Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему Мамин платок

Содержание

.  Платок –кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Слайд 1Мамин платок
Урок ИЗО в 3 кл.
Автор работы: учитель изо ГБОУ Гимназия

№155
Онухова И.К.
Санкт-петербург
Мамин платокУрок ИЗО в 3 кл.Автор работы: учитель изо ГБОУ Гимназия №155Онухова И.К.Санкт-петербург

Слайд 2
Платок –кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

.   Платок –кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Слайд 3История
Платок - древняя часть женской одежды. Степень распространения платка зависела от климатических

условий, от религиозных традиций, обычаев. Так, в Египте климат не способствовал ношению платков, кроме того, в Египте были в моде парики. В древнегреческом мире женщины носили пелос - кусок ткани, заменяющий плащ и платок одновременно или же просто повязку. Так же покрывали голову женщины Древнего Рима. В Византии же наряду с чепцами и сетками для волос носили платки.
ИсторияПлаток - древняя часть женской одежды. Степень распространения платка зависела от климатических условий, от религиозных традиций, обычаев. Так,

Слайд 4История платка на Руси 
 В русской жизни платки, прежде всего, защищали от

сурового климата. Уже с языческих времен женщина ходит с покрытой головой, и с давней поры на Руси замужняя женщина по обычаю покрывает голову платком, так как ей нельзя было показывать волосы. После венчания считалось величайшим позором насильственное обнажение головы.
Тканый платок сначала носил название "лор", затем "убрус". Славянское слово "убрус" сохранилось у западных славян до сих пор. Под платок женщины надевали шапочки, так называемые "подубрусники" или "волосники", которые с одной стороны утепляли голову, а с другой предохраняли дорогие расшитые платки от загрязнения и, соответственно, от частой стирки. Волосы женщины стягивали головным убором так туго, что им было тяжело пошевелить веками. Зимой поверх платка надевалась меховая шапочка. Бедные покрывали голову платком из крашенины и шерстяными платками.

Голова женщины украшена кикой и платком

История платка на Руси  В русской жизни платки, прежде всего, защищали от сурового климата. Уже с языческих времен

Слайд 5В старину на Руси самым желанным подарком был платок. Его дарили

женщинам в знак добрых чувств, внимания и любви.

В Российскую Империю античные шали и палантины впервые были привезены из Западной Европы и с Востока, но очень быстро было налажено их производство в России

В старину на Руси самым желанным подарком был платок. Его дарили женщинам в знак добрых чувств, внимания

Слайд 6В 16 в, появились квадратные платки из плотной узорной коноватной ткани,

так называемые "коноватки". Индийские историки предполагают, что в России платки появились после того, как их привез Афанасий Никитин из своего путешествия в Индию, совершенного в 1460 г.
Со второй половины 19 в. входят в моду пуховые, парчовые, ситцевые и шелковые набивные платки.
Платок был в одежде русской женщины, логическим завершением костюма. 2/3 жизни носила она платок, не снимая его до самой смерти. Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок. Не случайно многие русские поэты, так или иначе, обращались в своем творчестве к платку.
"Разрядись: уберись  В свой наряд голубой И на плечи накинь Шаль с каймой расписной." А. В.Кольцов.
В 16 в, появились квадратные платки из плотной узорной коноватной ткани, так называемые

Слайд 7Константин Егорович Маковский
Портрет девочки в профиль
Под венец
Жена художника, Ю. П. Маковская
Портрет

девушки в русском костюме
Константин Егорович Маковский Портрет девочки в профильПод венецЖена художника, Ю. П. МаковскаяПортрет девушки в русском костюме

Слайд 8Вторая половина 19 в. знаменуется стилем псевдобарокко или вторым барокко. Распространены

платки с узором на черном фоне, так называемом темноземельном и светлоземельном фоне.
В русском быту платок имел целый ряд символико-обрядовых значений. Платком покрывала голову лишь замужняя женщина, девушка не имела право носить платок. Она повязывала голову лишь повязкой, а зимой носила шапочку.
Существовал обряд окручивания молодой, связанный со свадьбой. К концу первого дня молодую сажали в угол, закрывали со всех сторон опять же платками, заплетали ей две косы и надевали платок.
Платок превращается в символ, в знак. "Знак - по определению древнего философа.... - это предмет, который называет мысль не только о себе, но и о чем-то другом". Так вот и платки стали своеобразными знаками. Появилась определенная символика в способе повязывания платка.

Вторая половина 19 в. знаменуется стилем псевдобарокко или вторым барокко. Распространены платки с узором на черном фоне,

Слайд 9 Особый интерес представляют оренбургские платки: уральские казачки, которые выменивали у калмыков

и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы – соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки. 
Особый интерес представляют оренбургские платки: уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева

Слайд 10Оренбургский платок

Оренбургский платок

Слайд 11 В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой

популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали: на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии горели ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками.  В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде.
В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали,

Слайд 12Павлопосадские платки

Павлопосадские платки

Слайд 13Искусство украшения платка в России развито с давних времен. В рисунках,

украшающих платки, особенно развиты цветочные мотивы. Знаменитые шерстяные и полушерстяные шали из г. Павловский Посад украшены орнаментами из пышных садовых цветов, чаще всего роз.
Искусство украшения платка в России развито с давних времен. В рисунках, украшающих платки, особенно развиты цветочные мотивы.

Слайд 14Узорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных досок, которые

переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называют «манеры» или «цветки». Число «манер» соответствует числу красок данного узора. Для каждой краски делают печатную форму. Сначала набивают на ткань контурную и более светлые краски, а затем - более темные. Два набойщика одновременно набивают две краски на платок. После набивки двух красок изделие просушивают и так последовательно набивают все цвета, постепенно заполняя весь квадрат рисунка.
Узорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных досок, которые переносят краску на полотно. Формы для

Слайд 15Узоры могут сочетать садовые цветы, ягоды и листья рябины, земляники.

Узоры могут сочетать садовые цветы, ягоды и листья рябины, земляники.

Слайд 16Посмотрите на платки и скажите, как заполнено узорами поле платка.

Посмотрите на платки и скажите, как заполнено узорами поле платка.

Слайд 17Орнамент по кайме
Орнамент в центре
Орнамент в центре и в углах
Орнамент в

углах
Орнамент по каймеОрнамент в центреОрнамент в центре и в углахОрнамент в углах

Слайд 19Иногда композиция состоит из цветочных гирлянд, замкнутых в окружности, масштабно увеличивающихся

к центру.
Иногда композиция состоит из цветочных гирлянд, замкнутых в окружности, масштабно увеличивающихся к центру.

Слайд 20Посмотрите на платки. Что мы можем сказать о них? Какой они формы?

Что на них изображено?
Посмотрите на платки. Что мы можем сказать о них? Какой они формы? Что на них изображено?

Слайд 21Часто кайма украшена плотным узором, состоящим из садовых цветов. Бывает свободная

роспись, т. е. цветы или букетики заполняют все поле
Часто кайма украшена плотным узором, состоящим из садовых цветов. Бывает свободная роспись, т. е. цветы или букетики

Слайд 26Турецкие "огурцы"
Особая группа шалей - кашмирские, турецкие с шалевым рисунком турецких

"огурцов". Эти шали вывозились из России в Китай, Персию, Среднюю Азию и вытесняли аналогичные английские изделия.

В русской орнаментике "огурцы" встречались уже в 16 в. Хотя их называли турецкими "огурцами", пришли они из Индии. В Индии "огурец" символизирует отпечаток ступни Будды.
В отличие от индийских "огурцов" русские рисовальщики давали более обобщенное декоративное решение, которое требовало тонкой печати. В 19 в. появились новые огуречные мотивы - так называемые русские "процветшие огурцы", кончики которых были украшены цветами.

Турецкие

Слайд 27Современные платки.

Современные платки.

Слайд 28Рисуем платок

Рисуем платок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть