Слайд 1Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский педагогический
колледж» в г.Касимове
презентация
по предмету МДК художественная роспись по дереву
Касимов
2015г.
Слайд 2Посещение мастер-класса по росписи объемных форм.
Слайд 4История Городецкой росписи
Украшение художественной городецкой росписью донца появилось
очень давно. На украшение донца художники не жалели ни времени, ни сил. Красота и богатство росписи прялки рекомендовали девушку и ее семью как людей достойных, благополучных, свидетельствовали о том, что девушка пользовалась в своей семье уважением и почетом. Расписанные в одном экземпляре по специальному заказу донца назывались подарочными или уникальными. Чаще всего такие донца отец дарил дочери или жених невесте. Добрые пожелания девушке выражались в изображениях на прялке: богатый дом, карета с тройкой лошадей, праздничное застолье.
Слайд 5 Вытянутая форма донца привела к определенной схеме его
украшения. Композиции были 2-х или 3-х-ярусные. В верхней части донца располагалась сюжетная сцена (застолье, гулянье, именины,свадьба, гарцующие всадники). Второй ярус обычно занимала орнаментальная полоса. Это цветочные ветки, гирлянды, состоящие из розанов, купавок, листьев и ягод. В нижней части донца чаще всего изображались птицы как символ счастья, лошади как символ благополучия и богатства. В редких случаях могла изображаться и сюжетная сцена, но она была не так богата по своему содержанию, как сюжетная сцена на верхнем ярусе. Люди, которые изображались в сюжетных сценах, были одеты в богатых дорогих нарядах.
Слайд 6Поэтапность выполнения росписи
1 этап. работы. Это
грунтовка донец клеевыми красками. Для этого мастер заготавливал различные колера. Каждый ярус крылся своим цветом. Колер зависел только от фантазии мастера.
2 этап. После грунтовки художник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удалял поднявшиеся во время грунтовки ворсинки дерева. Затем покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, и донце просушивалось. Основа была готова под роспись.
Слайд 7 3 этап. Роспись велась такими же красками, приготовленными
на клею. Первым этапом росписи шел подмалевок (замалевок). Мастер брал один цвет и этим цветом вырисовывал коня, птицу или цветок (1,2). Этим цветом он проходил сразу по всей партии донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию, и так до тех пор, пока все донца не были замалеваны основными цветовыми пятнами.
Слайд 8 Далее мастер белилами прорисовывал места, где должны быть
изображены лица людей и кисти рук. Затем мастер приступал к оттеневке (тенежке). Более темным цветом, чем замалевок, при этом соблюдалась двухцветная гармония (голубой - синий; розовый - красный; красный - коричневый и т. д.).
Слайд 9 Следующим этапом в росписи была обводка. Она выполнялась
черным цветом. Это, прежде всего, обводка листьев, выполнение веточек. Черный цвет способен вносить в роспись торжественность и строгость. Также мастера пользуются им для достижения зрительного равновесия.
Слайд 10 Последним этапом росписи является оживка. При помощи белого
цвета как бы «оживали» цвета, листья и др. элементы композиции. Белый цвет объединял все мотивы в целостную композицию. Просушенное после росписи изделие мастер покрывал олифой.
Слайд 11 Городецкая роспись развивалась, как промысел оформления плоских поверхностей.
Это расписные донца, декоративные панно, разделочные доски. Кроме того, расписывали и другой товар: детские стульчики, каталки в форме коня или петуха (сделанные без единого гвоздя), мочесники (для пряжи).
Слайд 13 Графический и колористический эскизы