Презентация, доклад по изобразительному искусству и МХК Пушкин глазами выдающихся художников

Содержание

…Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей… Он первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела…Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое

Слайд 1«ПУШКИН ГЛАЗАМИ ВЫДАЮЩИХСЯ ХУДОЖНИКОВ»

«ПУШКИН ГЛАЗАМИ ВЫДАЮЩИХСЯ ХУДОЖНИКОВ»

Слайд 2…Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки

тысяч людей… Он первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела…Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель… Н. Чернышевский
…Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей… Он первый возвел у

Слайд 3Гравюра на меди Егора Гейтмана
А.С.Пушкин
Первым изображением Пушкина, которое увидели читатели,

была гравюра на меди Е. Гейтмана - фронтиспис поэмы «Кавказский пленник». Книга вышла в конце августа 1822 года со следующим послесловием «Издатели присовокупляют портрет автора в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным». Двадцатитрехлетний поэт представлялся читателям в виде юноши с чертами арапчонка и в байроновской позе. Это изображение не соответствовало действительной внешности его, но вошло в историю, врезалось в память многих поколений.
Гравюра на меди Егора Гейтмана А.С.ПушкинПервым изображением Пушкина, которое увидели читатели, была гравюра на меди Е. Гейтмана

Слайд 4Четырьмя годами ранее он сам нарисовал свой портрет как прообраз гравюры

для готовившегося, но не состоявшегося тогда издания стихотворений. Так поэт впервые обратился к автоизображениям, которые с этого времени сопутствуют его творчеству до конца жизни, становятся одной из форм самовыражения. Эти изображения не только отражают реальность. Но и несут в себе большое обобщение и критическое восприятие действительности.
Четырьмя годами ранее он сам нарисовал свой портрет как прообраз гравюры для готовившегося, но не состоявшегося тогда

Слайд 5Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Оставшиеся

неизвестными для современников, эти изображения Пушкина оценены лишь столетия спустя. Рисунки по заключенной в них характеристике поэта столь емки и точны, а по манере исполнения столь смелы и артистичны, что не стареют, хотя и точно соотносятся с приметами пушкинской эпохи.
Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Оставшиеся неизвестными для современников, эти изображения Пушкина

Слайд 6Небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы

запечатлеть черты поэта на память для его друзей. Поэт еще очень молод, он открыто и благожелательно смотрит прямо на зрителя. Художник сумел передать интимные черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие детскую незащищенность натуры.

И.Е.Вивьен Портрет Пушкина

Небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для

Слайд 7Василий Андреевич Тропинин. Портрет А.С. Пушкина 1826
Тропинин написал Пушкина в халате,

с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется античной тоге.
У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, “что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой”, и только почистил его.
Василий Андреевич Тропинин. Портрет А.С. Пушкина 1826Тропинин написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно

Слайд 8«Любимец моды легкокрылый, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал,

волшебник милый, Меня, питомца чистых Муз, И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных Аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.»

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина 1827

«Любимец моды легкокрылый,  Хоть не британец, не француз,  Ты вновь создал, волшебник милый,  Меня,

Слайд 9Петр Федорович Соколов Портрет А.С. Пушкина Акварель1836
Смягчая внешнюю характерность и выделяя

внутреннюю гармонию, оттенок легкой грусти и душевное спокойствие, художник обращается к светлым и ясным чертам личности поэта.
Петр Федорович Соколов Портрет А.С. Пушкина Акварель1836Смягчая внешнюю характерность и выделяя внутреннюю гармонию, оттенок легкой грусти и

Слайд 10И. Л. Линев. Портрет А. С. Пушкина.
Из темной глубины фона

выступает лицо Пушкина с заострившимися чертами, неспокойным взглядом глубоко запавших глаз. С поразительной силой отразились в этом портрете пушкинские настроения последних лет жизни - усталость от житейских забот, невыносимое бремя конфликтов со светским обществом. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение поэта.
И. Л. Линев. Портрет А. С. Пушкина. Из темной глубины фона выступает лицо Пушкина с заострившимися чертами,

Слайд 11Николай Ге «Пушкин в селе Михайловском»1875
Пушкин, стоя у письменного стола в

рабочей комнате, читает свое новое произведение «Цыгане» долгожданному гостю. Рядом няня - Арина Родионовна - за обычным домашним занятием. Эта картина изображает последнюю встречу двух близких друзей. Ровно за десять месяцев до восстания Пущин первым из всех друзей и знакомых навестил опального поэта в Михайловском что было далеко не безопасно.
Николай Ге  «Пушкин в селе Михайловском»1875Пушкин, стоя у письменного стола в рабочей комнате, читает свое новое

Слайд 12 И.К. Айвазовский, "Пушкин на берегу

Черного моря" 1887г.
На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.
И.К. Айвазовский,

Слайд 13Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать

Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку."

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. "Прощание Пушкина с морем." 1887 г.

Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о

Слайд 14Памятник Пушкину в Москве. Скульптор А.М. Опекушин 1880
Памятник Пушкину был воздвигнут в

Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. На постаменте высечены строки из его стихотворения, которые звучат как пророчество.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства Добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…
Памятник Пушкину в Москве. Скульптор А.М. Опекушин 1880 Памятник Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади

Слайд 15Валентин Серов. А. С. Пушкин на садовой скамье. 1899.
Исследователи иконографии поэта

спорят о том, в каком месте изображен Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И.Е.Репин: "Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве - банальность и шаблонность."
Валентин Серов. А. С. Пушкин на садовой скамье. 1899.Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте

Слайд 16 Илья Репин «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года» 1911
На

картине изображен юный Пушкин, читающий Державину стихотворение «Воспоминание о Царском селе».Художник «дал волю неудержимой фантазии» и «писал с наслаждением» что не противоречило самому тщательному изучению документальных материалов.

Репина интересовало все: от пуговиц, формы ботфорт до этюдов зала с натуры , портретов лиц, присутствующих на экзамене.
Пушкин действительно стал героем дня 8 января 1815года, ибо день этот возвестил миру о рождении гениального поэта. Торжественная праздничность события была остро пережита художником и воплощена в картине.

Илья Репин «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года» 1911 На картине изображен юный Пушкин, читающий

Слайд 17Борис Михайлович Кустодиев.
А.С.Пушкин на набережной Невы. 1915
Бумага, акварель, белила.
Портрет

А.С.Пушкина. 1915 Бумага, итальянский карандаш.
Борис Михайлович Кустодиев.  А.С.Пушкин на набережной Невы. 1915 Бумага, акварель, белила.Портрет А.С.Пушкина. 1915 Бумага, итальянский карандаш.

Слайд 18Петр Петрович Кончаловский «Пушкин» 1932
Поэт проснулся поутру на своем диване, где

ночью работал, да так и уснул там. Он сидит, скрестив ноги по-турецки под стеганым одеялом золотистого шелка. На нем длинная ночная рубаха с распахнутым воротом, гусиным пером в
правой руке он касается уголка рта, в левой руке со знаменитым перстнем на большом пальце зажат листок с рукописью. Перед поэтом маленький круглый столик красного дерева, на нем листки, заполненные строчками стихов, графин и граненый стаканчик, подсыхающие корочки апельсина, а на фоне желтого стеганого одеяла лежит толстая черная тетрадь.

Лицо одухотворенное, обрамленный темными кудрями лоб, твердый рот, твердый взгляд, устремленный в зимнее окно, взгляд, полный глубокого созерцания и энергии творческого вдохновения.

Петр Петрович Кончаловский «Пушкин» 1932Поэт проснулся поутру на своем диване, где ночью работал, да так и уснул

Слайд 19Н.Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу
Энергичен поворот головы,

смел и пронзителен взгляд в сторону «Золотого зверинца». Разителен контраст: Пушкин, его жена и толпа придворных. На фоне роскошных нарядов, аксельбантов, орденов, эполетов - строгая фигура поэта в черном камер-юнкерском мундире, четкий профиль его резко повернутой головы с темными волнистыми волосами. Ему, естественно, отведена в композиции главная роль: он - в центре внимания.
Фигуры расположены справа налево по спирали, начало которой - Наталья Николаевна и ее отражение в зеркале. Эта упругая спираль, которая как бы раскручивается, рваный ритм линий и пятен, сочетание пурпурного, синего и почти черного, краска, нанесенная беспокойными мазками, сообщают полотну напряженность, рождают тревогу.
Н.Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балуЭнергичен поворот головы, смел и пронзителен взгляд в сторону

Слайд 20При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В

самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.

Н. ГОГОЛЬ

Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою...

А. ПЛАТОНОВ

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть