Слайд 1Особенности киномузыки
Подготовила Федотова Т.В.
Слайд 2Музыку для кино пишут уже более ста лет. Почти столько же
исследуют технологии её создания и функционирования в фильмах совершенно разных жанров, начиная от документальных короткометражных кинолент "немой" эпохи, когда музыкальное сопровождение использовалось как фон киносеанса, и заканчивая "сверхмузыкальными" игровыми фильмами-операми и мультипликационными мюзиклами, а также "сверхзвуковыми" блокбастерами с их сложной компьютерной музыкально-шумовой аудиопартитурой.
Слайд 3Саундтре́к (англ. soundtrack, разг.) — звуковая дорожка. Музыкальное оформление какого-либо материала, например, фильма, мультфильма или компьютерной игры.
Иногда
используется английская аббревиатура OST, которая расшифровывается как англ. Original Sound Track и означает оригинальную звуковую дорожку, продаваемую отдельно от того материала, к которому была написана.
Слайд 4Классификация киномузыки
Внутрикадровая (поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т.п.)
Закадровая (оформительская)
Конкретная (обработка
фильтрами. Искажение, изменение скорости)
Слайд 5Роль музыки в кино
иллюстрация событий,
драматургическое развитие,
внутренний мир персонажа,
создание зрительно-слухового образа исторической
эпохи.
Слайд 6Отдельные элементы звуковой сферы (музыка, шумы, речь, тишина) могут быть функционально
связаны с каждым из указанных слоев визуальной сферы
1.Музыка
а) внешний вид предмета
б) изображение предмета в движении
в) развитие фабулы
г) психологические переживания героя
2. Шумы
а) внешний вид предмета
б) изображение предмета в движении
в) развитие фабулы
г) психологические переживания героя
3.Речь
а) внешний вид предмета
б) изображение предмета в движении
в) развитие фабулы
г) психологические переживания героя
4. Тишина
а) внешний вид предмета
б) изображение предмета в движении
в) развитие фабулы
г) психологические переживания героя
Слайд 7Во французской телевизионной ленте Пьера Бутрона "Портрет Дориана Грея" (1977) вопрос
о разделении на закадровую и внутрикадровую музыку вообще не стоит. Композитор и актриса Анн-Мари Фижаль (в фильме служанка Франсис) то видна персонажам, то они её как будто бы не замечают (в отличие от зрителей). Поэтому её оригинальные импровизации на фортепиано являются одновременно и внутрикадровой музыкой (с точки зрения зрителей), и закадровой по отношению к героям фильма, выражая эмоциональное состояние последних (в России фильм транслировался по телеканалу "Культура" в 2009 году).
Слайд 8Музыка Сергея Прокофьева в эпизоде «Ледовое побоище» фильма Сергея Эйзенштейна «Александр
Невский» способствует драматургическому развитию происходящего, позволяет создать целостный образ произведения. Музыкальной характеристике русского народа присуща широкая мелодичность, напевность. Совсем иначе звучит музыка, характеризующая крестоносцев: жёсткие, суровые звучности в оркестре, мелодии монотонны, угловаты. Тема «русской атаки» – лёгкая, полётная, напористая. Тема «атаки крестоносцев» – примитивная, резкая, тяжёлая.
Слайд 9Раскадровка эпизода «Ледовое побоище»
из кинофильма «Александр Невский»
Фильм состоит из эпизодов.
Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются полем изображения, планом и углом съёмки.
Режиссёр составлял звукомонтажные схемы с точным хронометражём каждой сцены. Композитор по этим схемам сочинял музыку.
Слайд 10В фильмах комедийного жанра музыкально-шумовые приёмы, которые можно обозначить, как мультипликационный
приём повышенной синхронизации инструментальной музыки, шумов, вокала и изображения ("Весёлые ребята" Григория Александрова, 1934), шумовая подмена, когда врач пионерлагеря издаёт звук "скорой помощи" ("Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" Элема Климова, 1964), шумовой "обман", когда выстрел пистолета превращается в раскат грома, а затем — в резкий звук открывающейся бутылки шампанского ("Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая, 1968),
Режиссерский дебют. 1964 г.
Слайд 11Широкое понятие "шумомузыки", подразумевает не только "звучание партитуры шумов или шумоподобных
музыкальных спецэффектов", но и вплетение внутрикадровых шумов в музыкальную ткань. Например, соединённые с музыкой Глинки рабочий гул, отдалённые голоса, близкий стук топора и колокольный звон как проявление подобного рода шумомузыки ("Композитор Глинка", 1952, режиссёр Григорий Александров).
Слайд 12Наука о киномузыке, исследования технологий музыки в фильмах продолжают развиваться. Ещё
не написано развёрнутых работ о музыкально-шумовых аспектах современного блокбастера. Это касается и "пользовательской" музыки интерактивных фильмов, о которых мы пока знаем мало, ведь интерактивность, ярко проявившаяся в цифровую эпоху (когда у зрителей-пользователей появилась возможность смотреть фильмы "нелинейно", используя технические возможности мгновенной перемотки видео в виртуальном плеере), осознанно стала внедряться в киноискусство только в 2000-е годы. Так, голландский триллер "Андроид" (2013, режиссёр Бобби Бурманс) использует дисплеи смартфонов в качестве "вторых экранов". Фильм одновременно транслируется на большом экране и на телефоне зрителя, находящегося в кинозале, тем самым позволяя ему видеть эксклюзивные сцены с другого ракурса. Однако основное применение интерактивности сегодня можно испытать на персональных компьютерах и в Интернете. Нередко интерактивные онлайн-фильмы взаимодействуют с аккаунтами социальных сетей и строятся аналогично видеоигре или мультимедийной web-странице, позволяя пользователям переключать видео, фотографии, графику, слайд-шоу, интерактивные карты, аудио, тексты и т. п., а также добавлять свои текстовые и/или иллюстративные комментарии.
Слайд 13Интерактивный игровой калифорнийский фильм "Вспышка" The Outbreak (2008, режиссёр Крис Лунд, SilkTricky) состоит
из эпизодов-глав (в районе одной минуты каждый). Зритель-пользователь должен сделать выбор главы из предложенных двух-трёх вариантов. От этого выбора "соавтора" фильма зависит, погибнет герой от рук зомби или спасётся. А небольшая британская кинокартина "Быть Хенри" |Being Henry (2011, режиссёр Ник Гордон, Land Rover) вообще предлагает зрителю-пользователю 9 различных сюжетных линии и 32 варианта финала. Здесь есть возможность управлять действиями главного героя в исполнении Лео Фитцпатрика подобно тому, как это можно делать в компьютерной игре. "Пользовательская" музыка при этом представляет собой элементарное закольцованное повторение небольшого трека, и её хронометраж зависит от скорости принятия решений зрителя. И это уже совершенно новые горизонты киномузыкальных технологий.
Слайд 14Информационные ресурсы
Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. М.: Искусство, 1978. 126 с.
| Voskresenskaya I. N. Zvukovoe reshenie fil'ma. Moskva: Iskusstvo, 1978. 126 s.
Лисса З. Эстетика киномузыки / пер. с нем. А. О. Зелениной, Д. Л. Каравкиной. М.: Искусство, 1970. 496 с. | Lissa Z. Estetika kinomuzyki / per. s nem. A. O. Zeleninoy, D. L. Karavkinoy. Moskva: Iskusstvo, 1970. 496 s.
Шилова И. Фильм и его музыка. М.: Советский композитор, 1973. 230 с. | Shilova I. Fil'm i ego muzyka. Moskva: Sovetskiy kompozitor, 1973. 230 s.
Шостакович Д. Ещё раз о киномузыке // Искусство кино. 1954. № 1. С. 85-89. | Shostakovich D. Eshchye raz o kinomuzyke // Iskusstvo kino. 1954. № 1. S. 85-89.
Эйзенштейн С. М. Вертикальный монтаж // Искусство кино. 1940. № 9. С. 16-25; № 12. С. 27-35; 1941. № 1. С. 29-38. | Eyzenshteyn S. M. Vertikal'nyy montazh // Iskusstvo kino. 1940. № 9. S. 16-25; № 12. S. 27-35; 1941. № 1. S. 29-38.