Слайд 1Презентацию выполнила
учитель ИЗО
Овдиенко Елена Алексеевна
ГБПОУ КГТ И Т №41
Бал
в истории и Культуре России
Слайд 2Цель: изучить значение балов в истории и культуре России
Задачи:
1. Изучить
историю появления и развития балов к России
2. Изучить церемонию проведения подготовки и проведения балов
3. Как отразились балы в литературе и искусстве 19 века
4. Обобщить собранный материал и выполнить презентацию
5. Провести опрос о том, что известно учащимся 21 века о балах 19 века.
6. Выступить перед учащимися 8 классов.
7. Составить словарь устаревших слов и выражений.
Цели и задачи
Слайд 3Началом истории балов в России считается петровский указ 1718 года, повелевавший
праздновать все важные события в виде организации ассамблей. Сначала балы устраивались при царском дворе, затем по очереди во дворцах вельмож. Монарх лично утверждал список гостей и присутствовал на всех ассамблеях. Для бала выделяли четыре зала: в одном вели беседы старейшины, в другом танцевала молодёжь, в третьем можно было курить и пить вино, в четвертом – играли в шахматы и шашки.
Слайд 5Первоначально многие считали бал мероприятием скучным и обременительным. В танцах одетые
по-европейски жёны и дочери знатных людей стыдливо и скованно двигались по заученному образцу.
Слайд 6От души веселился на балах-ассамблеях только царь Пётр. Он был прекрасным
танцором. Царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим балетмейстерам того времени. Пётр ввёл при дворе танец, где все участники медленно под монотонный марш двигались парами через зал. По знаку, данному монархом, музыка становилась быстрой и весёлой, дамы оставляли своих кавалеров и бросались на поиски новых. Все при этом спешили, суетились и сталкивались друг с другом. Стоило царю подать очередной сигнал, как танцующие вновь медленно и чинно парами пересекали зал. Кавалера, оказавшегося без дамы, Петр заставлял выпивать одним махом «Кубок большого орла».
Слайд 7Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки
(лимонад, оршад и др.). Вместо шашек и шахмат играли в карты. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картины, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.
сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста.
Слайд 8Со времѐн Анны Иоанновны праздничным придворным балом отмечались императорские дни ,
свадьбы, дни рождений и именин членов семьи монарха, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам.
Слайд 9Большой роскошью отличались костюмированные балы прекрасной танцорки, «мастерицы менуэта» императрицы Елизаветы
Петровны. Императрица любила маскарады-метаморфозы, когда мужчины переодевались женщинами, женщины – мужчинами. Государыня была очень эффектна в мужском наряде, блистала не только в придворных, но и в «природных русских танцах».
Слайд 10Истинного блеска великосветские балы в России достигли в эпоху Екатерины II.
Казна была полна и балы, отличались особым размахом. Царица запретила являться на танцы в «в темноцветных платьях». Вопросом, могут ли жёны офицеров принимать участие на балу в Оперном доме, занимался Сенат. Екатерина II зафиксировала церемониал праздничного мероприятия – очерёдность танцев соблюдалась с таким же пиететом, с которым выполнялись фигуры полонеза или кадрили.
Слайд 11Все официальные балы начинались полонезом: на свадьбе царя Петра III и
Екатерины II его танцевали в нескольких отличавшихся друг от друга интерпретациях. Полонезом «Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!» Екатерина и её фаворит князь Григорий Потёмкин открыли 28 апреля 1791 года в только что построенном Таврическом дворце большой бал, по случаю победы над Турцией – взятия крепости Измаил. Это был один из самых роскошных балов в истории России: счастливая царица, усыпанный бриллиантами Потёмкин, три тысячи гостей, ужин на золотом сервизе. Балет на 24 пары танцоров, специально написанные к этому случаю Гавриилом Державиным оды и полонез Осипа Козловского, который четверть века оставался неофициальным гимном России [2]. Эпоха получила название танцующей и паркетной
Слайд 12Профессиональные учителя танцев – танцмейстеры, появились в России во времена Петра
I, когда танец стал обязательным предметом во всех учебных и военных заведениях.
Слайд 13Неумение танцевать считалось недостатком воспитания. Обучение танцам начиналось рано, пишет Ю.
Лотман в «Беседах о русской культуре», с пяти-шести лет [3]. Оно было мучительным и напоминало тренировку спортсмена или муштру рекрута усердным фельдфебелем.
Слайд 14Дети начинали участвовать в балах с 13–16 летнего возраста. «Там будет
бал, там детский праздник», – писал Пушкин в романе «Евгений Онегин». Детские праздники начинались и оканчивались раньше балов для взрослых. С.Л. Пушкин, отец поэта, часто устраивал в своем доме танцевальные вечера для детей, на которые съезжались все знакомые. В 1805–1811 гг. Пушкин регулярно бывал на таких танцевальных вечерах у князей Трубецких и Бутурлиных. По четвергам он со своей сестрой Ольгой и матерью Надеждой Осиповной посещал балы у Йогля, о которых упоминается даже в «Войне и мире» Толстого. В романе Льва Николаевича московский танцмейстер представлен как великолепный педагог, который учит танцу детей графов Ростовых. На организуемые им детские балы съезжалась вся Москва. На одном из них Александр Пушкин впервые увидел Наташу Гончарову.
Слайд 15Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с
восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать.
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф. Кони)
Слайд 16Второй бальный танец – вальс.
«Однообразный и безумный,
Как вихорь
жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой», – писал о нѐм Пушкин.
Слайд 17
Именно на вальс — танец, считавшийся молодежным и среди старшего поколения
неприличным, — была приглашена дебютантка Наташа Ростова.
Слайд 18Балы получили в России очень широкое распространение. К примеру, в Петербурге
и в Москве их счет шѐл на тысячи в год. Пушкин жаловался, что обилие балов, устраиваемых с утра до поздней ночи, не только утомляет, но порой приводит к трагедии. Бывало, что дамы на балу теряли сознание.
Слайд 19Нередко во время исполнения мазурки между юношами и девушками происходили судьбоносные,
невозможные в любой другой ситуации объяснения. Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной».
Слайд 21Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине»
этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского.
Слайд 22 Известно, что Фѐдор Достоевский с удовольствием танцевал мазурку во время
пребывания в Старой Руссе. Другой известный писатель того времени, Николай Чернышевский, с женой Ольгой лихо плясал польку. Николай Добролюбов на маскарады приходил переодетый Купидоном. Средства на общественные балы собирались по подписке, либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий.
Слайд 23на шее".
Выделяли в бальной семье маскарады , благотворительные балы, на которые
продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее»
Слайд 24Костюмированный бал в залах Зимнего дворца, вошедший в историю под названием
«Бала 1903 года», стал самым ярким придворным танцевальным празднеством времен царствования Николая II. На бал царское окружение явилось в тщательно воссозданных нарядах допетровского времени.
Слайд 25В России 20-21 веков, после длительного забвения, когда балы заменили «ёлками»,
бальные традиции начали возобновляться. Проводятся исторические балы, где исполняют старинные танцы разных эпох, обычно в исторических костюмах. Эти танцы изучаются в клубах исторических танцев. Действует Международная ассоциация исторического танца.
Ал в истории культуре и