Слайд 1Проектная деятельность по предмету Изобразительного искусства на тему : «Жостово».
Выполнила
Быбко Вероника
Ученица 5 – Б класса
МБОУ Милютинской школы
Слайд 2Содержание
Роспись по металлу .
История Жостовской росписи .
Техника Жостовской росписи .
Этапы
Жостовской росписи .
Работы в технике Жостовской росписи .
Заключение.
Слайд 3Введение
В своём творческом проекте я решила рассказать о такой удивительной
росписи по металлу как Жостово . В процессе работы над проектом я узнала много нового об этой росписи . Узнала историю росписи , технику и этапы .
Слайд 4и
Тема исследования : « Жостово » .
Цель : рассказать как можно
больше о Жостовской росписи .
Задачи исследования :
1 . Собрать сведения о Жостовской росписи .
2 . Рассказать о росписи .
Объект исследования : Жостовская роспись .
Гипотеза : Наблюдая за появлением росписи и её процветанием , я поняла ,что это уникальное ремесло .
Методы исследования : изучение материала : из учебника ИЗО , из книги Орловского Э. И. «Изделия народных художественных промыслов» , беседа .
Слайд 5 Роспись по металлу
Жостовская роспись — народный промысел художественной
росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Слайд 6 Отличие Жостово от других росписей - обилие красок, яркие и
ни с чем несравнимые тона, реалистичность цветов и птиц и др. элементов. К сожалению со временем мы стали забывать наши традиционные росписи.
Слайд 7Но с недавних пор, благодаря разным творческим студиям, которых становится все
больше и больше, традиционные росписи набирают большую популярность. Люди хотят обучаться этому мастерству.
Слайд 8Современная Жостовская роспись используется сейчас во всем, начиная от украшений и
заканчивая росписью элементов интерьера. Это своеобразное и красивое ремесло украшает наш быт.
Слайд 9История Жостовской росписи
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в.
на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний
Тагил, Невьянск).
Слайд 10 И только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать
в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Слайд 11Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с
лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области
и в Нижнем Тагиле.
Слайд 12С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали
в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.
Слайд 13 Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825
году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.
Слайд 14В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции,
объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Слайд 15Техника Жостовской росписи
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют,
шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Слайд 16Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи -
цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
Слайд 17Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса
и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 18В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX
века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах.
Слайд 19Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать,
как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон.
Слайд 20Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины
глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Слайд 21Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями
и вспыхивая яркими букетами на поверхности.
Слайд 22Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы
и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Техника жостовской росписи как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов.
Слайд 23За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное
поколениями
талантливых в
прошлом безвестных крестьянских
художников.
Слайд 24Пишут Жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы
художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 25Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными
мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет
что-то новое.
Слайд 26ЭТАПЫ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ
Выполняется роспись в 4 этапа:
Слайд 271. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение
основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Слайд 282. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и
листьев;
сначала наносятся прозрачные тени, затем
плотными яркими красками «прокладываются»
светлые места росписи.
Слайд 293. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих
все объёмы.
Слайд 304. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают
по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.
Слайд 315 .Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней).
Слайд 32В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда
не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Слайд 33Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись светится особым
мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос.
Слайд 34Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные
приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.
Слайд 35Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его
артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.
Слайд 36Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств.
Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки.
Слайд 37Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рождённые фантазией
художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.
Слайд 38Работы в технике Жостовской росписи
Сегодня декоративная живопись находится на подъеме. Это
не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации.
Слайд 39Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.
Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров.
Слайд 40К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных
видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.
Слайд 41Заключение
Мой рассказ – это познавательное и интересное путешествие в прошлое по
истории Жостовской росписи . Я выражаю благодарность авторам учебника «Изобразительного искусства» Горяевой Н. А., Островской О.В.,автору книги «Изделия народных художественных промыслов» Орловскому Э. И., моей учительнице по ИЗО Пороло С.В.