Слайд 1ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО УРАЛА
Деревянное зодчество составляет основную страницу истории русской архитектуры. Необъятные
просторы нашей страны испокон веков застраивались преимущественно деревянными сооружениями.
Дерево было прекрасным строительным материалом и русские мастера создавали из него произведения высоко го строительного искусства, добиваясь блестящего выражения своих художественных идей. Деревянное зодчество Урала разнообразно и богато как по форме и декору, так и по строительным приемам.
Урал в истории России был "перевалочным пунктом" не только в промышленном смысле, но и культурном. Здесь столкнулись славянские и тюркские традиции.
Сегодня традиционная крестьянская изба становится музейной редкостью, предметом изучения историков, этнографов, архитекторов, искусствоведов.
Слайд 2Жилые постройки
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным
мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов
"Прародительница" современных небоскребов - двухэтажная изба.
Слайд 3Шатровая часовня
Прямо перед нами, через дорогу, оказывается небольшая, причудливых форм
часовенка с галереей на кронштейнах из выпусков бревен стен вокруг сруба. Кровлю с двух сторон венчают небольшие восьмерики, на одном из них помещается звонница с шатром, на другом - двухъярусном - небольшая главка, крытая лемехом. Это часовня из деревни Кашира Маловишерского района.
Слайд 4Шатровая церковь
Крестообразная в плане (восьмерик на четверике с тремя прямоугольными алтарными
прирубами и круговой галереей на кронштейнах из выпусков бревен) - это шатровая церковь Рождества Богородицы из села Передки Новгородской области.. Дата ее постройки точно не определена, однако с уверенностью можно утверждать, что чудо это явилось свету не позднее первой половины 16 века.
Слайд 5Троицкая церковь - это один из тех немногих памятников народного деревянного
зодчества, которые сохранили почти первозданный вид на протяжении всей своей истории.
Слайд 6Деревянное зодчество Урала
Природа, суровая и живописная, дышащая богатырской мощью, с могучими
реками и тихими озерами, скалистыми берегами и голубыми цепями дальних лесистых гор, предопределила особый мир архитектуры, присущий только Уралу
К сожалению, в сравнении с другими российскими регионами, Уралу меньше повезло в плане изучения и сохранения памятников архитектуры. Древнерусская культура достаточно полно и глубоко изучена на Севере Урала, Она развивалась в русле общих тенденций Древней Руси XY – XYII в.в. На Среднем и Южном Урале, а также в Зауралье русская колонизация началась значительно позже, активный же пик приходится на XYIII – XIX в.в. время петровских реформ, когда Древняя Русь превращается в Русскую империю с явными европеизированными чертами.
Слайд 7Издавна на Руси жили люди в деревянных домах – избах.
Избу «рубили»
при помощи топора, и поэтому избу еще называли «сруб».
Глаза дома – это окна. Над ними расположены наличники. Они защищают окно от дождя и снега.
А закрывались окна ставнями.
Слайд 8Деревянная постройка недолговечна, ее не щадит время, стихия, пожары.
Но остаются традиции
мастеров и они передаются из поколения в поколение.
Слайд 9Типологические особенности деревянного жилища
С начала 19 века дома-кошели вытеснялись пятистенными и
шестистенными домами, срубленными брусом.
С распространением северорусского типа жилища, на Урале стали рубить избы-комплексы. В таких постройках хозяйственные комплексы объединялись с жильем крытым двором.
Слайд 10Монументальность архитектурных форм, выдающиеся конструктивные достоинства и большая художественная выразительность, ставят
эти сооружения в один ряд с другими шедеврами русского зодчества.
Слайд 12Старые мастера придавали самые разнообразные формы покрытия зданий. Над крышей гордо
возносился конек - стилизованная голова лошади. Художественно прорабатывались и отдельные детали здания. На наличниках плотник топором вырезал фантастических птиц, русалок, диковинные цветы и множество солнц. Его видение мира и понимание прекрасного находило отражение в уборе избы.
Слайд 16Фасад избы чаще всего был украшен солнечными символами в самой верхней
части и по контуру торца кровли. Щипец (фронтон) кровли увенчивался массивным коньком, от которого вниз было опущено дощатое “полотенце” с изображением солнца. Причелины опускаются по кромке кровли, завершаются тоже знаком солнца. Солнце для земледельца - это свет, тепло, жизнь и оберег от темных сил. Это и богатый урожай, достаток, здоровье, счастье, благополучие. В народе говорили: “Не земля хлеб родит, а солнце”.
Небольшие кружки в волнах орнамента символизируют дождевые капли, струи воды, женские груди, плодородие. Дождевые потоки уподоблялись потокам молока Матери-Богини. Роса, падающая с неба в виде тумана - облака, посылается богам неба Родом, как всерождающая влага жизни.
Вырезанная дуга, дугообразные элементы в орнаменте символизируют возрождение добрых сил, начало жизни. Радуга-дуга олицетворяла дружеское согласие - союз между небом и землей. Дуги в орнаменте означали, что человек призвал к себе в союзники добрые силы природы. Это тоже своеобразный оберег отгоняющий, отпугивающий зла.
Круги символизируют Солнце; волнообразные линии – воду; мелкие круги – отверстия – капли воды, дождя, росы; прямоугольные, треугольные или ромбообразные зубчики – землю; крест – огонь; ромб – плодородие и достаток.
Уральской резьбе присуще преобладание растительного орнамента над геометрическим, особые композиционные схемы. Наиболее интересными для изучения являются окна, которые богато украшались резьбой. При сохранении симметричности в композиции одного окна, мастер всегда вносил небольшие изменения в последующие, поэтому в постройках до середины 19 века нет одинаковых окон даже в одном доме
Слайд 19
Лучшие здания народной архитектуры выдержали испытание временем и стали памятниками истории
и культуры. Они несут на себе следы человеческой жизни; в них его тепло, его дыхание, его надежды. Они хранят память и свидетельствуют о технических знаниях, высоком мастерстве, художественном вкусе их создателей.
Слайд 20
Жёлоб
Причелина
Полотенце
Конь – охлупень
Фасад
Фронтон
Лобовая доска
Наличник
Слайд 21Данные исследований советских этнографов о типах русского крестьянского жилища Урала свидетельствуют
о том, что в большинстве уездов Пермской губернии в середине XIX века бытовали двух- и трехкамерные дома, особенно отмечались избы с прирубом и избы - двойни. Крыши в основном двускатные, хотя были и четырехскатные. Курные печи больше сохранились в европейской части Урала: в Чердынском, Соликамском, Пермском, Оханском, Кунгурском, Осинском уездах, тогда как в его сибирской стороне - Верхотурском, Екатеринбургском, Шадринском, Ирбите.
Красноуфимском уездах - были дома с белыми печами и дымоходами. Пятистенок встречался только в Осинском уезде. В середине XIX столетия многие селения горных заводов как по внешнему, так и по внутреннему виду жилищ превосходили «даже значительные уездные города». К этому времени относятся первые упоминания современников об окраске и росписи домов.
Слайд 22 В Красноуфимском уезде, в Нижне-Сергиевском заводе, «расписанные стены и крашеный
под лак пол» были признаками большой зажиточности, так же как и «обилие комнат, бархатная пружинная мебель, огромные зеркала, благоухающие цветы и статуи на воротах». В деревнях около Нижней Салды в «постройках - щегольство, на кровлях цветные петухи, ставни разрисованы».
В описаниях горнозаводских кержацких домов уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк неоднократно говорит об окраске отдельных помещений масляной или клеевой красками. В подобный, часто двухэтажный особняк с маленькими окнами вело широкое крыльцо. Основные жилые помещения располагались на втором этаже, на первом были теплые повалуши, выше светелка и летник, на вышке, как правило, имелось слюдяное оконце. Между многочисленными комнатами, которые имели названия в зависимости от расположения: угловая, «где неугасимая горит», средняя, где на святки играет молодежь, - и от цвета стен: синяя, зеленая и так далее, -были всевозможные переходы и тайнички. В комнатах можно было увидеть изразцовые печи, бронзовые канделябры, тяжелую мебель рубежа XVIII- XIX веков, стены были выкрашены клеевой краской. Гостиную в соответствии с «новым вкусом» красили канареечным цветом.
Слайд 23 В крестьянской архитектуре Урала и некоторых районов Сибири в XIX
-начале XX в. и до последнего времени широко бытовала роспись внутреннего пространства жилища. Наиболее распространенным ее мотивом были цветы в вазонах, собранные в гирлянды, в венки, организованные в орнаментальные компоиции, являющие собой народную переработку некоторых барочных и особенно ампирных мотивов. Иногда цветочный узор дополнялся изображениями птиц.
Исследователь домовой росписи В. А. Барадулин так описывает убранство уральского дома: «На окнах занавески и обязательно цветы - «сады». В простенках тоже посажены цветы, только рисованные. На потолке - венок из цветов и плодов. На ярком свету краски росписей работают в полную силу, терракотовые и бордовые тона смотрятся киноварными и алыми.