Слайд 1тема:
Единство формы и декора в народных игрушках
Слайд 3Ды́мковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник
в заречной слободе Дымково — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).
Слайд 4Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение
связывают с весенним праздником СвистуньяДымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы ДымковоДымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 5Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного
песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
Слайд 29Промысел игрушки возник в середине XIX векаПромысел игрушки возник в середине
XIX века в среде местных гончаровПромысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинамПромысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе ОдоеваПромысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Слайд 30Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы,
медведи, петухи и т. п.
Слайд 31Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце,
нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Слайд 32Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно
зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Слайд 33Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки
украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.
Слайд 36Издавна в — деревнях Каргопольского уезда, Архангельской огбласти, сложился гончарный промысел
на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.