Презентация, доклад по изобразительному искусству Былинный образ земли русской

Содержание

Александр Фёдорович Гильфердинг, славяноведБылины — это эпические песни, в которых воспеты герои­ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто­рии."Когда человек усомнится, чтобы бога­тырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на ме­сте целое войско,

Слайд 1Былинный образ Русской земли
Березовская И. В.

Былинный образ Русской земли Березовская И. В.

Слайд 2Александр Фёдорович Гильфердинг, славяновед
Былины — это эпические песни, в которых воспеты

герои­ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто­рии.
"Когда человек усомнится, чтобы бога­тырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на ме­сте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное боль­шинство тех, которые его слушают, — безусловно верят в исти­ну чудес, какие в былине изображаются.»
Их достоверность не подвергалась сомнению.

В народе былины называли "старинами", "старинками", "старинушками"

Ай мне спеть, мне-ка старинушку старинную,
Что старинную, старинушку бывалую...

Александр Фёдорович Гильфердинг, славяноведБылины — это эпические песни, в которых воспеты герои­ческие события или отдельные эпизоды древней

Слайд 3Образ
русской земли
Макет центральной части древнего Киева
Древний Муром
Образ земли русской представлен в

былинах городами, наиболее известными защитой от нападения вражеских войск – Киев, Галич, Муром, Новгород.

Старый Галич

Господин
Великий Новгород

Образрусской землиМакет центральной части древнего КиеваДревний МуромОбраз земли русской представлен в былинах городами, наиболее известными защитой от

Слайд 4




Волга-матушка
Реки-озёра
Образ русской земли в былинах также

представлен в упоминании Могучего Днепра, Волги – матушки, Ильмень – озера и Белого моря, которые являются одними из важнейших исторических мест, в коих разворачиваются все события.

Сеча на Днепре


Заморские гости. Н Рерих

Волга-матушкаРеки-озёраОбраз русской земли в былинах также представлен в упоминании Могучего Днепра, Волги – матушки,

Слайд 5





Ильмень (Ильмер – по летописи;

Словенское море – у древних славян) – озеро в Новгородской области. Расположено на Приильменской низменности. Средняя площадь 982 км2 (в зависимости от уровня воды меняется от 733 км2 до 2090 км2). Длина около 45 км, ширина до 35 км, глубина до 10 м.Берега заболоченные. В озеро впадает около 50 рек

Реки – озёра. Ильмень-озеро

Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому. Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами:
Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великия,
Аль бессчётной золотой казной?..
Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу —
золотые перья. На ближайшем же пиру музыкант
следует этому совету. С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью.

Садко

Ильмень (Ильмер – по летописи; Словенское море – у древних славян) – озеро

Слайд 6





Моря. Белое море. Соловецкие острова
Соловецкий

монастырь
Моря. Белое море. Соловецкие островаСоловецкий монастырь

Слайд 7Богатыри обращаются к русской земле за благословением на защиту
Исследуя образ русской

земли в былинах, читатели сталкиваются не только с образами "славных богатырей русских", но и с духовностью окружающего мира, с описаниями, указывающими на отношение восточных славян ко всему происходящему вокруг них. Образ земли в былинах и сказаниях, представлен также и описаниями окружающей русской природы. Довольно часто встречаются такие словоформы, как: «трава – мурава», «мать сыра земля», «ветер – владыка», свидетельствующие об особом почитании славянами природных явлений.

Витязь на распутье. В.М. Васнецов

Роковое утро Святослава. Овечкин Н.

Ночь воина

Богатыри обращаются к русской земле за благословением на защитуИсследуя образ русской земли в былинах, читатели сталкиваются не

Слайд 8Мать – сыра земля
Кто не почитает земли — кормилицы, тому она,

по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери — Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины, верили наши предки.
Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать — Сыра Земля!» «Чем заболел, тем и лечись!» — говорится в народе , и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся — разбился, на то самое место и молить землю о прощении.
«Вынуть след» у человека считалось самым недобрым умыслом.

Древнеславянский праздник Мать-Сыра Земля -Именинница. А Муха

Мать – сыра земляКто не почитает земли — кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба

Слайд 9Ветер – владыка
Фантазия древнего человека представляла их дующими - выпускающими из

своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. Ветер и "дух буен", приносящий град и снег, изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из облаков. Крылья, данные ветрам, — знак их быстрого полета. По народному поверию, зимние вьюги бывают оттого, что нечистые духи, бегая по полям, дуют в кулак. В высшей степени интересно украинское предание, утверждающее, что старый Ветер сидит с закованными устами... Предание это примыкает к мифу о грозном владыке демонов, который сидит окованный цепями и будет освобожден только при конце мира. Сверх того, веянье ветров сравнивали с действием кузнечных мехов в руках бога-громовника и его помощников. Эти мехи — метафора грозовых туч.
Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи, как к существам живым и готовым выручить в беде. Подобное обращение находим и в словах Ярославны: "О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно веяши? Чему мечеши хиновьския стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вой? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине море! Чему, господине, мое веселие по ковылию развеял?"
В народном творчестве ветер всемогущ. В сказке о Царевне-лягушке эта вещая жена режет полотно па мелкие лоскутки и бросает в открытое окно, причитывая: "Буйные Ветры! Разнесите лоскутки и сшейте свекору рубашку". В другой раз она изрезывает шелк, серебро и золото и выбрасывает в окно с приговором: "Буйные Ветры! Принесите ковер от моего батюшки".
Ветер – владыкаФантазия древнего человека представляла их дующими - выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и

Слайд 10Трава-мурава
Трава-мурава, травушка-муравушка, - всем нам с детства из сказок знакомы эти

словосочетания. Что это за трава такая, почему называют ее так нежно и поэтично, травушка-муравушка? Пойду пройдусь по траве-мураве, повествуют нам народные былины, по траве-мураве покачаюсь...
В старину на Руси зелёный цвет называли муравым, вот и травушку стали так величать. Например, муравленые изразцы — покрытые зеленой глазурью. Листья горца птичьего — насыщенного зеленого цвета.

Мурава лугов Ковром стелется

Трава-мураваТрава-мурава, травушка-муравушка, - всем нам с детства из сказок знакомы эти словосочетания. Что это за трава такая,

Слайд 11Богатыри обращаются к русской земле за благословением на защиту
Исследуя образ русской

земли в былинах, читатели сталкиваются не только с образами "славных богатырей русских", но и с духовностью окружающего мира, с описаниями, указывающими на отношение восточных славян ко всему происходящему вокруг них. Образ земли в былинах и сказаниях, представлен также и описаниями окружающей русской природы. Довольно часто встречаются такие словоформы, как: «трава – мурава», «мать сыра земля», « ветер – владыка», свидетельствующие об особом почитании славянами природных явлений.
Былинные богатыри Илья Муромец и Микула Сельянинович, описываются как пахари, занимающиеся «крестьянской работушкой».

Богатыри обращаются к русской земле за благословением на защитуИсследуя образ русской земли в былинах, читатели сталкиваются не

Слайд 12В героическом эпосе всегда, или почти всегда присутствует какой-нибудь государь, правитель

страны. Чаще всего этот государь является и главным героем всего эпоса. Он — первый среди равных ему могучих воинов, он обладает волшебной силой и мудро правит своей страной.

В. М. Васнецов. Баян

Непревзойденным мастером исполнения воинского эпоса был Баян, упоминающийся в «Слове о полку Игореве». Выражение «растекаться мыслию по древу» мы обычно употребляем в ироническом смысле — говорить многословно там, где можно этого не делать. Но в глазах автора «Слова» это однозначный комплимент — именно так, растекаясь мыслию по древу, волком по земле и орлом под облаком, пел знаменитый певец. Исторический Баян, если он вообще существовал, жил в XI–XII столетиях, в христианской Руси. Художник изобразил певца с поздними гуслями-псалтирью, вооружение воинов, слушающих Баяна, также относится к периоду XIV–XVI веков. По-видимому, Боян поет на тризне, погребальном пиршестве — певец и слушатели сидят на вершине кургана, перед ними — братина и ковши. Юный княжич на картине одет в полураспашной кафтан, изображенный на миниатюре «Изборника 1073 г.» — одной из древнейших русских рукописных книг.

В героическом эпосе всегда, или почти всегда присутствует какой-нибудь государь, правитель страны. Чаще всего этот государь является

Слайд 13Наиболее известные своими событиями в былинах являются
Киевский и Новгородский циклы.
Слились в

образе Владимира Красно Солнышко

Владимир Святославович
Владимир Всеволодович Мономах

Князь Владимир «Красно Солнышко» в былинах

Основными героями образа земли в русских былинах, являются богатыри, к которым проявлялось особое почтение, ведь они защищали родную землю и отражали нападения врагов. Наиболее ранними упоминаниями о богатырях являются былины о Дунае, Волхве Всеславьевиче и конечно мифологическом богатыре Святогоре.
Позднее, были созданы былины с подвигами, известных по сей день богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Сегодня былины делят на несколько циклов.





В киевском цикле былин богатыри идут на службу к князю Владимиру, а в новгородском цикле богатырями и защитниками представляются князья, крестьяне и купцы – Микула, Вольга, Садко.

Владимир Святославович князь новгородский

Владимир Всеволодович Мономах

Наиболее известные своими событиями в былинах являютсяКиевский и Новгородский циклы.Слились в образе Владимира Красно СолнышкоВладимир СвятославовичВладимир Всеволодович

Слайд 14К этому типу эпических властителей принадлежит и наш былинный князь —

Владимир Красное Солнышко, на пирах которого завязывается большинство былинных сюжетов. Например, кто-то из героев неудачно похвастал — и был вынужден доказывать свою похвальбу делами. Кто-то поссорился с самим князем из-за неудачного распределения места за столом — для людей древнего общества это было очень важно! Бывает и так, что герой, которого все считают пропавшим без вести, может явиться неузнанным на пир — и сорвать свадьбу своей жены с другим героем…

А. П. Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира.

К этому типу эпических властителей принадлежит и наш былинный князь — Владимир Красное Солнышко, на пирах которого

Слайд 15Виктор Васнецов. Три богатыря

Виктор Васнецов. Три богатыря

Слайд 16Богатыри – Стихии.
Горыня

Богатыри – Стихии. По преданиям и былинам существовали

богатыри-стихии и богатыри – люди. Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Это – стихии Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня, олицетворявшие собой разрушительные силы различных стихий — воды, земли, огня. В сказках они выступают рядом с главным героем, который имеет черты растительного (Сосна-богатырь, Покатигорошек) или животного мира (Медведко-богатырь).

Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.

Дубыня

Усыня

Богатыри – Стихии.Горыня Богатыри – Стихии. По преданиям и былинам существовали богатыри-стихии и богатыри – люди. Богатырь

Слайд 17Илья Муромец
Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, защитник русской

земли, Илья Муромец. Былин об Илье много, они составляют целый цикл, объединенный его личностью. Он представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причем силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессребренничество, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником. На нем, как и на старших богатырях, видим также мифические черты, перешедшие на него от Илии-пророка и Перуна, бога-громовника. Он первоначально был божеством грома, затем стал земледельческим божеством и, наконец, – богатырем-земледельцем.
Илья сидит сиднем тридцать лет, получает силу от калик перехожих (по некоторым былинам, от Святогора).

исполняет первую крестьянскую работу, едет к Святогору. Получив родительское благословение, он отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья-Разбойника, освобождает Чернигов от татар и встречает станишников, которым говорит об Алеше Поповиче. Приехав в Киев, он пирует у Владимира, на богатырской заставе Илья – вместе с другими своими «братьями крестовыми» – борется с Поленицей, Сокольником, Жидовином, бьется с татарами, напавшими на Киев, Калин, Идолище.
Первый факт из жизни Ильи – то, что он продолжительное время сиднем сидит, – Миллер объясняет мифологическим образом: доброе, благотворительное божество должно в течение всей зимы оставаться в бездействии, и только медвяное питье калик перехожих, то есть теплый дождь, изливающийся из весенних туч (калики перехожие), дает этому божеству чудотворную силу.

Илья МуромецРяд младших богатырей начинает собою главный их представитель, защитник русской земли, Илья Муромец. Былин об Илье

Слайд 18М. Врубель. Богатырь
Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего

богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Такой «мужичище-деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине, ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:
Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.
М. Врубель. БогатырьВрубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым,

Слайд 19Васнецов. Три богатыря. Добрыня Никитич. Фрагмент
Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли

с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. Он второй после Ильи Муромца по значению богатырь. «Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа: благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается единой даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся.
Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче – «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич – воин.
В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто бывает при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.
Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах, он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек, в частной жизни он человек тихий и смирный.
Васнецов. Три богатыря. Добрыня Никитич. ФрагментДобрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и

Слайд 20Васнецов. Три богатыря. Алёша Попович. Фрагмент
Алеша Попович тесно связан с Ильей

Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алешей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни, а именно – былины о змееборстве Добрыни и Алеши почти совершенно сходны друг с другом.
Алешу отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие – с другой. Алеша Попович, кроме того, горделив, спесив, бранчлив, задорен и груб, в бою верток, хитер: он, наконец, женский пересмешник. Его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение.
В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю. По мнению О. Миллера, это выражение темного свойства светлого мифического существа, например, солнца, которое иногда приносит вред людям слишком палящими своими лучами.
Васнецов. Три богатыря. Алёша Попович. ФрагментАлеша Попович тесно связан с Ильей Муромцем и с Добрыней Никитычем: он

Слайд 21Святогор – огромный великан, «выше леса стоячего»; его с трудом носит

Мать Сыра-Земля. Он живет на высоких Святых горах; когда он идет, земля и леса колышутся, реки выливаются из берегов. Как-то раз Святогор хвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал богатырь Микула Селянинович и бросил на землю сумку, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть сумку, погружается в землю по колено и здесь, не одолев «тяги земной», кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

М. Врубель.
Микула Селянинович

Микула Селянинович встречается в былинах о Святогоре и о Вольге Святославиче. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Он предвещает появление младших богатырей, хотя еще остается земледельческим божеством. Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу. Страшная его сила, сопоставление со Святогором и другие черты, в которых он изображается, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.

Н. Рерих. Святогор



Святогор – огромный великан, «выше леса стоячего»; его с трудом носит Мать Сыра-Земля. Он живет на высоких

Слайд 22Вольга Святославич (или Всеславич) — яркий образ дружинного предводителя. Он любит

свою дружину, и она готова пойти за него в огонь и воду. На рисунке И. Я. Билибина Вольга и его витязи изображены в позднем военном облачении: на шлемах — флажки-яловцы, щиты имеют миндалевидную форму. Шлемы такого вида имеют ближневосточное происхождение и появились только в XVII столетии в арсенале поместной конницы. Вольга Святославович, или Волх Всеславич; имена его объясняются всеми почти одинаково: Волх первоначально был нарицательным словом, то есть обозначало волхва и только потом сделалось собственным именем; отчество Всеславич указывает нам на известного кн.-оборотня Всеслава Полоцкого. В именах Вольга и Святославович отражаются воспоминания о вещем Олеге и Святославе.

И. Я. Билибин. Вольга и Микула.


И. Я. Билибин. Былинный богатырь Вольга и его дружина.


Вольга Святославич (или Всеславич) — яркий образ дружинного предводителя. Он любит свою дружину, и она готова пойти

Слайд 23Н.К.Рерих, который знал и любил историю своего отечества, с особым чувством

относился к героям русских былин и, конечно же, уделил им особое внимание в своём творчестве. Одним из ярчайших произведений художника на эту тему является сюита «Богатырский фриз»


Н. Рерих. Илья Муромец


Н. Рерих. Вольга Святославич

Н. Рерих. Микула Селянинович

Н.К.Рерих, который знал и любил историю своего отечества, с особым чувством относился к героям русских былин и,

Слайд 24Н.К.Рерих, сюита «Богатырский фриз»

. Соловей-разбойник

Садко
Баян
Витязь

Н.К.Рерих, сюита «Богатырский фриз» . Соловей-разбойник СадкоБаянВитязь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть