Слайд 3Одежда народов, живущих на территории России, имела не только самые разнообразные
варианты форм, но кроме своего основного предназначения - чисто утилитарного (защита от холода, от зноя, дождя и так далее), - она имела собственные ритуальные и символические функции. Именно таков чувашский костюм, о котором пойдёт речь в данной статье. Он может рассматриваться в трёх аспектах по основным признакам этногрупп: вирьял - это верховые (с верховьев Волги), анатри - низовые, анат енчи - средненизовые чуваши. Их костюмы различаются по пошиву, цветовым предпочтениям и орнаментальному характеру украшений.
Слайд 6В старину мужские рубашки у чувашей с верховьев Волги были длинными
и широкими, прямо до колен. Они выкраивались тоже туникообразно, а грудной разрез был сбоку - справа или слева. Воротника такая рубаха не имела. Мужской чувашский национальный костюм характерен мелкими, но важными отличительными деталями. Грудной разрез рубахи завязывался тесьмой, а вокруг красовалась вышивка, и чем богаче она была, тем праздничнее. Так же украшены были концы рукавов и подол. Будничные же одежды часто вообще не были украшены. Костюм чувашского народа был предназначен не только для работы и праздников. Например, белизна мужских рубашек была традиционной и обязательной для всех, поскольку предназначалась и для языческих культовых отправлений. Здесь отличия были только в качестве холста: у богатых - потоньше, у бедных - погрубее. Рубахи носили под пояс. Интересно наблюдать, как видоизменялся крой в зависимости от развития технического прогресса. Как только появились широкие покупные ткани, чувашский мужской костюм приобрёл круглые проймы, потерял ластовицы, стал обязательным воротник. Прохладными вечерами летом чуваши красовались в лёгком холщовом белоснежном кафтане и пуставе из синего или чёрного сукна. Запах был предусмотрен справа налево, часто встречалась приталенная спинка со сборками.
Слайд 8Праздничные шуборы богато украшены по груди, воротнику, краю каждой полы и
сзади - треугольником. Помимо вышивок использовались и другие техники - аппликации шёлком, например. Иногда шуборы выкраивались прямоспинными, они были обязательно белыми, их нужно было подпоясывать очень красивыми ткаными поясами. Такие в старину носили жрецы на жертвоприношениях. А потом стали надевать и простые пожилые мужчины. Вот такой был чувашский мужской костюм, фото можно увидеть выше
Слайд 10Чувашские мужчины осенью носили длинные, ниже колен, кафтаны из толстого сукна,
у которых был большой отложной воротник и запахивающиеся под кушак полы. А зимой появлялись большие овчинные шубы - жёлтые или чёрные. Они были очень длинными, на талии многочисленные сборки или складки, а меховая отделка шла по вороту и по рукавам. Кстати, чем больше было сборок и складок, тем шуба считалась богаче. А лучшие из них обшивались каймой по рукавам, карманам, воротнику и краям пол - чаще всего чёрного цвета. На кайму шла мерлушка, сафьян или хорошее дорогое сукно. В дорогу поверх шубы или кафтана на случай непогоды надевали чапан, дождевик или епанчу из очень плотного сукна, которые выкраивались прямоспинными и длиной до щиколоток, с огромным воротником и очень глубоким запахом. Носили дождевики либо нараспашку, либо под кушак.
Слайд 13Обувь
Самым основным видом обуви на три, а то и четыре
сезона были и у женщин, и у мужчин обыкновенные лапти. У каждого народа был свой собственный способ плетения этой экологичной, удобной и лёгкой обувки. Чуваши плели мужские лапти из семи лычек, где головка была относительно небольшой, а борта довольно низкими. А вот женские выплетались изысканно и тщательно. Полоски лыка изготавливались более тонкие, узкие, потому и требовалось большее число лычек - их было девять или двенадцать. К тому же верховые чувашки рядом с головкой пропускали тонкую верёвочку, так можно было легко отличить их от мужских.
Слайд 14Свадебная одежда Жениха одевали к свадьбе в красиво вышитую рубаху, которую
приготовила ему невеста, суконный синий кафтан с кушаком, за которым была нагайка, сапоги, смушковую шапку и чёрные перчатки. Верховые чуваши на кафтан надевали специальное оплечье - сетка из бисера, украшенная раковинами по краям, а ворот кафтана и его передние края были обшиты кумачом. И жених, и его дружки были одарены невестой вышитыми полотенцами, которые они либо повязывали вокруг талии, либо перекидывали через плечо. Невеста, как уже было сказано, несла на себе пуд. Богато вышитая рубашка, разукрашенный шубор, суконный пустав, сапожки или ботинки кожаные с чулками, а остальное - украшения. Причём наряды её в течение свадебного обряда менялись с девичьего на женский, но легче не становились. Очень красивы были на свадьбе ещё три человека: тамада (предводитель), старший дружка и сваха. Свадебный халат дружки был действительно впечатляющим. Белоснежный холст, выкроенный по принципу распашного халата, длинный, прямой, без застёжек. Белый цвет считался священным, к нему очень трепетно относились. А вот кафтан предводителя свадьбы уже был по максимуму украшен и вышивками, и нашивками из шёлковых тканей или лент. Сваха поверх своего богато расшитого кафтана куталась в ручной работы огромный платок - шёлковый с узорами или просто расшитый вышивками. Это знак, который был понятен всем, - её особое положение на этом торжестве. Яркие орнаменты свадебных предметов - покрывал, платков, наспинного наряда жениха, плясового специального платка, покрывала для чиряса с пивом - всё это добавляло красочности и торжественности событию. -