Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему Деревянное зодчество (5 класс)

Содержание

Жилые постройки Глаголем, кошелем и брусомДом строили с резным крыльцом,С обдуманным мужицким вкусомИ каждый со своим лицом.

Слайд 1ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО УРАЛА
Деревянное зодчество составляет основную страницу истории русской архитектуры. Необъятные

просторы нашей страны испокон веков застраивались преиму­щественно деревянными сооружениями.
Дерево было прекрасным строительным материалом и русские мастера создавали из него произведения высоко го строительного искусства, добиваясь блестящего выражения своих художественных идей. Деревянное зодчество Урала разнообразно и богато как по форме и декору, так и по строительным приемам.
Урал в истории России был "перевалочным пунктом" не только в промышленном смысле, но и культурном. Здесь столкнулись славянские и тюркские традиции.
Сегодня традиционная крестьянская изба становится музейной редкостью, предметом изучения историков, этнографов, архитекторов, искусствоведов.

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО УРАЛАДеревянное зодчество составляет основную страницу истории русской архитектуры. Необъятные просторы нашей страны испокон веков застраивались

Слайд 2Жилые постройки
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным

мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов


"Прародительница" современных небоскребов - двухэтажная изба.
Жилые постройки Глаголем, кошелем и брусомДом строили с резным крыльцом,С обдуманным мужицким вкусомИ каждый со своим лицом.

Слайд 3Шатровая часовня
Прямо перед нами, через дорогу, оказывается небольшая, причудливых форм

часовенка с галереей на кронштейнах из выпусков бревен стен вокруг сруба. Кровлю с двух сторон венчают небольшие восьмерики, на одном из них помещается звонница с шатром, на другом - двухъярусном - небольшая главка, крытая лемехом. Это часовня из деревни Кашира Маловишерского района.
Шатровая часовняПрямо перед нами, через дорогу, оказывается небольшая,  причудливых форм часовенка с галереей на кронштейнах из

Слайд 4Шатровая церковь
Крестообразная в плане (восьмерик на четверике с тремя прямоугольными алтарными

прирубами и круговой галереей на кронштейнах из выпусков бревен) - это шатровая церковь Рождества Богородицы из села Передки Новгородской области.. Дата ее постройки точно не определена, однако с уверенностью можно утверждать, что чудо это явилось свету не позднее первой половины 16 века.
Шатровая церковьКрестообразная в плане (восьмерик на четверике с тремя прямоугольными алтарными прирубами и круговой галереей на кронштейнах

Слайд 5Троицкая церковь - это один из тех немногих памятников народного деревянного

зодчества, которые сохранили почти первозданный вид на протяжении всей своей истории.
Троицкая церковь - это один из тех немногих памятников народного деревянного зодчества, которые сохранили почти первозданный вид

Слайд 6Деревянное зодчество Урала


Природа, суровая и живописная, дышащая богатырской мощью, с могучими

реками и тихими озерами, скалистыми берегами и голубыми цепями дальних лесистых гор, предопределила особый мир архитектуры, присущий только Уралу
К сожалению, в сравнении с другими российскими регионами, Уралу меньше повезло в плане изучения и сохранения памятников архитектуры. Древнерусская культура достаточно полно и глубоко изучена на Севере Урала, Она развивалась в русле общих тенденций Древней Руси XY – XYII в.в. На Среднем и Южном Урале, а также в Зауралье русская колонизация началась значительно позже, активный же пик приходится на XYIII – XIX в.в. время петровских реформ, когда Древняя Русь превращается в Русскую империю с явными европеизированными чертами.

Деревянное зодчество УралаПрирода, суровая и живописная, дышащая богатырской мощью, с могучими реками и тихими озерами, скалистыми берегами

Слайд 7Издавна на Руси жили люди в деревянных домах – избах.
Избу «рубили»

при помощи топора, и поэтому избу еще называли «сруб».
Глаза дома – это окна. Над ними расположены наличники. Они защищают окно от дождя и снега.
А закрывались окна ставнями.
Издавна на Руси жили люди в деревянных домах – избах.Избу «рубили» при помощи топора, и поэтому избу

Слайд 8Деревянная постройка недолговечна, ее не щадит время, стихия, пожары.
Но остаются традиции

мастеров и они передаются из поколения в поколение.

Деревянная постройка недолговечна, ее не щадит время, стихия, пожары.Но остаются традиции мастеров и они передаются из поколения

Слайд 9Типологические особенности деревянного жилища
С начала 19 века дома-кошели вытеснялись пятистенными и

шестистенными домами, срубленными брусом.
С распространением северорусского типа жилища, на Урале стали рубить избы-комплексы. В таких постройках хозяйственные комплексы объединялись с жильем крытым двором.

Типологические особенности деревянного жилищаС начала 19 века дома-кошели вытеснялись пятистенными и шестистенными домами, срубленными брусом.С распространением северорусского

Слайд 10Монументальность архитектурных форм, выдающиеся конструктивные достоинства и большая художественная выразительность, ставят

эти сооружения в один ряд с другими шедеврами русского зодчества.

Монументальность архитектурных форм, выдающиеся конструктивные достоинства и большая художественная выразительность, ставят эти сооружения в один ряд с

Слайд 12Старые мастера придавали самые разнообразные формы покрытия зданий. Над крышей гордо

возносился конек - стилизованная голова лошади. Художественно прорабатывались и отдельные детали здания. На наличниках плотник топором вырезал фантастических птиц, русалок, диковинные цветы и множество солнц. Его видение мира и понимание прекрасного находило отражение в уборе избы.
Старые мастера придавали самые разнообразные формы покрытия зданий. Над крышей гордо возносился конек - стилизованная голова лошади.

Слайд 16Фасад избы чаще всего был украшен солнечными символами в самой верхней

части и по контуру торца кровли. Щипец (фронтон) кровли увенчивался массивным коньком, от которого вниз было опущено дощатое “полотенце” с изображением солнца. Причелины опускаются по кромке кровли, завершаются тоже знаком солнца. Солнце для земледельца - это свет, тепло, жизнь и оберег от темных сил. Это и богатый урожай, достаток, здоровье, счастье, благополучие. В народе говорили: “Не земля хлеб родит, а солнце”.
Небольшие кружки в волнах орнамента символизируют дождевые капли, струи воды, женские груди, плодородие. Дождевые потоки уподоблялись потокам молока Матери-Богини. Роса, падающая с неба в виде тумана - облака, посылается богам неба Родом, как всерождающая влага жизни.
Вырезанная дуга, дугообразные элементы в орнаменте символизируют возрождение добрых сил, начало жизни. Радуга-дуга олицетворяла дружеское согласие - союз между небом и землей. Дуги в орнаменте означали, что человек призвал к себе в союзники добрые силы природы. Это тоже своеобразный оберег отгоняющий, отпугивающий зла.
Круги символизируют Солнце; волнообразные линии – воду; мелкие круги – отверстия – капли воды, дождя, росы; прямоугольные, треугольные или ромбообразные зубчики – землю; крест – огонь; ромб – плодородие и достаток.
Уральской резьбе присуще преобладание растительного орнамента над геометрическим, особые композиционные схемы. Наиболее интересными для изучения являются окна, которые богато украшались резьбой. При сохранении симметричности в композиции одного окна, мастер всегда вносил небольшие изменения в последующие, поэтому в постройках до середины 19 века нет одинаковых окон даже в одном доме
Фасад избы чаще всего был украшен солнечными символами в самой верхней части и по контуру торца кровли.

Слайд 19
Лучшие здания народной архитектуры выдержали испытание временем и стали памятниками истории

и культуры. Они несут на себе следы человеческой жизни; в них его тепло, его дыхание, его надежды. Они хранят память и свидетельствуют о технических знаниях, высоком мастерстве, художественном вкусе их создателей.
Лучшие здания народной архитектуры выдержали испытание временем и стали памятниками истории и культуры. Они несут на себе

Слайд 20
Жёлоб
Причелина
Полотенце
Конь – охлупень
Фасад
Фронтон
Лобовая доска
Наличник

ЖёлобПричелинаПолотенцеКонь – охлупеньФасадФронтонЛобовая доскаНаличник

Слайд 21Данные исследований советских этнографов о типах русского крестьянского жилища Урала свидетельствуют

о том, что в большинстве уездов Пермской губернии в середине XIX века бытовали двух- и трехкамерные дома, особенно отмечались избы с прирубом и избы - двойни. Крыши в основном двускатные, хотя были и четырехскатные. Курные печи больше сохранились в европейской части Урала: в Чердынском, Соликамском, Пермском, Оханском, Кунгурском, Осинском уездах, тогда как в его сибирской стороне - Верхотурском, Екатеринбургском, Шадринском, Ирбите.
Красноуфимском уездах - были дома с белыми печами и дымоходами. Пятисте­нок встречался только в Осинском уезде. В середине XIX столетия многие селения горных заводов как по внешнему, так и по внутреннему виду жилищ превосходили «даже значительные уездные го­рода». К этому времени относятся первые упоминания современников об окраске и росписи домов.
Данные исследований советских этнографов о типах русского крестьянского жилища Урала свидетельствуют о том, что в большинстве уездов

Слайд 22 В Красноуфимском уезде, в Нижне-Сергиевском заводе, «расписанные стены и крашеный

под лак пол» были признаками большой зажиточности, так же как и «обилие комнат, бархатная пружинная мебель, огромные зеркала, благоухающие цветы и статуи на воротах». В деревнях около Нижней Салды в «постройках - щегольство, на кровлях цветные петухи, ставни разрисованы».
В описаниях горнозаводских кержацких домов уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк неоднократно говорит об окраске отдельных помещений масляной или клеевой красками. В подобный, часто двухэтажный особняк с маленькими окнами вело широкое крыльцо. Основные жилые помещения располагались на втором этаже, на первом были теплые повалуши, выше светелка и летник, на вышке, как правило, имелось слюдяное оконце. Между многочисленными комнатами, которые имели названия в зависимости от расположения: угловая, «где неугасимая горит», средняя, где на святки играет молодежь, - и от цвета стен: синяя, зеленая и так далее, -были всевозможные переходы и тайнички. В комнатах можно было увидеть изразцовые печи, бронзовые канделябры, тяжелую мебель рубе­жа XVIII- XIX веков, стены были выкрашены клеевой краской. Гостиную в соответствии с «новым вкусом» красили канареечным цветом.
В Красноуфимском уезде, в Нижне-Сергиевском заводе, «расписанные стены и крашеный под лак пол» были признаками большой

Слайд 23 В крестьянской архитектуре Урала и некоторых районов Сибири в XIX

-начале XX в. и до последнего времени широко бытовала роспись внутреннего пространства жилища. Наиболее распространенным ее мотивом были цветы в вазонах, собранные в гирлянды, в венки, организованные в орнаментальные компо­иции, являющие собой народную переработку некоторых барочных и особенно ампирных мотивов. Иногда цветочный узор дополнялся изображениями птиц.
Исследователь домовой росписи В. А. Барадулин так описывает убранство уральского дома: «На окнах занавески и обязательно цветы - «сады». В простен­ках тоже посажены цветы, только рисованные. На потолке - венок из цветов и плодов. На ярком свету краски росписей работают в полную силу, терракотовые и бордовые тона смотрятся киноварными и алыми.
В крестьянской архитектуре Урала и некоторых районов Сибири в XIX -начале XX в. и до последнего

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть