Слайд 1Русский народный костюм
Урок изобразительного искусства для 5 класса
Слайд 2
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда.
Народный костюм это бесценное
неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Слайд 3Женский костюм содержит много символики:
пояс разделяет фигуру на верх и низ,
верх символизирует землю и небо,
голова - солнце,
низ - вода, подземные источники.
Существовал заговор от недуга:
Пойду я в чистое поле под красное солнце, под светлый месяц, под чистые звёзды, под полётные облака, стану я, раб Божий… , в чистом поле на ровное место, что на престол Господа моего, облаками облачусь, небесами покроюсь, на главу свою кладу красное солнце, подпояшусь светлыми зорями, обтычусь звёздами что вострыми стрелами – от всякого злого недуга.
Слайд 4В русской женской одежде вплоть до XIX в. четко выделялись два
типа:
1. с сарафаном (северорусский)
2. комплекс с поневой-юбкой (южнорусский).
Слайд 5Рассмотрим северорусский костюм.
Комплекс одежды с сарафаном состоял :
из рубахи с
прямыми поликами или без поликов,
сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника.
Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний.
Слайд 6Девичья повязка и сарафан -льняная пестрядь.
Слайд 7Рассмотрим и сравним костюмы разных губерний России
Архангельский костюм с душегреей
Рубаха из малинового штофа. Оплечье, горловина и нагрудный разрез украшены вышивкой золотой и серебряной нитью, черным бисером, блестками.
По краю проложены шерстяные "пушки".
Юбка из холста.
Сарафан из малинового штофа. Душегрея из атласа.
Кокошник.
Платок.
Слайд 8Архангельский костюм с пестрядинным сарафаном
Рубаха из белого холста по низу
рукавов отделана кружевом
Сарафан пестрядинный, в красно-черно-белую клетку, вверху заложен в складки.
Передник из пестряди, с тканым орнаментом.
По верхнему срезу заложены односторонние складки.
Девичья повязка.
Платок из фабричного ситца.
Слайд 9Женский костюм села Ненёкса состоял из рубахи, юбки, полушубка (так называемой
душегреи). Голову девушки украшала девичья повязка.
Слайд 10Hа рубаху одевалась широкая штофная юбка, сшитая из 5-6 полотнищ ткани
, собранная на талии в складки, по низу юбки пришивались ленты или мишурный галун. Юбку стали носить вместо сарафана - "штофника".
Слайд 11Каргопольский костюм состоял из длинной рубахи,
расшитой по рукавам и подолу,
сарафана, и убора-сороки.
Слайд 12Каргопольский сарафан обычно шился из домотканой пестряди - мелкой или средней
величины клетки .
Сарафан состоит из прямых полотнищ и боковых клиньев. Лямки удлинены. Спереди начинается от линии груди (не над грудью), а по спинке - чуть выше талии. Грудка по отношению к талии приподнята . Сарафан дублируется плотной подкладочной тканью (холст), из-за чего изделию придавалась упругая пышная форма.
Слайд 13Сорока встречается в большинстве губерний России как широко распространенный женский головной
убор, имеющий очень древние корни.
Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым "копытцем" надо лбом, называется "сдерихой". Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером и жемчугом.
Слайд 14Костюм девушки нижегородской губернии
Костюм девушки нижегородской губернии состоял
из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением "ожерельи".
Слайд 15Девичий венчальный костюм Новгородской губернии.
Слайд 16Вологодский костюм с сарафаном из холста
с набивным рисунком
Рубаха из
белого холста. На линии плеч и по низу - узорное ткачество, вокруг выреза горловины - защипы, собранные на обтачку из красной ткани.
Сарафан с бретелями. Из синего холста с набивным рисунком.
Тканый пояс с кистями, из красного гаруса.
Головной убор.
Платок из белого домотканого холста. Края декорированы узорным ткачеством и сборкой.
Овчинный полушубок с выстроченным орнаментом
Слайд 17Московский костюм с красным сарафаном
Холщовая белая рубаха с красными прямыми
поликами. Отделка красной тканью.
Сарафан красный, распашной. Отделка цветной тканью.
Кокошник.
Платок.
Лапти.
Слайд 18Московский костюм с красным сарафаном
Холщовая белая рубаха с красными прямыми
поликами. Отделка красной тканью.
Сарафан красный, распашной. Отделка цветной тканью.
Кокошник.
Платок.
Лапти.
Слайд 19 Девичий костюм Рязанской губернии
Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый
наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна.
Он состоял из длинной рубахи , поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками.
Слайд 20Девичий праздничный костюм Вятской губернии
Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи,
сарафана,
передника,
нижних юбок и вязаного пояса.
Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником - фартуком
Слайд 21Девичий праздничный костюм Вологодской губернии
Сарафан сшит в виде высокой юбки из
семи прямых полотнищ темно-синей ткани.
Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками.
Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов .
Слайд 22Рассмотрим южнорусский костюм с понёвой.
Комплекс одежды с понёвой включал в
себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную.
Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской.
Его принято считать наиболее древним у восточных славян. Ученые предполагают, что его основные части — рубаха, понёва, кичкообразный головной убор — уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI—VII веках.
Слайд 23Смоленский костюм с поневой
Рубаха с декоративной планкой вдоль разреза.
Понева из
ткани в клетку, внизу - полоса красного сатина.
Передник с орнаментальной вставкой-вышивкой.
Безрукавка из белой фабричной ткани, подкладка из домотканого сукна. Украшена кусочками кожи с мехом.
Головная повязка - пушки.
Лапти.
Слайд 24Курский костюм с поневой
Рубаха с прямыми поликами из кумача.
Распашная
понева. Носилась "с подтыканием", орнамент расположен на изнаночной стороне.
Передник с нагрудной планкой украшен полосами кумача и позументом.
Чепец.
Шаль.
Зипун из домотканого сукна.
Лапти.
Слайд 25Тульский костюм с поневой
Рубаха.Отделка - узорное ткачество.
Синяя понева в клетку,
низ декорирован цветными лентами и узорным ткачеством.
Передник с лифом.
Девичья повязка.
Шушпан из белого домотканого сукна.
Лапти с онучами.
Слайд 26Калужский костюм с поневой
Рубаха с прямыми поликами из кумача, украшенными узорным
ткачеством. Манжеты отделаны цветными шелковыми лентами.
Понева из ткани в крупную клетку.
Передник с грудкой, из пестряди. Украшен узорным такчеством, цветным кружевом.
Головной убор: рогатая кичка, банты (налобник), мохры (налобник), наушники с назатыльником.
Лапти с онучами.
Слайд 27Народный костюм в изображении русских художников.
Слайд 28Народный костюм в изображении русских художников.
Слайд 29Народный костюм в изображении русских художников.