Слайд 1Русский костюм
Составитель: Басалаева Татьяна Федоровна
учитель ИЗО и технологии
МБОУ «Верх-Тайменская ООШ»
Слайд 2Рубаха
Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи.
У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками.
Слайд 4
Мужчины носили рубаху – косоворотку и порты, дети часто носили только
рубахи.
Слайд 5Вышивка
Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Особенно украшались ворот,
оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи
Слайд 7
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – «сенокосицы». Их носили
без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Слайд 9
Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали
сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы.
Слайд 10
Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со
словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце
Слайд 14
Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь.
Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов.
Слайд 16
Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ
древней богини Макоши – матери хорошего урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли
Слайд 18
Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими
на ветках. В народных представлениях символизировало растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия.
Слайд 20
Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался со светом, чистотой,
олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, солнца, олицетворял мужское начало. Красные узоры как земля, получившая энергию солнца. В узорах русских народных вышивок предстаёт образ земли, воскресшей под лучами весеннего солнца, и само солнце, дающее свет и тепло всему живому на земле.
Слайд 21Девичий костюм
Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и
головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Головные уборы играли немаловажную роль в костюме женщины. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми.
Слайд 25Девичий головной убор «повязка», Нижегородская губ. 19 в.
Слайд 26Костюм замужней женщины
Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне
дома, волосы убирали под головной убор. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор
Слайд 27
В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс.
Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером
Слайд 29Женский головной убор кокошник
Нижегородская губ. 19 в.
Слайд 32
В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые
покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода.
Слайд 33Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой» Тамбовская губ., 19 в.
Слайд 34Женский головной убор «сорока с мохрами» Орловская губ. 19
в.
Слайд 35
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский
Слайд 36Женский костюм юга России
На юге России вместо сарафана носили поневу –
домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), берегиня – он оберегал живот.
Слайд 37
Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник
Слайд 40Женский костюм севера России
Северный женский костюм состоял из рубахи. Сарафана и
душегреи или епанечки (короткой кофточки из парчовой ткани)
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд 43
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный»
означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
Слайд 48Литература:
Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002.
Буткевич Л.М.
История орнамента. М., Владос. 2004
Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2012.
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2012.