круглая, овальная, прямоугольная, гитарная, восьмиугольная и другие. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а затем лаком.
Слайд 40Художник:
Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, астр, георгинов, колокольчиков,
ромашек, незабудок. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определенной последовательности.
Заключительный этап росписи - изображение мелких веточек, усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и черным фоном. Затем поднос украшают рамкой, лакируется и полируется.
Слайд 45литература
Русская матрешка.
http://runews.org/russkie-matreshki-edut-v-serbiyu/
Мастер-класс по Хохломской росписи 2.
http://vk-uzor.ru/1/26/0/0/0/41/
http://diamand.moy.su/photo/2-4-0-0-2