Слайд 1Последние дни Помпеи
Выполнила учитель
МОУ-СОШ с. Озерное Аткарского района Саратовской области
Стихина Елена Ивановна
Слайд 2Карл Павлович Брюлов
1799-1852 /автопортрет/
Карл Павлович Брюллов был самым знаменитым художником своего
времени. Блестящий рисовальщик, акварелист, портретист, исторический живописец, мастер эффектных композиций, впечатляющих размахом декоративной фантазии, Брюллов снискал всеобщую славу, еще будучи учеником петербургской Академии художеств.
Слайд 3Последний день Помпеи
холст масло 456 x 651 см
1830-1833, Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 4Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый
интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.
Слайд 6…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта,
и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму.
Слайд 7Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает
мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.
Слайд 8 Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить
драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких
Слайд 9Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся
они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.
Слайд 11На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина
с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
Слайд 12А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе
с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой
Слайд 13
Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра.
В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.
Слайд 15Юный Плиний пережил извержение в морском порту Мизено к северу от
Помпей и подробно описал увиденное: дома, которые, казалось, сдвинулись со своих мест, широко разлившееся по конусу вулкана пламя, падающие с неба горячие куски пемзы, тяжелый дождь из пепла, черный непроглядный мрак, огненные зигзаги, подобные гигантским молниям… И все это Брюллов перенес на холст.
Слайд 16
«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и
не прибавляя»; на том месте, которое попало в картину, при раскопках найдены были браслеты, кольца, серьги, ожерелья и обугленные остатки колесницы. Но мысль картины много выше и много глубже, чем желание реконструировать событие, случившееся семнадцать с половиной столетий назад. Ступени гробницы Скавра, скелет матери и дочерей, перед смертью обнявших друг друга, обгоревшее колесо повозки, табуретка, ваза, светильник, браслет — все это было пределом достоверности…
Слайд 17
Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на
разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Вулканологи отмечают, что извержение Везувия написано со всей возможной для того времени точностью. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.
Слайд 18
В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в
Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. В России полотно Брюллова воспринималось не компромиссным, а исключительно новаторским произведением. Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли "Карл Великий".
Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.
Слайд 19Источники изображений
http://88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/55/fHqAH94qdQVhyzKEF.jpg
http://sch2016.edusite.ru/images/01.gif