В народе былины называли "старинами", "старинками", "старинушками"
Ай мне спеть, мне-ка старинушку старинную,
Что старинную, старинушку бывалую...
Старый Галич
Господин
Великий Новгород
Сеча на Днепре
Заморские гости. Н Рерих
Реки – озёра. Ильмень-озеро
Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому. Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами:
Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великия,
Аль бессчётной золотой казной?..
Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу —
золотые перья. На ближайшем же пиру музыкант
следует этому совету. С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью.
Садко
Витязь на распутье. В.М. Васнецов
Роковое утро Святослава. Овечкин Н.
Ночь воина
Древнеславянский праздник Мать-Сыра Земля -Именинница. А Муха
Мурава лугов Ковром стелется
В. М. Васнецов. Баян
Непревзойденным мастером исполнения воинского эпоса был Баян, упоминающийся в «Слове о полку Игореве». Выражение «растекаться мыслию по древу» мы обычно употребляем в ироническом смысле — говорить многословно там, где можно этого не делать. Но в глазах автора «Слова» это однозначный комплимент — именно так, растекаясь мыслию по древу, волком по земле и орлом под облаком, пел знаменитый певец. Исторический Баян, если он вообще существовал, жил в XI–XII столетиях, в христианской Руси. Художник изобразил певца с поздними гуслями-псалтирью, вооружение воинов, слушающих Баяна, также относится к периоду XIV–XVI веков. По-видимому, Боян поет на тризне, погребальном пиршестве — певец и слушатели сидят на вершине кургана, перед ними — братина и ковши. Юный княжич на картине одет в полураспашной кафтан, изображенный на миниатюре «Изборника 1073 г.» — одной из древнейших русских рукописных книг.
Владимир Святославович
Владимир Всеволодович Мономах
Князь Владимир «Красно Солнышко» в былинах
Основными героями образа земли в русских былинах, являются богатыри, к которым проявлялось особое почтение, ведь они защищали родную землю и отражали нападения врагов. Наиболее ранними упоминаниями о богатырях являются былины о Дунае, Волхве Всеславьевиче и конечно мифологическом богатыре Святогоре.
Позднее, были созданы былины с подвигами, известных по сей день богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Сегодня былины делят на несколько циклов.
В киевском цикле былин богатыри идут на службу к князю Владимиру, а в новгородском цикле богатырями и защитниками представляются князья, крестьяне и купцы – Микула, Вольга, Садко.
Владимир Святославович князь новгородский
Владимир Всеволодович Мономах
А. П. Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира.
Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
Дубыня
Усыня
исполняет первую крестьянскую работу, едет к Святогору. Получив родительское благословение, он отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья-Разбойника, освобождает Чернигов от татар и встречает станишников, которым говорит об Алеше Поповиче. Приехав в Киев, он пирует у Владимира, на богатырской заставе Илья – вместе с другими своими «братьями крестовыми» – борется с Поленицей, Сокольником, Жидовином, бьется с татарами, напавшими на Киев, Калин, Идолище.
Первый факт из жизни Ильи – то, что он продолжительное время сиднем сидит, – Миллер объясняет мифологическим образом: доброе, благотворительное божество должно в течение всей зимы оставаться в бездействии, и только медвяное питье калик перехожих, то есть теплый дождь, изливающийся из весенних туч (калики перехожие), дает этому божеству чудотворную силу.
М. Врубель.
Микула Селянинович
Микула Селянинович встречается в былинах о Святогоре и о Вольге Святославиче. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Он предвещает появление младших богатырей, хотя еще остается земледельческим божеством. Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу. Страшная его сила, сопоставление со Святогором и другие черты, в которых он изображается, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
Н. Рерих. Святогор
И. Я. Билибин. Вольга и Микула.
И. Я. Билибин. Былинный богатырь Вольга и его дружина.
Н. Рерих. Илья Муромец
Н. Рерих. Вольга Святославич
Н. Рерих. Микула Селянинович
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть