Слайд 1Изразцовые интерьеры Меншиковского дворца.
Презентацию выполнила:
Онухова И.К.
учитель изобразительного искусства
Гимназии
№155
Санкт-Петербург
Слайд 2Во дворце сохранились
четыре интерьера, стены и потолки которых покрывают 27810
бело-синих расписных керамических плиток, составляющих восемь тематических серий. Бесконечно разнообразны сюжеты этих изразцов, комбинации серий и варианты размещения на стенах и потолках.
Слайд 3Изразцовые интерьеры дворца Меншикова.
Вид на восток из «кабинета из прихожей».
Слайд 4Мода на голландские плитковые интерьеры пришла в Европу из Франции, когда
по указу короля Людовика-Солнце
в Версале строился Малый фарфоровый Трианон,
стены которого снаружи были
облицованы голландской плиткой.
В начале XVIII века много дворцов с изразцовыми интерьерами воздвигается в немецких княжествах,
а также во дворце польского короля Августа II Лазенки около Варшавы было также создано два интерьера с плитковым декором - зал Бахуса и зал Венеры.
Русские, и в первую очередь А.Д.Меншиков, вдохновились этими интерьерами. Возможно, не был случайным и тот факт, что плитки на пасторальную тему с одной и той же композицией украсили не только Лазенки, но и дворец Меншикова на Васильевском острове.
Слайд 5В Петербурге первые изразцовые интерьеры появились в 1710-е годы. С 1720
года плитковая отделка широко использовалась
для декора Зимнего и Летнего дворцов Петра I, его загородных резиденций, домов придворной знати - Ф.М.Апраксина, П.П.Шафирова и более всего дворцов А.Д.Меншикова.
Такое увлечение изразцовой отделкой не случайно, ибо она соединяла в себе важнейшие свойства, отвечавшие требованиям того времени к отделке интерьеров, которая должна была быть утилитарной и декоративной. Привлекала также и гигиеничность этого материала, способного защищать от влажности при сыром климате, но все же самое главное - он был красив и моден.
Бело-синие изразцы в белом лепном орнаменте с позолоченными деталями и шляпками золоченых гвоздей на потолке, в сочетании с большими остекленными окнами впервые в России способствовали созданию необычно светлого и нарядного интерьера, соответствовавшего не только новым требованиям комфорта и гигиены быта, но и стремлению к парадности и блеску. Обильно применялись в декоре зеркала, стекла, золоченый металл, янтарь; и все это сочеталось с нежным сверканием голландских плиток.
Слайд 7Для Меншикова плитки высылались из Голландии.
Так, в письме к Христофору
Брандту (посреднику в торговых делах в Амстердаме) Меншиков писал: «Тако же вышлите нам сюда тысяч пятьдесят хороших синих плиток
на убирание палат».
Но дворец отделывался не только привозными изразцами.
Изготовлялись и расписывались плитки также в гончарных мастерских при кирпичных заводах Петербурга и его окрестностей. А.Д.Меншиков, как генерал-губернатор города руководя всеми строительными работами столицы, был одним из главных организаторов этого производства.
Самым значительным в Петербурге был кирпичный завод в Стрельне, на котором работали голландские мастера и художники-керамисты, обучавшие русских гончаров. Одновременно группа русских художников была послана на обучение в Голландию и с 1719 года работала самостоятельно на гончарном дворе в Стрельне. Документы и расходные книги свидетельствуют, что эта гончарная мастерская поставляла в каменные палаты Меншикова тысячи изразцов.
Слайд 8В сложном процессе создания расписных изразцов участвовали гончары и художники-керамисты.
Обычно
после обжига плитки на ее поверхность наносился слой жидкой белой эмали. Затем на «подвяленную», но не высохшую эмаль накладывался дырчатый трафарет из плотного картона или бумаги и с помощью порошка древесного угля наносилась основная схема рисунка. Трафареты создавались по гравюрам, рисункам, иногда по произведениям живописи.
После этого намеченный на изразце рисунок прописывал кистью художник-керамист, пользуясь подглазурными красками на основе соединений кобальта.
Роспись велась быстро, полной кистью без сильного нажима, чтобы не повредить слой эмали.
Основной трудностью была невозможность подправки и подчистки рисунка, так как изображение вплавлялось в эмалевый слой.
После росписи плитка покрывалась тончайшим слоем борно-свинцовой глазури и еще раз обжигалась.
Слайд 10С тех пор как был создан плитковый декор дворца, прошло более
260 лет. Стены безусловно претерпели изменения, отдельные изразцы выпали, разбились.
Ремонты и реставрации также вносили перемены. Но на протяжении всего этого времени хозяева дворца стремились сохранить первоначальные изразцы, и они в большей своей части дошли до нашего времени.
Прихожая (предспальня) – в этой небольшой по размерам комнате бело-синие голландские плитки
сочетаются с лепкой и деревом.
Использованы изразцы двух типов: на одних - пасторальные мотивы, на других - пейзажи и бытовые сцены.
Пасторали с изображением пастухов или пастушек на лоне природы расположены в ряд и создают на плоскости стены горизонтальные бело-синие живописные полосы; плитки с пейзажами в круге их обрамляют, выделяя как панно.
Слайд 11Плоскости стен завершаются карнизом и плафоном
с лепными профилированными тягами,
которые
обрамляют группы изразцов.
Среди других плитковых комнат дворца предспальня выделяется сочетанием фаянсовых плоскостей стен с дубовой обшивкой панелей, дверей, паркетного набора.
Дерево делает интерьер теплым, уютным.
Благодаря сходству рисунка панелей,
профиля филенок дверей,
наличников дверных проемов, лепных тяг, потолка,
все архитектурные и декоративные элементы интерьера объединяются в общую композицию,
создающую впечатление строгости и сдержанности.
Слайд 13Спальня А.Д.Меншикова занимает место между предспальней и Ореховым кабинетом в центре
восточного ризалита дворца.
Ее расположение рядом с парадной и деловой приемной князя связано с новой западноевропейской модой и этикетом,
в соответствии с которыми спальня обретала значение парадного помещения, имевшего официальный характер.
В таком расположении спальни в какой-то мере отразился происходивший в то время процесс самоутверждения
русского дворянства.
Слайд 15«Кабинетом из прихожей» опись 30-х годов XVIII века называет комнату, находящуюся
между предспальней А.Д.Меншикова и «Варвариным покоем».
Ее стены и потолок полностью покрывает голландская плитка. Сверкающий белизной фаянс делает комнату свежей, чистой, живописной.
Основным мотивом изображений на плитках в «кабинете из прихожей» стал архитектурный пейзаж,
создающий на стенах чередование синих и белых полос.
По вертикали плоскости стен разделены на части орнаментальными трехцветными изразцами.
Бордюрная лента из плиток с тем же орнаментом завершает оформление стены и обрамляет строгий по очертаниям лепной декор потолка.
В отделке этого интерьера использованы плитки XVIII, XIX и XX веков, созданные как голландскими, русскими мастерами, так и советскими реставраторами.
Фаянсовые плитки - достаточно хрупкий материал, и различного рода внешние воздействия оказывали большое влияние на их сохранность.
Слайд 17Еще в 1726 году архитектор Готфрид Шедель требовал «для починки в
палаты плиток галанских шесть ящиков». В ответе управляющего Ораниенбаумским имением говорилось, что «таких, каких он требует, таких у него не обретается, а есть, да не такие». То был период, когда плитки по образцу голландских в большом количестве создавались на новом кирпичном заводе в Стрельне, и естественно, что запасы ее имели управляющие Меншикова.
Когда в 1740 году во время ремонта потребовались изразцы для замены разбившихся, кладовые были пусты, так как производство их в Петербурге почти прекратилось. Приходилось заимствовать плитки из других комнат дворца или снимать в менее заметных местах стен. В описи о предстоящих «починках» можно прочитать: «В каморе по стенам плитки, которые выпали, выбрав из мест между постаментов, поставить по-прежнему, а в те места прибить желтою фигурною кожею или расписать красками».
За два с лишним столетия девять из тринадцати интерьеров дворца потеряли свой плитковый декор.
В ходе перестроек и приспособления здания для нужд Кадетского корпуса на месте северной стены «кабинета из прихожей» возникла арка, давшая возможность осветить небольшое помещение за нею, которое во времена Меншикова могло быть сенями.
Слайд 19Потолок и стены за аркой получили полностью изразцовую отделку в 80-е
годы XIX века, когда во дворце впервые велись реставрационные работы. Во время реставрации было принято решение по возможности сохранить плитковый декор, учитывая его уникальность и историческую ценность.
Поэтому отставшие от стен изразцы укреплялись, разбитые склеивались, перепутанные устанавливались на свои места.
Работы выполнялись печным мастером Добрецовым.
На место недостающих были заказаны в Голландии по образцам XVIII века более пяти тысяч плиток.
Петербургский завод Харламова, встретившись с трудностями нового дела, хотя и брался изготовить плитки, но по цене в три раза более высокой, чем в Голландии.
Почти через 100 лет, в 70-е годы XX века для реставрируемых комнат недостающие плитки были воссозданы ленинградскими керамистами.
Слайд 21Еще в 1950-е годы, когда потребовалось воссоздать плитки для Монплезира в
Петергофе, ярославские реставраторы сделали копии с нескольких подлинных плиток Меншиковского дворца.
Для интерьеров Меншиковского дворца было изготовлено более полутора тысяч плиток с подглазурной росписью, что дало возможность завершить реставрацию комнат.
Варварин покой. Это помещение названо по имени свояченицы А.Д.Меншикова Варвары Михайловны Арсеньевой,
оно замыкало анфиладу комнат восточной половины дворца.
В описи 1732 года значится так: «Один покой Варварин».
Варвара Михайловна Арсеньева, родная сестра жены Меншикова Дарьи Михайловны, имела свой дом на Васильевском острове. Во дворце Меншикова ей были выделены комнаты, которые предваряли детские покои в восточном флигеле, где часть комнат также была отделана изразцами. Она занималась воспитанием детей, особенно в отсутствие родителей.
«Варварин покой» - наиболее интересный и художественно выразительный изразцовый интерьер дворца.
Слайд 23Покрытые голландскими фаянсовыми плитками стены оформлены по всем правилам ордерных членений:
опорные панели, пилястры, карниз, сложно профилированный плафон. Прямые линии и плоскости, господствующие в решении стен, противопоставлены сложному и затейливому рисунку лепного декора потолка с семнадцатью фигурными рамами, заключающими в себе изразцовые панно.
Золоченые розетки (шляпки гвоздей), которыми усыпан плафон, создают впечатление мерцающих звездочек. Своеобразно использование плиток в качестве объемных элементов ордерного декора: филенок, десюдепортов, пилястр; оригинальны также колорит и сочетания материалов: сине-белых изразцов, окрашенного в белый цвет дерева, позолоты. Позолота сохранилась здесь только на шляпках гвоздей, которыми укреплены плитки потолка. Этот декоративный прием в европейской архитектуре начала XVIII века еще только входил в моду; в дворцовых интерьерах Петербурга такое сочетание появляется в 20-е годы XVIII века
Слайд 25Ценность интерьера - и в редкой коллекции голландских расписных плиток. В
нем использованы все типы плиток, которые вообще представлены в изразцовом декоре Меншиковского дворца.
Размещение плиток по типам подчинено в основном архитектурному решению интерьера.
Плитки, минимально заполненные рисунком, создают белый фон, усиливающий общий мажорный характер интерьера.
К ним относятся изображения амуров, играющих детей, предметов домашнего обихода, пейзажи.
Фаянсовые голландские плитки на стенах «Варвариного покоя» - словно книга с многочисленными иллюстрациями, рассказывающая о Голландии.
В покое представлена также большая группа изразцов, на которых роспись почти полностью занимает поверхность и заключена в круг. Эти плитки образуют пилястры.
Изразцы с изображением одной стоящей фигуры в центре заполняют пространство между пилястрами или являются фоном для объемных филенок.
Слайд 27Здесь же находятся плитки с изображением дельфинов, рыб, морских божеств, архитектурного
пейзажа. Они создают на стенах и потолке живописное чередование бело-синих полос.
Каждая серия изразцов имеет десятки тем и сотни сюжетов.
Живописные качества плиток, тщательность рисунка, тонкость исполнения дают основание сравнивать их с лучшими образцами дельфтского фаянса.
В XVIII веке, в период приспособления дворца
для Кадетского корпуса, была частично разобрана стена,
соединявшая «Варварин покой» со спальней. Появилась арка, она возникла в связи с закладкой окон восточной и северной стены обоих помещений. Вынужденное ее появление, как и в «кабинете из прихожей», обеднили и изменили образ одного из лучших плитковых интерьеров петровской эпохи.
Только дошедшая без изменений южная стена с окнами на Неву и подлинный плафон дают представление о первоначальном облике этой комнаты.
Богатый изразцовый декор имела также спальня В.М.Арсеньевой, из которой можно было пройти в детские покои восточного флигеля через дверь, сохранившуюся в западной стене.
Слайд 29Мода на голландские плитковые интерьеры пришла в Европу из Франции, когда
по указу короля Людовика-Солнце
в Версале строился Малый фарфоровый Трианон,
стены которого снаружи были
облицованы голландской плиткой.
В начале XVIII века много дворцов с изразцовыми интерьерами воздвигается в немецких княжествах,
а также во дворце польского короля Августа II Лазенки около Варшавы было также создано два интерьера с плитковым декором - зал Бахуса и зал Венеры.
Русские, и в первую очередь А.Д.Меншиков, вдохновились этими интерьерами. Возможно, не был случайным и тот факт, что плитки на пасторальную тему с одной и той же композицией украсили не только Лазенки, но и дворец Меншикова на Васильевском острове.
Во дворце сохранились
четыре интерьера, стены и потолки которых покрывают 27810 бело-синих расписных керамических плиток, составляющих восемь тематических серий. Бесконечно разнообразны сюжеты этих изразцов, комбинации серий и варианты размещения на стенах и потолках.
Слайд 31Кабинет из прихожей. Общий вид на север.
Слайд 33Ценность интерьера "Варвариного покоя" - и в редкой коллекции голландских расписных
плиток.
В нем использованы все типы изразцов, которые вообще представлены в изразцовом декоре Меншиковского дворца. Размещение изразцов по типам подчинено в основном архитектурному решению интерьера.
Плитки, минимально заполненные рисунком, создают белый фон, усиливающий общий мажорный характер интерьера. К ним относятся изображения амуров, играющих детей, предметов домашнего обихода, пейзажи. Фаянсовые голландские плитки на стенах «Варвариного покоя» - словно книга с многочисленными иллюстрациями, рассказывающая о Голландии.
В покое представлена также большая группа изразцов, на которых роспись почти полностью занимает поверхность и заключена в круг. Эти плитки образуют пилястры. Изразцы с изображением одной стоящей фигуры в центре заполняют пространство между пилястрами или являются фоном для объемных филенок. Здесь же находятся плитки с изображением дельфинов, рыб, морских божеств, архитектурного пейзажа. Они создают на стенах и потолке живописное чередование бело-синих полос. Каждая серия изразцов имеет десятки тем и сотни сюжетов. Живописные качества плиток, тщательность рисунка, тонкость исполнения дают основание сравнивать их с лучшими образцами дельфтского фаянса.
В XVIII веке, в период приспособления дворца для Кадетского корпуса, была частично разобрана стена, соединявшая «Варварин покой» со спальней. Появилась арка, она возникла в связи с закладкой окон восточной и северной стены обоих помещений. Вынужденное ее появление, как и в «кабинете из прихожей», обеднили и изменили образ одного из лучших плитковых интерьеров петровской эпохи. Только дошедшая без изменений южная стена с окнами на Неву и подлинный плафон дают представление о первоначальном облике этой комнаты.
Слайд 35Филенка на панели заполнена великолепно исполненными плитками «большого круга»,
но двух
разных тематических серий. Они отличаются не только сюжетами, но и угловыми русунками.
На уголках плиток с изображением пейзажей помещены рисунки гвоздик, которые были излюбленным цветком и мотивом украшения в искусстве Голландии ХVП-ХVШ веков.
Они встречались не только на плитках, но и на тканях, в наборной мебели.
Смешение серий на филенке - следствие утрат. Сырость, особенно под окнами, влияла на сохранность изразцов. Выпавшие и разбившиеся плитки заменялись плитками из других интерьеров дворца
Слайд 36Плитки серии «Архитектурный пейзаж».
Слайд 37Самую многочисленную группу (одну треть) в изразцовом декоре стен и потолков
Меньшиковского дворца составляют плитки с архитектурным пейзажем. Здесь на фоне водных пространств с виднеющимися вдали кораблями изображены башни, мосты, замки, часовни, мельницы. Такие сюжеты часто встречались в картинах «малых голландцев», но на плитках керамисты использовали из них лишь отдельные характерные мотивы.
Роспись выполнена свободной размашистой кистью; изображение размещается в центре изразца, на одном уровне, поэтому когда плитки ставятся в один ряд и смыкаются друг с другом, на единой плоскости плиткового декора возникают белые и синие полосы. В 1720-е годы, когда создавалась основная часть плиток Меншиковского дворца, голландские керамисты готовили свою продукцию в расчете на заполнение больших стенных поверхностей, поэтому бело-синие полосы применялись во множестве вариантов в декоре потолков, стен, в их обрамлениях, сочетаясь с другими типами плиток. Во дворце этими плитками выложена часть стен и плафона «Варвариного покоя», спальня В.М.Арсеньевой, «кабинет из прихожей», потолки в предспальне и в спальне А.Д.Меншикова. Существует предположение, что часть плиток этой серии была сделана на новых кирпичных заводах в Стрельне под Петербургом
Слайд 39Потолок украшен плитками в обрамлении лепного орнамента.
Лепной декор, профилированные тяги
членят потолок на семнадцать частей
различной конфигурации и размеров.
Композиция плафона отличается уравновешенностью,
несмотря на многочисленные детали - волюты,
лепные клейма с растительным орнаментом, медальоны с розетками и вензелями.
Лепной орнамент с его пластически разнообразной проработкой
и сочетанием прямых и округлых линий -
великолепный образец стиля первой четверти XVIII века.
Подбор изразцов, заключенных в лепные рамы с волютами, делает плафон уникальным.
150 изразцов, которые составляют 8 панно, посвящены близкой не только Голландии,
но и России теме моря, вернее, его обитателям.
На плитках изображены рыбы, дельфины, киты, моржи, морские кони, морские божества.
К изображению обитателей моря, воспетых в античности,
возвращаются художники эпохи Возрождения;
это становится одним из популярных мотивов в скульптуре,
живописи и прикладном искусстве в XVII и XVIII веках.
Лепное и изразцовое убранство покоя подчеркивает его парадный характер,
ибо морская тематика приобретала в то время особую значимость.
Слайд 41Плафон украшают также шесть панно с изображением дельфинов.
Они составляют основу
тематической серии «Обитатели моря».
На ста плитках голландский художник-керамист воспроизводит дельфинов
в самых различных движениях, поворотах, почти не повторяя их.
Как и рыб, художник изображает дельфинов эмоционально, в напряженном состоянии,
передавая их силу, энергию, скорость.
Только на нескольких плитках виден дельфин, спокойно скользящий по морю.
Роспись изразцов выполнена тщательно, с фиксацией анатомических подробностей.
Композиционное решение каждой плитки сходно.
Фигура дельфина всегда в центре, а морские волны нарисованы по определенной схеме:
чередованием горизонтальных и вертикальных синих и белых полос.
При соединении плиток в один ряд создается впечатление
равномерно волнующейся поверхности моря.
Дельфины на плитках появились в Голландии в XVII веке.
Прототипами голландских плиток с дельфинами послужили
итальянские гравюры ХVI-ХVII веков.
Слайд 43Изображения на плитках часто помещены в большой или малый круг (медальон).
Плитки,
где изображение заключено в малый круг,
украшают стены спальни А.Д.Меншикова,
выполняют функцию декоративных рам на изразцах предспальни,
составляют базы пилястр в «Варварином покое».
Плитки «малого круга» имеют разнообразную тематику,
но главное место в них принадлежит пейзажу,
сюжетно связанному с водным простором.
Наиболее интересны плитки с изображением моря, рек, каналов,
воспроизводящие будничную жизнь крестьян, рыбаков.
Знакомят плитки и с различными видами небольших судов:
ботами, бдерами, шверсами.
Это удивительно голландские пейзажи, они насыщены жизнью,
движеньем, всюду ощущается человеческая деятельность.
Роспись некоторых серий плиток «малого круга»
выполнена широким, свободным мазком.
Слайд 45Роспись некоторых серий плиток «малого круга»
выполнена широким, свободным мазком.
Как
правило, первый план в круге занимает море,
затем на узкой полоске земли, расположенной как бы в центре,
изображаются башня, дом, мельница, сверху - облака.
Каждый пейзаж написан таким образом, что любая плитка в отдельности
воспринимается как самостоятельное произведение керамического искусства,
а в совокупности плитки создавали живописный орнамент,
отвечавший духу времени.
Плитки «малого круга» в массе могли использоваться
для равномерного заполнения поверхности стены,
либо быть своего рода фоном для панно, декорированных плитками другого типа;
составленные из них на поверхности стены вертикальные
и горизонтальные ряды образовывали рамы,
заключавшие группы плиток с другой композицией.
Слайд 47К теме моря, которая с древнейших времен развивалась в искусстве разных
континентов и стран,
в Нидерландах всегда был большой интерес.
Подобные мотивы были близки живописцам XVII века
(особенно голландским мастерам натюрморта),
а затем, в начале XVIII века, они появились и на плитках,
которые исполнялись часто одними и теми же художниками.
Плитки на морскую тему изготавливали в Голландии многие гончарные мастерские,
но лучшими среди этих плиток были роттердамские,
отличавшиеся тонкостью и тщательностью исполнения.
Роспись плиток на плафоне относится именно к роттердамскому типу.
С XVIII века плитки с морской тематикой экспортировались в прибалтийские страны.
В северо-западном панно плафона помещены двадцать
голландских изразцов с изображением рыб.
Это окунеообразные и карповые, камбалы и летучие рыбы, парящие по воздуху.
Анатомическая достоверность воспроизведения сочетается здесь
с удивительной выразительностью движений этих обитателей моря,
показанных в момент опасности, напряжения.
Слайд 49На двадцати изразцах, образующих панно в юго-западной угловой части плафона,
изображены морские
божества.
В центре панно - плитка с фигурой, олицетворяющей Фортуну;
она скользит по морю на раковине,
игриво держа за концы раздувшийся над нею, как парус, шарф.
Фортуна окружена свитой - нереидами и тритонами.
Все персонажи изображены с большим юмором.
Роспись изразцов сделана свободно, живо .
Слайд 51В «Варварином покое» много различных изразцов с фигурками людей;
такая тема в
Голландии носила название «человечки».
Эта великолепная серия изразцов с народными персонажами появилась
в первой четверти XVII века в Голландии и приобрела популярность;
образная выразительность «человечков» нередко была велика.
Тематическим источником здесь была повседневная реальность.
Погруженные в свои житейские занятия люди изображались
с некоторой значительностью и монументальностью, с долей юмора,
но и в то же время несколько отвлеченно, вне конкретного пространства.
Слайд 54Изразцы сделаны в Голландии, ориентировочно в 1710-1720-е годы,
из фаянса. Размер
изразцов 12,8x12,8 см.
Пейзажи составляют большую часть сюжетов плиток в декоре дворца.
Особое место среди них занимают пейзажи, заключенные в большой круг,
отличающиеся тончайшей техникой росписи.
Это предстающие во фрагментах виды Голландии, образы голландской природы,
оживленной присутствием людей, полной движения.
На одной плитке изображен берег моря, люди на берегу готовят к отправке маленькое судно;
на другой виден выходящий в море берег канала,
на котором семья ожидает приближающегося к ним перевозчика.
Башнеобразные дома на берегу, деревья создают образ вполне конкретной местности.
Великолепен изразец с изображением голландской деревни, разделенной каналом;
на левом берегу канала виден дом со всеми хозяйственными пристройками,
выразительно передана здесь будничная жизнь крестьян.
Почти в каждом уголке природы, показанном на плитках, ощущается близость моря.
В уголке каждой плитки нарисована гвоздика или какой-либо орнаментальный мотив.
При соединении четырех плиток возникает дополнительная
орнаментально-живописная композиция.
Этот рисунок появился на изразцах, выделявшихся особой тщательностью исполнения,
чем славились мастера Дельфта.
Слайд 56Пейзажи составляют большую часть сюжетов плиток в декоре дворца.
Особое место
среди них занимают пейзажи, заключенные в большой круг,
отличающиеся тончайшей техникой росписи.
Это предстающие во фрагментах виды Голландии, образы голландской природы,
оживленной присутствием людей, полной движения.
На одной плитке изображен берег моря, люди на берегу готовят к отправке маленькое судно;
на другой виден выходящий в море берег канала,
на котором семья ожидает приближающегося к ним перевозчика.
Башнеобразные дома на берегу, деревья создают образ вполне конкретной местности.
Великолепен изразец с изображением голландской деревни, разделенной каналом;
на левом берегу канала виден дом со всеми хозяйственными пристройками,
выразительно передана здесь будничная жизнь крестьян.
Почти в каждом уголке природы, показанном на плитках, ощущается близость моря.
В уголке каждой плитки нарисована гвоздика или какой-либо орнаментальный мотив.
При соединении четырех плиток возникает дополнительная
орнаментально-живописная композиция.
Этот рисунок появился на изразцах, выделявшихся особой тщательностью исполнения,
чем славились мастера Дельфта.
Слайд 64Всадники изображены в «Варварином покое» на двадцати четырех плитках.
Это кавалеристы
в атаке и рыцари на турнире.
На шести из этих плиток солдаты, возможно, офицеры нидерландской армии,
запечатлены в момент схватки, атаки, с мушкетами, копьями, ружьями.
Они стремительны в своих движениях, демонстрируют военную технику
и разные виды оружия,
которые воспроизведены очень точно, соответствии с классификацией,
разработанной для искусства росписи по фаянсу (плиток),
их относят к большой группе, называемой «фигурные изображения», или «человечки».
Слайд 65Всадники изображены в «Варварином покое» на двадцати четырех изразцах
Это кавалеристы
в атаке и рыцари на турнире.
На шести из этих ихразцов солдаты, возможно, офицеры нидерландской армии,
запечатлены в момент схватки, атаки, с мушкетами, копьями, ружьями.
Они стремительны в своих движениях, демонстрируют военную технику
и разные виды оружия,
которые воспроизведены очень точно, соответствии с классификацией,
разработанной для искусства росписи по изразцов,
их относят к большой группе, называемой «фигурные изображения», или «человечки».
Слайд 66Одним из результатов нидерландской буржуазной революции XVI века
было создание национальной
армии, ставшие гордостью голландцев.
И не случайно в искусстве росписи плиток получила многогранное развитие
(особенно во второй четверти XVII века) военная тема.
Различные тематические варианты, созданные голландскими граверами или живописцами,
переносились на плитки - так появлялись изображения
вооруженных стрелков с пиками и алебардами, мушкетеров.
Диагональное размещение фигур воинов на парных плитках
создает впечатление, будто всадники скачут навстречу друг другу.
Слайд 67Плитки серии «Библейские сюжеты».
Слайд 68В обширной тематике изразцового декора «Варвариного покоя»
нашли место и плитки
с библейскими сюжетами.
В Голландии они получили большое распространение в XVII веке,
когда художники-керамисты делали росписи, пользуясь иллюстрациями из Библии.
В период увлечения плитковыми интерьерами росписи на темы
известных библейских легенд заключались на плитках в большой круг
и подчинялись архитектурному решению интерьера.
К одной серии можно отнести плитки со сценами «Благовещение»
и «Жертвоприношение в храме».
Изображенное на них действие происходит в интерьерах с совершенно одинаковым полом.
Сцена «Явление Христа народу» дана на фоне природы,
уже знакомой нам по плиткам с пейзажами и пасторальными мотивами.
Библейские сюжеты читаются легко, в них есть выразительность и занимательность,
известная жанровость; узнаются реалии голландского быта.
Слайд 70В обширной тематике изразцового декора «Варвариного покоя»
нашли место и изразцы
с библейскими сюжетами.
В Голландии они получили большое распространение в XVII веке,
когда художники-керамисты делали росписи, пользуясь иллюстрациями из Библии.
В период увлечения плитковыми интерьерами росписи на темы
известных библейских легенд заключались на изразцах в большой круг
и подчинялись архитектурному решению интерьера.
К одной серии можно отнести плитки со сценами «Благовещение»
и «Жертвоприношение в храме».
Изображенное на них действие происходит в интерьерах с совершенно одинаковым полом.
Сцена «Явление Христа народу» дана на фоне природы,
уже знакомой нам по изразцам с пейзажами и пасторальными мотивами.
Библейские сюжеты читаются легко, в них есть выразительность и занимательность,
известная жанровость; узнаются реалии голландского быта.
Слайд 71Плитки серии «Предметы быта».
На белой блестящей глазури плиток предстает и предметный
мир
голландского дома - столы с ножками-балясинами токарной работы,
стулья с перекладинами, подсвечники, щипцы и меха для камина,
дорогие предметы из фаянса и кухонная утварь.
На уголках таких плиток нет рисунка,
изображение предмета занимает немного места,
так как главная задача этих плиток - создание белого фона на стене.