Слайд 1Алешенский наряд
МОУ «Ситне-Щелкановская СОШ»,
учитель изобразительного искусства – Рябец Надежда Сергеевна
Слайд 2мой университет - www.moi-mummi.ru
Крестьянки этих областей носили два типа одежды: наряд
с понёвой и наряд с сарафаном.
Оба комплекса сосуществовали в тесном соседстве друг с другом и создавали достаточно пёструю и разнообразную картину.
Более архаичный женский наряд с понёвой обязательно включал в себя длинную рубаху, понёву, туникообразный передник (здесь его называют занавеска), головной убор, шейные и нагрудные украшения, на ноги наматывали онучи и надевали лапти или чуни.
Слайд 3мой университет - www.moi-mummi.ru
Алешенский сарафан
В начале XX
века в Алешне были модны прямые или круглые сатиновые сарафаны. Молодые женщины и девушки предпочитали однотонные (однокатные) или с цветочным рисунком красные, бордовые, малиновые ткани.
Синие, зелёные сарафаны в деревне считали печальными (траурными), а также старушечьими. Особое внимание уделяли украшению подола. Нашивали три ленты контрастного цвета: светло-розовые и голубые на красные сарафаны, оранжевые ленты на фиолетовый сарафан. Крайние ленты обычно были одинаковыми.
Слайд 4мой университет - www.moi-mummi.ru
Детали сарафана.
Слайд 5мой университет - www.moi-mummi.ru
Алешенские рукова
Поверх
рубахи надевали рукова. Рукова, или, как ещё называли этот вид одежды, кохта7 представляет собой короткую рубашку длиной до линии талии с широкими, богато декорированными рукавами. Местное название рукова подчёркивает, что эта одежда была не основной нательной, а лишь частью костюма, надеваемой поверх рубахи. Украшению рукавов этого изделия уделяли большое внимание, ведь именно эта деталь придавала особый колорит всему наряду. Одни мастерицы вышивали их крестиком: по белому холсту шли красно-черные узоры. Другие мастерицы узоры выбирали на стану. Такие рукова называли выборчатыми.
Украшается ворот справа и слева от застёжки кантиком из кумача, который нашиваем поверх сборок впритык к вороту.
Слайд 6мой университет - www.moi-mummi.ru
Выборчатыи рукова
В рукавах этого
изделия преобладает красный цвет, при этом его интенсивность снижается от полика к манжете. Верхняя часть рукава расшивается сплошным узором, ниже расположены тканые полосы и поперечные узоры.
Слайд 7мой университет - www.moi-mummi.ru
Вышитые рукова
полик - горизонтальный узор с небольшими ростками
или деревьями, обращенными к вороту;
рукав - крупный горизонтальный узор с деревьями, обращенными к манжете, мелкие элементы разбросаны по рукаву в шахматном порядке; манжета - горизонтальный волнообразный мотив;
ворот - узкая полоска геометрического узора.
Слайд 8мой университет - www.moi-mummi.ru
Вышивка ворота.
Вышивка ворота. Это полоска
геометрического узора с ромбами, треугольниками или же растительные мотивы. Ворот, или как его называют в Алешне ошейник, ошеек, вышивка очень мелкая, один стежок - одна нитка ткани)
или крестиком {в обычном масштабе).
Слайд 9мой университет - www.moi-mummi.ru
Аппликация из кумача или ситца с мелким рисунком
в виде красных треугольничков
Аппликация делается из плотных х/б тканей красных оттенков (однотонных или с мелким рисунком). Строчку выполняется только на руках цветными х/б нитками контрастного цвета. Строчки и вышивка на манжетах (шлагах)
выполнены очень аккуратно и ровно. Вышивка тамбуром в два цвета, выполненную двумя иголками.
Слайд 10мой университет - www.moi-mummi.ru
Техника цветная перевить
В верхнеокской
традиции техника белой и цветной перевити известна издавна. Перевить украшала древнейшую традиционную женскую одежду. Цветная перевить выполняется по продёрнутой сетке. Сам узор вышивается белыми нитками плотной «стланью», а фон - красной шерстяной нитью с включениями жёлтых, синих, зелёных и других цветов. Композиция вышивки подолов занавесок, зафиксированных в Алешне, трёхчастна. Центральная часть, узор, состоит из крупных ромбов, выполненных в технике перевить. Полосы сверху и снизу, подузорнички1, состоят из более мелких элементов. Подузорники выполнены в технике полукрест. Представленная здесь занавеска имеет развитый подузорник, вышитый перевитью и полукрестом.
Слайд 11мой университет - www.moi-mummi.ru
Алешенский головной убор лобазня
Праздничный головной убор молодой
женщины лобазня (или бровка) состоит из нескольких частей, которые надеваются в определённой последовательности
Слайд 12мой университет - www.moi-mummi.ru
Жерёлок
Праздничный наряд дополнялся бисерными нагрудными и
шейными украшениями. Жерёлок - это бисерная сетка, прикреплённая к матерчатой основе, называемой здесь ошеек, ошейник. Снизки - бусы из нескольких бисерных нитей, одевавшиеся поверх жерёлка. Нагрудное украшение - жерёлок состоит их трёх частей, сшитых между собой: бисерной сетки, тряпичной подкладки под сетку и ошейника - неширокой плотной полосы ткани.
Слайд 13мой университет - www.moi-mummi.ru
Примечания:
1. Онучи - портянки, обёртки для ног, изготовленные
из холста или сукна домашней выработки.
2. Чуни - низкая обувь на плоской подошве, плетённая или вязанная из пеньковых верёвок.
3. Замашка - ткань из конопли, широко использовалась при изготовлении рубах, онуч и др.
4. Зубчики - традиционный вид украшения, широко распространённый в деревнях Орловской области. Подробнее об этом виде аппликации см. статью "Как сшить выборчатыи рукова".
5. Полик - деталь рубахи, соединяющая перед, спинку и рукав.
Слайд 14мой университет - www.moi-mummi.ru
Использованная литература:
1. Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып.
1 (5) (2005 г.)
2. Рассказывает Егорочкина П.В.,1928 г.р.; расшифровка к/к 2.2 из экспедиции ансамбля "Дербеневка", май 2001, сторона В, с. 26.
3. Из интервью с Кондрашкиной А. Г.,1928 г.р.; д. Бабенки Гнеэдиловского с/с, расшифровка к/к 2.2 из экспедиции ансамбля "Дербеневка", май 2001, сторона А, с. 8.
4. Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 1 (5) (2005 г.)
5. Верхнеокский женский наряд Алешенский наряд, Е. Артемьева