Слайд 1Театр кукол
Мышелова Маргарита Степановна
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №82 г. Владивостока
Слайд 2Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который
входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.
Слайд 3Театр кукол
В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются
или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными, горельефными) и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: театр кукол, так, кстати, называются все профессиональные театры кукольной анимации.
Слайд 4Среди театров кукол различают три основных типа:
Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых
и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Слайд 52. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с
помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Слайд 63. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают
объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
Слайд 7История
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие
затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии и Древнего Китая.
Слайд 8Виды театров кукол
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов
кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.
Слайд 9Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека,
убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических представлений.
Слайд 10Виды кукол
Марионетка— кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических
прутьев или деревянных палочек.
Слайд 11Петрушечная кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
Слайд 12Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается
теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
Слайд 13Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.
Слайд 14Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи
которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
Слайд 15Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы
не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены.
Слайд 17Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету
сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
Слайд 18Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого
рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
Слайд 19Кукла театра теней — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень
на экран, который является сценой театра теней.
Слайд 21Тантамареска — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность
речи и жестикуляция, выразительность движений.
Слайд 22Это интересно!
Театр кукол в психологии
В 1990-х годах И. Я. Медведева и
Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.
Слайд 23Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_кукол/
https://ru.wikipedia.org
http://govoritufa.ru/news/culture/v-ufe-vystupit-ukrainskiy-teatr-teney-teulis
http://xn----9sbcmbtndug2a0b8c3b.xn--p1ai/toys/144-kukolnyy-teatr-svoimi-rukami-perchatochnye-kukly.html
http://www.zhans.ru/theatr.php
http://vla813280.narod.ru/html/3.3.3.html
http://ickust.claw.ru/shared/icks/3300.htm
http://a-pesni.org/teatr/rusnarod/vertep/vert-anna.php
http://vmirekykol.blogspot.ru/2012/04/blog-post_10.html
http://nvologda.ru/?p=6515
https://muzofond.com/search