Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.

Содержание

РубахаОсновой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый

Слайд 1Русский костюм
Составитель: Басалаева Татьяна Федоровна

учитель ИЗО и технологии
МБОУ «Верх-Тайменская ООШ»
Русский костюмСоставитель: Басалаева Татьяна Федоровна       учитель ИЗО и технологии

Слайд 2Рубаха
Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи.

У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками.
РубахаОсновой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже

Слайд 4
Мужчины носили рубаху – косоворотку и порты, дети часто носили только

рубахи.
Мужчины носили рубаху – косоворотку и порты, дети часто носили только рубахи.

Слайд 5Вышивка
Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Особенно украшались ворот,

оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи
ВышивкаПраздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных

Слайд 7
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – «сенокосицы». Их носили

без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – «сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена

Слайд 9
Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали

сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы.
Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты).

Слайд 10
Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со

словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце
Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом

Слайд 14
Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь.

Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов.
Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина,

Слайд 16
Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ

древней богини Макоши – матери хорошего урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли
Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ древней богини Макоши – матери хорошего

Слайд 18
Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими

на ветках. В народных представлениях символизировало растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия.
Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях символизировало

Слайд 20
Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался со светом, чистотой,

олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, солнца, олицетворял мужское начало. Красные узоры как земля, получившая энергию солнца. В узорах русских народных вышивок предстаёт образ земли, воскресшей под лучами весеннего солнца, и само солнце, дающее свет и тепло всему живому на земле.
Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки

Слайд 21Девичий костюм
Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и

головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Головные уборы играли немаловажную роль в костюме женщины. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми.

Девичий костюмДевичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в

Слайд 23Девичий головной убор «коруна»

Девичий головной убор «коруна»

Слайд 24Девичий головной убор «коруна»

Девичий головной убор «коруна»

Слайд 25Девичий головной убор «повязка», Нижегородская губ. 19 в.

Девичий головной убор «повязка», Нижегородская губ. 19 в.

Слайд 26Костюм замужней женщины
Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне

дома, волосы убирали под головной убор. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор
Костюм замужней женщиныЗамужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор.

Слайд 27
В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс.

Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером

В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова

Слайд 29Женский головной убор кокошник Нижегородская губ. 19 в.

Женский головной убор кокошник Нижегородская губ. 19 в.

Слайд 31Женский головной убор «сборник»

Женский головной убор «сборник»

Слайд 32

В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые

покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода.
В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани –

Слайд 33Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой» Тамбовская губ., 19 в.

Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой» Тамбовская губ., 19 в.

Слайд 34Женский головной убор «сорока с мохрами» Орловская губ. 19

в.
Женский головной убор «сорока с мохрами»   Орловская губ. 19 в.

Слайд 35
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский

Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский

Слайд 36Женский костюм юга России
На юге России вместо сарафана носили поневу –

домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), берегиня – он оберегал живот.
Женский костюм юга РоссииНа юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее

Слайд 37
Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник

Слайд 40Женский костюм севера России
Северный женский костюм состоял из рубахи. Сарафана и

душегреи или епанечки (короткой кофточки из парчовой ткани)
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Женский костюм севера РоссииСеверный женский костюм состоял из рубахи. Сарафана и душегреи или епанечки (короткой кофточки из

Слайд 43
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный»

означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» –

Слайд 45

Вопросы к уроку:

Вопросы к уроку:

Слайд 46Назови женские головные уборы

Назови женские головные уборы

Слайд 47Как называлась мужская рубаха?

Как называлась мужская рубаха?

Слайд 48Литература:
Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002.
Буткевич Л.М.

История орнамента. М., Владос. 2004
Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2012.
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2012.

Литература:Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос. 2004 Гордеева

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть